Ценностные ориентации современной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи курсовой работы
• Изучить понятие и специфику ценностных ориентации:
• Проанализировать особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ
• Провести социологическое исследование на тему «Ценностные ориентации современной молодежи»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1 Причины и предпосылки формирования ценностей современной
молодежи
1.2 Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности
1.3 Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»
2.1 Методологический
2.2 Методический
2.3 Результаты исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая Солдатова.docx

— 179.95 Кб (Скачать файл)

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, наиболее важно для преодоления кризиса российского общества?»

                 

 Анализ данных показал, что 68% респондентов осознают себя гражданином России и знают свои права и обязанности. Около четверти респондентов (23%) не задумываются над будущим страны. И каждый десятый готов поменять гражданство, если это окажется выгодным для него (рис. 7).

Гражданская позиция современной молодежи(%)

 

Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Укажите свою гражданскую позицию»

 

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сказать, что в ходе исследования были решены все задачи, поставленные в начале исследования. Были изучены и исследованы  объект и предмет исследования: ценностные ориентации современной молодежи и особенности формирования ценностных ориентаций у современной молодежи соответственно.

Исследование показало, что  молодежь Российской Федерации  легче, чем старшее поколение, переносит  социально-экономическую трансформацию. Потенциал  участия  молодых людей в решении местных проблем достаточно высок и может быть успешно реализован через создание механизмов учета их мнений, а также реального партнерства с органами власти в осуществлении местных программ. Молодежь необходимо рассматривать как стратегический ресурс общества,  важнейший объект и субъект муниципальной политики в сфере культуры и молодежной работе. Как вытекает из полученных в ходе исследования данных,  остается высокой роль взрослой семьи  в формировании ценностей молодежи, проживающей в Российской Федерации, в  подготовке подрастающего поколения к семейной жизни, в воспитании культуры супружеских и детско-родительских отношений, ответственности молодых людей за рождение детей и осуществление родительских обязанностей. На втором месте карьера и следом следует материальный достаток. Так же выяснилось что молодежь придерживается активной гражданской позиции, знают свои конституционные права и обязанности.

Данная тема имеет большие  перспективы исследования в дальнейшем, так как, как было выяснено в процессе исследования, ценности и ценностные ориентации всего общества в целом  и молодежи в частности находятся  в прямой зависимости от происходящих перемен в обществе и всех его сфер. Поэтому исследование ценностей общества будет актуально во все времена.

 

 

Список литературы

  1. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. – 2000. – №6. – с. 39 – 43
  2. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. – 2000. – №12. – с. 96 – 114
  3. Горяинов В.П. Эмпирическая классификация жизненных ценностей в постсоветский период // Полис. – 2003. – №4
  4. Динамика ценностных ориентаций населения реформируемой России /Н.И. Лапин, Л.А Беляев, Н.Ф. Наумова, А.Г. Здравосмыслов. – М. – 1996
  5. Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь

современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в

будущее. – Уфа. -1997

  1. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально – культурной интеграции. – М – 1996.
  2. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире. СПб., 2003. – 128 с.
  3. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. – М. – 2001. – 256 с.
  4. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. – 2000. – №3. – с. 124 – 129
  5. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. – 2004. – №3. – с. 12
  6. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. – М. – 1998.
  7. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – Уч. пособие. – СПб. – 2001. – 256 с.
  8. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи. // Социологические

исследования. – 2000. – №2

  1. Петрова Т.Э. Социология российского студенчества. Этапы и закономерности становления. – М. – 2000
  2. Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический

анализ. – М. – 2001

  1. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков //  Социологические исследования. – 2000. – №2. – с. 87 –92
  2. Социология молодежи. Учебник / Отв.ред. В.Т. Лисовский. – СПб. – 1996
  3. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического

исследования. – М. – 1996.

  1. Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента // Свободная мысль. – 2002. – №10. – с. 18–21
  2. Ценностно-мотивационные ориентации студентов ВУЗов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования). – Саратов. – 1996
  3. Ценностный мир современного студента (Социологическое исследование) / Под ред. В.Т. Лисовского и Н.С. Слепцова. – М. – 1992
  4. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // СОЦИС. – 2003. – №3. – с. 12–16
  5. Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно – экономических условиях. – Москва – Воронеж. – 1998
  6. www.nasledie.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


 

 

                                                        АНКЕТА

                      Уважаемый участник  социологического опроса!

Просим  Вас ответить на приведенные ниже вопросы, обведя кружком номер формулировки, соответствующей Вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответа на тот или иной вопрос не совпадает с Вашей точкой зрения, напишите свой вариант ответа. Фамилии указывать не надо, все полученные данные будут использованы в обобщенном виде.

Заранее благодарим за сотрудничество.

 

 

1. Что, на Ваш  взгляд, стало самой большой потерей  для российского общества в  результате его качественных  изменений в  к. ХХ – н.  ХХI века?

№ п/п

Потери российского общества

1.1

Снижение уровня жизни населения

1.2

Падение морали

1.3

Рост преступности

1.4

Рост агрессивности

1.5

Рост цинизма

1.6

Ослабление доброжелательности

1.7

Ослабление честности

1.8

Ослабление бескорыстности

1.9

Снижение престижа России на международной  арене

1.10

Другой ответ


 

2. Выразите, пожалуйста, свое отношение к следующим  суждениям.

 

№ п/п

Суждение

Полностью

согласен

Скорее согласен, чем  не согласен

Скорее не согласен, чем согласен

Полностью не согласен

Затрудняюсь ответить

2.1

Чем человек образованнее, тем выше уровень его нравственности

1

2

3

4

5

2.2

Только высоконравственный человек может считаться интеллигентным человеком

1

2

3

4

5

2.3

Чтобы выжить в современном обществе, о нравственности нужно забыть

1

2

3

4

5

2.4

В России бизнес и нравственность понятия несовместимые

1

2

3

4

5

2.5

В современной России богатые становятся богаче, а бедные - беднее

1

2

3

4

5


 

3. Выразите, пожалуйста, Ваше отношение к религии.

 

№ п/п

Отношение к религии

да

нет

Затрудняюсь ответить

3.1

Я - глубоко верующий человек, хорошо знаю закон Божий, читаю Библию, часто бываю в церкви, соблюдаю посты и отмечаю праздники

1

2

3

3.2

Бываю в церкви время от времени, не могу назвать себя истово верующим, но и атеистом себя не считаю

1

2

3

3.3

Не ощущаю религиозной потребности, в церкви не бываю

1

2

3

3.4

Я ощущаю потребность в какой-то религии, но не нахожу того, что мне  нужно, ни в одной из существующих церквей

1

2

3

3.5

С моей точки зрения, церковь безнадежно устарела

1

2

3

3.6

Другой ответ

 

 

4. Насколько важными  являются для Вас перечисленные  ниже ценности (оценить по 10-ти  бальной шкале)

 

№ п/п

Ценности

Балл

4.01

Семейное счастье, дети

 

4.02

Интересная, творческая работа

 

4.03

Уважение людей

 

4.04

Сознание того, что приносишь  пользу людям

 

4.05

Труд на благо Родины

 

4.06

Полное материальное благополучие

 

4.07

Возможность быть яркой индивидуальностью

 

4.08

Возможность любить и быть любимым

 

4.09

Дружба

 

4.10

Здоровье

 

4.11

Веселое время препровождение

 

4.12

Успехи в учебе

 

4.13

Карьера

 

4.14

Власть

 

4.15

Чистая совесть

 

4.16

Умение «крутиться», чтобы выжить

 

4.17

Другой ответ

 

 

5. Что, на Ваш  взгляд, наиболее важно для преодоления  кризиса российского общества?

 

№ п/п

Действия, необходимые для  преодоления кризиса в России

да

нет

Затрудняюсь ответить

5.1

Развитие мелкого и среднего бизнеса 

1

2

3

5.2

Рост национального самосознания

1

2

3

5.3

Совершенствование налоговой политики

1

2

3

5.4

Укрепление морали

1

2

3

5.5

Совершенствование правовой системы

1

2

3

5.6

Другой ответ

 

 

 

6. Укажите свою гражданскую позицию.

 

№ п/п

Гражданская позиция

да

нет

Затрудняюсь ответить

7.1

Осознаю себя гражданином России, знаю свои конституционные права  и обязанности, будущее страны глубоко меня волнует

1

2

3

7.2

Не задумываюсь над будущим  страны, предпочитаю заниматься личными делами

1

2

3

7.3

Охотно поменяю гражданство, если это окажется выгодным и полезным для меня

1

2

3

7.4

Другой ответ

 

 

7. Выразите, пожалуйста, свое отношение к следующим антиморальным действиям.

 

 

Антиморальное действие

Я никогда бы на это не пошел

Иногда это  допустимо

Не считаю это предосудительным

Затрудняюсь ответить

8.01

Игра в азартные игры

1

2

3

4

8.02

Злоупотребление алкоголем

1

2

3

4

8.03

Ложь

1

2

3

4

8.04

Предательство друзей

1

2

3

4

8.05

Воровство

1

2

3

4

8.06

Добрачные сексуальные отношения

1

2

3

4

8.07

Супружеская измена

1

2

3

4

8.08

Превышение скорости езды на дорогах

1

2

3

4

8.09

Принос с работы вещей или  материалов для собственных нужд

1

2

3

4

8.10

Бесплатный проезд в общественном транспорте

1

2

3

4

8.11

Употребление наркотиков

1

2

3

4

8.12

Неуплата налогов

1

2

3

4

8.13

Измена Родине

1

2

3

4

8.14

Расовая дискриминация

1

2

3

4

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодёжи