Формирования и развития межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 8
1 1 Особенности формирования и развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста 8
1 2 Игра как средство диагностики и развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста 13
1 3 Влияние игровой деятельности на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2 Психолого-педагогическая работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 36
2 1 Диагностика уровня межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 40
2 2 Содержание педагогической деятельности по развитию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре 55
2 3 Качественный и количественный анализ результатов исследования 46
Заключение 73
Список литературы 75

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1 Теоретические  основы проблемы формирования межличностных  отношений детей старшего дошкольного  возраста в игровой деятельности 8

1 1 Особенности  формирования и развития межличностных  отношений у детей старшего  дошкольного возраста 8

1 2 Игра как  средство диагностики и развития  межличностных отношений детей  старшего дошкольного возраста 13

1 3 Влияние игровой  деятельности на межличностные  отношения детей старшего дошкольного  возраста 22

ГЛАВА 2 Психолого-педагогическая работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 36

2 1 Диагностика  уровня межличностных отношений  детей старшего дошкольного возраста  в игровой деятельности 40

2 2 Содержание  педагогической деятельности по  развитию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре 55

2 3 Качественный  и количественный анализ результатов  исследования 46

Заключение 73

Список литературы 75

Приложения 80

 

Введение

Человек не может  жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

С. Л. Рубинштейн сказал: «первейшее из первых условий  жизни человека – это другой человек. Отно¬шение к другому человеку, к  людям составляет основ¬ную ткань  человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям!?! с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [Руб.,57].

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным  этапом в развитии механизмов поведения  и деятельности, в становлении  личности ребёнка в целом. В старшем  дошкольном возрасте происходят изменения  в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками.

Практически в  каждой группе детского сада разворачивается  сложная и порой драматичная  картина отношений детей. Дошкольники  дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в  общении рано становится его основной социальной потребностью. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) старшие дошкольники осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Основой развития чувств коллективизма, являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания, которые получают дети в разнообразной деятельности.

Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре происходит существенная перестройка  поведения ребенка – оно становится произвольным, то есть осуществляется в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в действиях другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном. Любая ролевая игра содержит в себе скрытое правило и развитие ролевых игр идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. В игре происходит развитие когнитивных, деятельностных, коммуникативных свойств, более того, в игре формируется личность.

Отношения старших  дошкольников в игре сложны, избирательны и не всегда благоприятны для ребенка. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое  порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.

Осложненные отношения  со сверстниками отрицательно сказываются  на эмоциональном самочувствии ребенка  в группе, на формировании его личностных качеств. Лишенный положительных контактов  с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе, в своих возможностях.

Педагог должен заботиться об усвоении ребенком норм поведения в коллективе и о благополучии его отношений со сверстниками. Для этого необходимо знать возможные причины осложнений. Ими могут стать: недостаточная развитость игровых знаний и умений, в результате которой ребенок не привлекает сверстников в качестве партнеров по игре!?! неумение сдерживать себя, управлять своим поведением – ребенок разрушает детские игры!?! излишняя замедленность действий – он отстает в своих действиях от сверстников!?! недостаточная сформированность потребности в игровом общении – игру в одиночестве ребенок предпочитает совместным играм с детьми!?! нарушение норм игрового общения, преобладание эгоистических стремлений в поведении – он не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования!?! преобладание у него интересов, не связанных с игрой (стремление конструировать, лепить, рисовать и т. п.) и не являющихся ведущими для остальных детей группы.

Так же необходимо знать: владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми игровыми навыками и умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их творчески реализовать, понять замысел другого. В зависимости от характера нарушений игровой деятельности необходимо путем систематических совместных игр-занятий с ребенком расширять его знания о содержании игровых действий, их последовательности, обогащать его игровые замыслы, формировать умение последовательно и до конца воплощать задуманное, умение понимать замысел товарища.

В 1968 г. при Институте  дошкольного воспитания, была создана  лаборатория «Формирование личности ребенка». Большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В. Антоновой, Т.А. Репиной и Л.А. Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А. Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А. Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В. Антонова исследовала возрастные проявления общения.

Таким образом, «межличностные отношения», — это, многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер.

Все выше изложенное определило тему: «Особенности формирования межличностных  отношений детей старшего дошкольного  возраста в игровой деятельности».

Цель работы: выявление особенностей формирования положительных межличностных отношений дошкольника в процессе игровой деятельности.

Объект исследования: межличностные  отношения детей старшего дошкольного  возраста.

Предмет исследования: игровая  деятельность, как условие формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: 1. Игра, являясь  ведущим видом деятельности дошкольника, а следовательно, и наиболее эффективным  средством воспитательно-образовательной  работы, позволяет сформировать положительные межличностные отношения в детском коллективе при условии: использования диагностической функции игры!?! формирования у дошкольников представлений о положительных взаимоотношениях в коллективе сверстников.

2.Мы считаем, что на  положительную специфику межличностных отношений влияет воспитание в семье.

3.В дошкольном коллективе  будут положительные межличностные  отношения, построенные на уважении  и доверии, в случае, если каждый  из учеников будет проявлять  необходимые качества.

Задачи:

1.Изучить особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

2.Рассмотреть диагностические  и развивающие функции игры  в работе с детьми старшего  дошкольного возраста

3.Проанализировать влияние  игровой деятельности на межличностные  отношения детей старшего дошкольного возраста

4.Провести диагностику  уровня межличностных отношений  детей старшего дошкольного возраста  в игровой деятельности

5.Раскрыть содержание  педагогической деятельности по  развитию положительных взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста в игре

6.Провести качественный  и количественный анализ результатов  исследования

Теоретической основой исследования послужили труды российских и  зарубежных авторов по проблеме исследования, таких как Шнейдер Л.Б., Сысенко  В.А., Ручкин Б.А, Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф, а так же в трудах таких авторов, как Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Т.А.Репина, М.И.Лисина, С.Ф.Устименко, К.Н.Волков, Я.Л.Коломинский, А.Н.Сизанов и др.

Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проводимых, как в нашей стране, так и за рубежом, по проблеме изучения психологических причин, влияющих на межличностные отношения в группе сверстников, эта тема не до конца изучена и требует дальнейшего не только теоретического, но и экспериментального исследования.

Методики исследования:

1.Методика PARI - исследование родительских установок  и реакций

2.Тест-опросник  родительского отношения к детям  (А. Я. Варга, В. В. Столин

3.Методика исследования  межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)

База исследования: Исследование проводилось на базе детского сада № 26 расположенного по адресу: г Москва, ул. Кировоградская, 42 с детьми 6-7 лет в основной и контрольной группе. Количество детей в каждой группе по 20.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения,

 

Выдержка из работы

Взяв котелок, начинайте вместе с ребёнком читать стихотворение и по ходу его добавляйте соответствующие компоненты. То, что  сделано своими руками – кладите  в котелок, то, что вы решили изобразить пантомимой  - покажите. А то, что захотели сказать – скажите, заглядывая внутрь котелка.

По завершению упражнения спросите ребёнка, что ему  больше всего понравилось? Хотел  бы он что-нибудь изменить в рецепте, добавить что-то своё? А что бы он ещё хотел сварить?

Пофантазируйте, приготовьте  что-нибудь по своему рецепту.

Примечание: Данное упражнение хорошо использовать и в такие  моменты, когда у ребёнка непосредственно  случилась какая-нибудь неприятность, он о чём-то грустит, переживает. Проговорите  с ним, что именно его беспокоит, и предложите вместе «поколдовать». Придумайте, что бы ему в этой ситуации помогло, что для этого можно приготовить – и воплотите задуманное.

Задание 4. Название: «Моя эмблема».

Цели: формирование представлений  о себе!?! осознание своих интересов, устремлений!?! формирование самоуважения!?! эмоциональное сближение ребёнка и родителей. Формирование положительных межличностных отношений. Р

Материалы: бумага разного  формата!?! цветной/белый картон!?! краски!?!

набор карандашей/фломастеров/мелков!?! ножницы, клей, пластилин!?! изображения  различных эмблем!?! семейные фотографии.

Описание упражнения:

Покажите ребёнку  различные эмблемы, рассмотрите  их.

«Как ты видишь, эмблема -  это отличительный знак, на котором изображается то, что символизирует какую-то идею, человека, предметы.

А, что символизирует  тебя? Какие предметы наиболее ярко отражают твой образ жизни, интересы, планы? Попробуй создать свою собственную  эмблему»

После изготовления эмблемы:

-  рассмотрите её вместе с ребёнком!?!

- пусть он  расскажет, почему  изобразил именно эти предметы!?!

- понравилось  ли ему то, как он воплотил  задуманное?

Примечание: Так  же можно предложить ребёнку создать  герб вашей семьи. Это задание  лучше выполнять совместно с  ним. Расскажите об истории вашего рода, если есть фотографии – покажите их. Спросите, что бы он хотел изобразить на гербе, и поделитесь своими замыслами. Постарайтесь найти то общее решение, которое бы наиболее полно отражало ваше с ним видение герба.

Результаты тест-опросника родительского отношения к детям, проанализируем в таблице 2.

семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.

В 3 семье - V параметр - "маленький неудачник", инфантилизация.

В 4 семье - III параметр, симбиоз.

В 5 семье III параметр, симбиоз.

В 6 семье - II параметр, социальная желательность.

В 7 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

В 8 семье - III параметр, симбиоз.

В 9 семье - V параметр, "маленький неудачник".

В 10 семье - IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру - 0 семей

По II параметру  одна семья, 10% - с. № 6

По III параметру - три семьи, 30% с. № 4, № 5, № 8.

По IV параметру - три семьи, 30% № 1, № 7, № 10

По V параметру - 3 семьи, 30% № 2, № 3, № 9

В исследованных  нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Информация о работе Формирования и развития межличностных отношений