Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:17, курсовая работа
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 8
1 1 Особенности формирования и развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста 8
1 2 Игра как средство диагностики и развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста 13
1 3 Влияние игровой деятельности на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2 Психолого-педагогическая работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 36
2 1 Диагностика уровня межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 40
2 2 Содержание педагогической деятельности по развитию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре 55
2 3 Качественный и количественный анализ результатов исследования 46
Заключение 73
Список литературы 75
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 8
1 1 Особенности
формирования и развития
1 2 Игра как
средство диагностики и
1 3 Влияние игровой
деятельности на межличностные
отношения детей старшего
ГЛАВА 2 Психолого-педагогическая работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 36
2 1 Диагностика
уровня межличностных
2 2 Содержание
педагогической деятельности
2 3 Качественный
и количественный анализ
Заключение 73
Список литературы 75
Приложения 80
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
С. Л. Рубинштейн сказал: «первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отно¬шение к другому человеку, к людям составляет основ¬ную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям!?! с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [Руб.,57].
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребёнка в целом. В старшем дошкольном возрасте происходят изменения в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.
Общение с детьми
- необходимое условие
Игра – основной
вид деятельности в дошкольном возрасте.
В игре происходит существенная перестройка
поведения ребенка – оно
Отношения старших дошкольников в игре сложны, избирательны и не всегда благоприятны для ребенка. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.
Осложненные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, на формировании его личностных качеств. Лишенный положительных контактов с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе, в своих возможностях.
Педагог должен заботиться об усвоении ребенком норм поведения в коллективе и о благополучии его отношений со сверстниками. Для этого необходимо знать возможные причины осложнений. Ими могут стать: недостаточная развитость игровых знаний и умений, в результате которой ребенок не привлекает сверстников в качестве партнеров по игре!?! неумение сдерживать себя, управлять своим поведением – ребенок разрушает детские игры!?! излишняя замедленность действий – он отстает в своих действиях от сверстников!?! недостаточная сформированность потребности в игровом общении – игру в одиночестве ребенок предпочитает совместным играм с детьми!?! нарушение норм игрового общения, преобладание эгоистических стремлений в поведении – он не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования!?! преобладание у него интересов, не связанных с игрой (стремление конструировать, лепить, рисовать и т. п.) и не являющихся ведущими для остальных детей группы.
Так же необходимо знать: владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми игровыми навыками и умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их творчески реализовать, понять замысел другого. В зависимости от характера нарушений игровой деятельности необходимо путем систематических совместных игр-занятий с ребенком расширять его знания о содержании игровых действий, их последовательности, обогащать его игровые замыслы, формировать умение последовательно и до конца воплощать задуманное, умение понимать замысел товарища.
В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория «Формирование личности ребенка». Большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В. Антоновой, Т.А. Репиной и Л.А. Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А. Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А. Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В. Антонова исследовала возрастные проявления общения.
Таким образом, «межличностные отношения», — это, многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер.
Все выше изложенное определило тему: «Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Цель работы: выявление особенностей формирования положительных межличностных отношений дошкольника в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность, как условие формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: 1. Игра, являясь
ведущим видом деятельности дошкольника,
а следовательно, и наиболее эффективным
средством воспитательно-
2.Мы считаем, что на положительную специфику межличностных отношений влияет воспитание в семье.
3.В дошкольном коллективе
будут положительные
Задачи:
1.Изучить особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
2.Рассмотреть диагностические и развивающие функции игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3.Проанализировать влияние
игровой деятельности на
4.Провести диагностику
уровня межличностных
5.Раскрыть содержание
педагогической деятельности
6.Провести качественный
и количественный анализ
Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных авторов по проблеме исследования, таких как Шнейдер Л.Б., Сысенко В.А., Ручкин Б.А, Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф, а так же в трудах таких авторов, как Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Т.А.Репина, М.И.Лисина, С.Ф.Устименко, К.Н.Волков, Я.Л.Коломинский, А.Н.Сизанов и др.
Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проводимых, как в нашей стране, так и за рубежом, по проблеме изучения психологических причин, влияющих на межличностные отношения в группе сверстников, эта тема не до конца изучена и требует дальнейшего не только теоретического, но и экспериментального исследования.
Методики исследования:
1.Методика PARI -
исследование родительских
2.Тест-опросник
родительского отношения к
3.Методика исследования
межличностных отношений в
База исследования: Исследование проводилось на базе детского сада № 26 расположенного по адресу: г Москва, ул. Кировоградская, 42 с детьми 6-7 лет в основной и контрольной группе. Количество детей в каждой группе по 20.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
Взяв котелок, начинайте вместе с ребёнком читать стихотворение и по ходу его добавляйте соответствующие компоненты. То, что сделано своими руками – кладите в котелок, то, что вы решили изобразить пантомимой - покажите. А то, что захотели сказать – скажите, заглядывая внутрь котелка.
По завершению упражнения спросите ребёнка, что ему больше всего понравилось? Хотел бы он что-нибудь изменить в рецепте, добавить что-то своё? А что бы он ещё хотел сварить?
Пофантазируйте, приготовьте что-нибудь по своему рецепту.
Примечание: Данное упражнение
хорошо использовать и в такие
моменты, когда у ребёнка
Задание 4. Название: «Моя эмблема».
Цели: формирование представлений о себе!?! осознание своих интересов, устремлений!?! формирование самоуважения!?! эмоциональное сближение ребёнка и родителей. Формирование положительных межличностных отношений. Р
Материалы: бумага разного формата!?! цветной/белый картон!?! краски!?!
набор карандашей/фломастеров/мелков!
Описание упражнения:
Покажите ребёнку различные эмблемы, рассмотрите их.
«Как ты видишь, эмблема - это отличительный знак, на котором изображается то, что символизирует какую-то идею, человека, предметы.
А, что символизирует тебя? Какие предметы наиболее ярко отражают твой образ жизни, интересы, планы? Попробуй создать свою собственную эмблему»
После изготовления эмблемы:
- рассмотрите её вместе с ребёнком!?!
- пусть он расскажет, почему изобразил именно эти предметы!?!
- понравилось ли ему то, как он воплотил задуманное?
Примечание: Так же можно предложить ребёнку создать герб вашей семьи. Это задание лучше выполнять совместно с ним. Расскажите об истории вашего рода, если есть фотографии – покажите их. Спросите, что бы он хотел изобразить на гербе, и поделитесь своими замыслами. Постарайтесь найти то общее решение, которое бы наиболее полно отражало ваше с ним видение герба.
Результаты тест-опросника родительского отношения к детям, проанализируем в таблице 2.
семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.
В 3 семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.
В 4 семье - III параметр, симбиоз.
В 5 семье III параметр, симбиоз.
В 6 семье - II параметр, социальная желательность.
В 7 семье - IV параметр, гиперсоциализация.
В 8 семье - III параметр, симбиоз.
В 9 семье - V параметр, "маленький неудачник".
В 10 семье - IV параметр, гиперсоциализация.
Общий анализ:
По I параметру - 0 семей
По II параметру одна семья, 10% - с. № 6
По III параметру - три семьи, 30% с. № 4, № 5, № 8.
По IV параметру - три семьи, 30% № 1, № 7, № 10
По V параметру - 3 семьи, 30% № 2, № 3, № 9
В исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.
Информация о работе Формирования и развития межличностных отношений