Ценностные ориентации современной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи курсовой работы
• Изучить понятие и специфику ценностных ориентации:
• Проанализировать особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ
• Провести социологическое исследование на тему «Ценностные ориентации современной молодежи»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1 Причины и предпосылки формирования ценностей современной
молодежи
1.2 Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности
1.3 Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»
2.1 Методологический
2.2 Методический
2.3 Результаты исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая Солдатова.docx

— 179.95 Кб (Скачать файл)


 

 

                               Социально-гуманитарный Факультет

                Кафедра  гуманитарных и социальных дисциплин

 

                                _____________ Зав.  кафедрой /Р.М. Байгильдин/

                                              (отметка о допуске к защите)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

 

Методология и методика социологических исследований

на тему: «Ценностные ориентации современной молодежи»

Исполнитель:                                                     Студент группы СО-02

Солдатов И.С

Дата регистрации работы на кафедре________

Оценка за защиту________

Руководитель:                                                              Доктор соц. наук, доцент,

профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Кирилина Т. Ю.

 

 

                                              Королев-2013

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

1.1 Причины и предпосылки формирования ценностей современной

молодежи

1.2 Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности

1.3 Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

2.1 Методологический

2.2 Методический

2.3 Результаты исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одна из актуальных отраслей современной  социологии – социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, так как кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание.

Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, так как у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то нестабильная, постоянно меняющаяся под влиянием различных реформ современного общества.

Цель курсовой работы – изучение ценностных ориентаций современной молодежи.

Задачи курсовой работы

  • Изучить понятие и специфику ценностных ориентации:
  • Проанализировать особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ
  • Провести социологическое исследование на тему «Ценностные ориентации современной молодежи»            

Объект исследования – ценностные ориентации современной молодежи.

Предмет исследования – особенности формирования ценностных ориентаций у современной молодежи

Структура курсовой работы состоит  из введения, двух глав, которые подразделяются на 5 параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностных ориентаций современной российской молодежи

    1.   Причины и предпосылки формирования ценностей

современной молодежи

 

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных  условиях ломки многих старых ценностей  и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно  решались все проблемы.

Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся.

Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют  наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь.

Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в различного рода около религиозные секты, увлекаются мистикой и колдовством.

Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем.

Молодой человек формируется  как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно – исторического общества.

Социализация подрастающего  поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем  изменения.

В любую историческую эпоху  молодежи приходится нелегко в силу маргинальности ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены во вдвойне экстремальные условия: переворот в социально – экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения молодым терять нечего, но и приобретать нечего, т. к. старшие, не жившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее – быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально – нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

Разрушительное влияние  на процессы образования и воспитания оказал развал СССР. Тем самым было уничтожено единое экономическое, культурное и образовательное пространство.

Социально – политический кризис в стране влияет не только на образование, но и на гражданское воспитание молодежи. Низкий авторитет власти, особенно исполнительной, межнациональные конфликты, криминальная обстановка в стране, неопределенность перспектив развития, тяготы экономики – все это не способствует воспитанию патриота своей страны, человека достойного, ориентированного на честный труд, терпимо и дружелюбно настроенного к другим людям.

Образование должно быть более  глубоким, разносторонним. Вступающее в жизнь поколение понимает, что  без хорошего, высококлассного образования  в 21 веке делать нечего.

Развитие правосознания  идет с серьезным отставанием  от происходящих в стране политических процессов. Молодежь быстро убеждается, что живет в неправовом государстве, где законы нарушать очень и очень  легко, где многие жулики и воры, создатели разного рода “пирамид”, взяточники остаются безнаказанными.

Средствами массовой информации постоянно называются стремление к  успеху любой ценой, принцип “деньги  не пахнут”, модель так называемой “жизнеспособной личности”, расталкивающей крепкими локтями окружающих и исповедующей социальный расизм. Прагматики предлагают пожертвовать “слабыми и неприспособленными к жизни людьми, чтобы смогли выжить наиболее сильные и продвинутые”.

В то же время часто можно  услышать, что нынешней молодежи жить непросто: надо учиться, добиваться новых ступеней развития в условиях “новой” России.

За последние годы было создано немало мифов о молодежи. Но для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается.

Интересы молодежи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе, однако необходимо учитывать следующее.

Молодежь – одна из самых  незащищенных в экономическом отношении  часть населения. В обществе крайне низок престиж профессионализма. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к “утечке мозгов”.

У значительной части молодежи укоренились представления об ошибочности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны – это лишь цепь трагических преступлений и обмана.

Ценностные установки  и духовный мир молодого человека формируются в семье и в  обществе в процессе образования  и воспитания.

Разумеется, ценности могут  усваиваться человеком осознанно  и неосознанно. В последнем случае он не всегда может понять и объяснить, почему отдано предпочтение тем или другим ценностям, тем более – ложным и безнравственным. Они сегодня активно внедряются в сознание подрастающего поколения российскими СМИ. Причем этим же ценностям стараются придать привлекательный вид, чтобы люди легче усваивали их на образно – эмоциональном уровне.

При формировании собственной  системы ценностей молодые люди ориентируются не только на общественную аксиологическую систему, но и на выбранные ими самими образцы для подражания. Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев. Сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых “правильных” героев телевизионных сериалов.

Одной из основных причин негативных тенденций в духовной сфере подростков является разрушение системы воспитания. Сегодня воспитывают главным образом семья, улица, телевидение. Но не всякая семья может дать достойное воспитание, а телевидение из воспитательного превратилось в развлекательное, формирующее ценностные установки, стиль, образ жизни молодежи в духе культуры массового потребления. Подростки принимают за “правду жизни” все то, что транслируется по ТВ и видео, часто не подозревая о том, что это вовсе не жизнь. Пока взрослые спорили о том, какой должна быть идеологическая основа воспитания, оно шло своим чередом, неконтролируемо и порой разрушительно влияя на молодое поколение. Его плоды воспитания уже дают свои всходы. Проблемой воспитания немедленно нужно начать заниматься вновь, восстанавливая систему воспитательной работы, иначе наше общество ждет катастрофа.

 

    1.   Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности

Традиция изучения ценностных ориентаций общества в целом и его групп  в частности выработала за продолжительное  время своего существования множество  определений этого важного понятия  социологии. Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи определяются влиянием следующих факторов:

1) возрастно-демографический;

2) амбивалентно-транзитивный;

3) образовательный;

4) дивиантно-деликвитный.

1. Возрастно-демографический фактор  формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17–28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм.

Молодежь несет в известной  мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.

Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, – со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.

Социальный статус студента (а большинство  молодых людей в современном обществе являются учениками ВУЗов), имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с его относительной невысокостью в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время будущий выпускник ВУЗа готов «поднять планку» своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.

Зависимость от общества и государства  вынуждает молодежь идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ей возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, «причесанность» представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью молодежи, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.

Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций молодежи, можно  считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души еще много свободного места.

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодёжи