Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

-определены теоретико-методологические  основы развития речи старшего  дошкольного возраста и разработан  комплекс заданий, упражнений  и игр по театрализованной  деятельности в соответствии  с новыми федеральными государственными  требованиями, детерминирующих процесс  организации успешности детей  в подготовке к школе по  развитию речи;

 

- выявлены сущность и  особенности развития культуры  речевого общения детей старшего  дошкольного возраста в игровой  форме обучения;

 

- обоснованы и экспериментальным  путем проверены эффективные  формы и методы развития культуры  речевого общения детей старшего  дошкольного возраста в игровой  форме обучения на основе  использования  деятельностного, гуманистического, личностно-ориентированного, культурологического  подходов и построенные на  принципах взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, интеграции всех видов деятельности, расширения связей ребенка с  окружающим миром, обеспечения  активного речевого общения, развития  языкового чутья, речевого действия, методическая интерпретация потенциала  народной педагогики;

 

- определены критерии, показатели  и уровни развития интонационной  выразительности детей старшего  дошкольного возраста.

 

Положения на защиту:

 

1) Интонационная выразительность  речи детей дошкольного возраста  – это частная задача воспитания  звуковой культуры речи дошкольников, включающая в себя развитие  слухового внимания, речевого дыхания,  овладение средствами звуковой  выразительности речи (тоном речи, тембром голоса, темпом, ударением,  силой голоса, интонацией).

 

2) Совершенствование интонационной  выразительности речи у старших  дошкольников как коммуникативного  качества речи возможно при  включении детей в театрализованную  деятельность.

 

3) Эффективное совершенствование  интонационной выразительности  дошкольников возможно при наличии  следующих педагогических условий: 

соблюдение основных методических принципов обучения родному языку: взаимосвязи сенсорного и речевого развития, коммуникативно-деятелностного подхода, взаимосвязи всех сторон речи(фонетической, лексической и грамматической), мотивации  речевой деятельности на ведущих  дидактических принципах и особо  значимых принципах сознательности, речевой активности, коммуникативной  направленности;

создание единой культурно-языковой среды в ДОУ и семье воспитанника;

 

3) взаимодействие различных  способов и форм организации  работы с детьми, методов стимулирования  и создания мотивации к совершенствованию  интонационной выразительности  речи.

 

Теоретическая база исследования — труды в области психологии и теории речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Г. Иванов-Смоленский, М.М. Кольцова, А.И. Леонтьев, И.П. Павлов, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.В. Текучев, Е.И. Тихеева), методические исследования в области театрализованной деятельности (М. Маханева, М.И. Родина, А.И. Буренина, Е.А. Флерина).

 

Теоретическая значимость —  исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования  выразительной  речи  детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании  научных подходов к данному процессу.

 

Практическая значимость – разработанный комплекс интегрированных  заданий, игр и упражнений по театрализованной деятельности может применяться  во всех дошкольных учреждениях для  успешного совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Методологической основой  исследования является совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы  к осуществлению процесса развития речевого общения личности, положения  психологии и педагогики об общении  как виде деятельности, об особенностях речевой деятельности и закономерностях  овладения ею, о значении родного  языка в формировании личности ребенка, об игре – одной из видов человеческой деятельности.

 

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие  методы исследования — изучение и  анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных документов, изучение и анализ педагогической практики по интонационной выразительности  и театрализованной деятельности у  старших дошкольников,  диагностика  по определению уровня  звуковой культуры речи, опытно-поисковая работа как метод проверки гипотезы, методы обработки данных диагностики и  их качественный анализ.

 

 Теоретический анализ  философской, социологической, психолого-педагогической  литературы; изучение реально складывающегося  опыта через анкетирование, наблюдение, беседу, тестирование; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста; математическая и статистическая обработка результатов исследования.

 

           В дошкольном возрасте дети  осваивают родной язык и в  его эстетической функции. Эстетическое  воспитание в процессе обучения  родному языку — это формирование  эстетических чувств. В словесной  форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя  речевые умения на родном языке,  мы одновременно воспитываем  эстетическое отношение к природе,  человеку, обществу, искусству. Сам  родной язык как предмет усвоения  обладает чертами прекрасного,  способен вызывать эстетические  переживания. Воспитатель привлекает  внимание детей к образным  средствам выразительности, звучности  и мелодичности, уместности использования  языковых средств и тем самым  закладывает основы эстетического  отношения к языку. Особое значение  для эстетического развития имеют  художественное слово, словесное  творчество и художественно-речевая  деятельность самих детей. 

Вместе с тем, говоря о  роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение  А. Н. Леонтьева, что «хотя языку  принадлежит огромная, действительно  решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке» [43]. Творцом человека выступает конкретная  предметно-практическая деятельность в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

 

База исследования: В опытно-исследовательской  работе принимали участие дети старшей  группы МКДОУ № 58 п. Большой Исток  в количестве 20 человек.

 

Структура диссертации. Диссертация  состоит из введения, двух глав,  списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ   РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей  дошкольного возраста

 

Природа явлений языка  и речи сложна и многогранна. Этим объясняется многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку.

     Важнейшая  роль в разработке теоретических  основ методики принадлежит смежным  наукам, объектами изучения которых  являются язык, речь, речевая деятельность, познание, педагогический процесс:  теория познания, логика, языкознание,  социолингвистика, психофизиология,  психология, социальная психология, психолингвистика, педагогика (разные  ее отрасли). Их данные позволяют  определить и обосновать место  и значение, принципы и задачи, содержание и методику работы  с детьми.

      Методологической  основой методики развития речи  являются положения материалистической  философии о языке как продукте  общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения  и социального взаимодействия  людей, о его связи с мышлением.  Такой подход отражается в  понимании процесса освоения  языка как сложной человеческой  деятельности в ходе которой  приобретаются знания, формируются  умения, развивается личность.

     Знание методологических  основ необходимо для понимания  сущности онтогенеза речи и  отсюда — для определения общей  направленности педагогического  воздействия на детей и, наконец,  для понимания более частных  методических вопросов.

     Важнейшим,  значимым для методики положением  является то, что язык — это  продукт общественно-исторического  развития. В нем отражаются история  народа, его традиции система  социальных отношений, культура  в широком смысле.

    Язык, речь возникли  в деятельности и являются  одним из условий существования  человека и осуществления его  деятельности. В языке, как продукте  этой деятельности, отражены ее  условия, содержание, результат. 

     Этим определяется  важнейший принцип методики —  овладение языковыми формами;  развитие речи и навыков общения  у детей происходит в деятельности, а движущей силой является  потребность в общении, возникающая  в процессе этой деятельности.

    Следующей методологически  значимой для методики характеристикой  языка является определение его  как важнейшего средства человеческого  общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно  подлинное человеческое общение,  а следовательно, и развитие  личности. 

     Общение с  окружающими людьми, социальная  среда выступают факторами, определяющими  речевое развитие. В процессе  общения ребенок не пассивно  принимает речевые модели взрослого,  а активно присваивает речь  как часть общечеловеческого  опыта. 

    Характеристика  языка как средства человеческого  общения отражает его коммуникативную  функцию и определяет коммуникативный  подход к работе по развитию  речи детей в детском саду. В методике обращается особое  внимание на роль развивающей  социальной среды, общения с  окружающими людьми, «речевой атмосферы»; предусматривается с самого раннего  возраста развитие речи как  средства общения, предлагаются  приемы организации речевого  общения. В современной методике  усвоение детьми всех сторон  языка рассматривается с позиций  развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности.

    Третья методологическая  характеристика языка касается  его взаимосвязи и единства  с мышлением. Язык есть орудие  мышления и познания. Он делает  возможным планирование интеллектуальной  деятельности.  Язык — средство  выражения (формирования и существования)  мысли. Речь рассматривается как  способ формулирования мысли  посредством языка. 

Вместе с тем мышление и язык — не  тождественные  понятия. Мышление—высшая  форма  активного отражения объективной  реальности. В языке непосредственно  отражается и закрепляется специфически человеческое—обобщенное—отражение  действительности. Оба эти понятия  образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет свою специфику. Выявление и описание взаимосвязи  языка и мышления дают возможность  определить более целенаправленные и точные приемы развития речи и  мышления.                                                                                                                                                                                 Обучение родному языку рассматривается  как важнейшее средство умственного  воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который  одновременно развивает и мышление.

      В развитии  речи на первом месте стоит  накопление ее содержания. Содержательность  речи обеспечивается связью процесса  овладения языком с процессом  познания окружающего мира. Язык  является средством логического  познания, именно с овладением  языком связано развитие мыслительных  способностей ребенка. 

      С другой  стороны, язык опирается на  мышление. Эту закономерность можно  проследить на примерах освоения  детьми всех уровней языковой  системы (фонетического, лексического, грамматического). Методика ориентирует практических работников на формирование у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи. В результате повышается уровень развития как речи, так и мышления.

      Таковы  наиболее значимые философские  характеристики языка и речи, определяющие исходные, методологические  принципы методики, а также общую  направленность, цели и принципы  развития речи и навыков речевого  общения. 

Всякий процесс обучения языку должен опираться на понимание: а) сущности и содержания процесса обучения; б) природы и организации человеческой психики вообще и речевого механизма  в частности; в) сущности и отличительных  черт явлений языка и речи[42].

 

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой  перестройки психических процессов, орудием мышления. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина и других [3].

 

Исходя из того, что физиологической  основой речи служат временные связи, образующиеся в коре головного мозга  в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и  явления обозначаются, И. П. Павлов рассматривал речь прежде всего как кинестетические  импульсы, идущие в кору от органов  речи. Эти кинестетические ощущения он называл основным базальным компонентом  второй сигнальной системы. «Все внешние  и внутренние раздражения, все вновь  образующиеся рефлексы, как положительные, так и тормозные, немедленно озвучиваются, опосредствуются словом, т.е. связываются  с речедвигательным  анализатором и входят в словарный состав детской  речи»  [40].

 

В основе процесса овладения  речью лежит взаимодействие непосредственного  и речевого отражения внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций. А. Г. Иванов-Смоленский, рассматривая корковые временные связи  в аспекте возрастной эволюции, расположил их в такой последовательности:

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ