Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

4.1 Особенности музыкального  развития детей дошкольного возраста  с плохо развитой речью

 

           У дошкольников с нарушениями  речи наблюдается некоторое снижение  процессов восприятия и внимания  к музыкальному звучанию. Дети  с речевыми нарушениями медленнее,  чем дети с нормальной речью,  устанавливают связь между движением  и изменением музыкального сигнала.  Они часто продолжают двигаться  и после сигнала, требующего  остановки. Быструю и правильную  реакцию на сигналы педагога  воспитывают правильно спланированные  занятия. Это обусловлено недостаточным  развитием слухового восприятия  в целом. У большинства детей  с нарушениями речи наблюдаются  не всегда адекватные эмоциональные  проявления при прослушивании  различных по жанру музыкальных  произведений. Это связано с общим  нарушением эмоционально-волевой  сферы дошкольника с логопедическими  нарушениями, слабостью развития  познавательных процессов. Однако  в значительной степени восприятие  музыки зависит и от педагогических  условий: от той музыкальной  среды, которая окружала ребенка  с нарушениями речи до поступления  в логопедическое дошкольное  учреждение [10].

 

Эмоциональное восприятие и  внимание, отзывчивость на музыку развивается  у детей с нарушениями речи на протяжении всего дошкольного  периода. К старшему дошкольному  возрасту, обучаясь в дошкольном учреждении, дети с нарушениями речи начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный  характер музыкальных композиций и  передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с нарушениями  речи создавать интонационно-выразительные  образы в процессе музыкальной игровой  деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями  учитывает общее эмоциональное  настроение звучащей музыки [99].

 

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее  имеет огромное значение для речевого развития детей с нарушениями  речи, для формирования правильного  звукопроизношения, интонационных  качеств речи. Общение с музыкой  детей с тяжелыми нарушениями  речи ускоряет общее психофизическое  развитие дошкольника.

 

Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с нарушениями  речи является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем  привлекают детей к прослушиванию  музыкальных произведений. На первых порах дети с нарушениями речи совершенно не умеют вслушиваться в  самые простые и небольшие  по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой  сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают  во внимание качество имеющихся у  ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой  деятельности. По этой причине музыкальное  воспитание детей с нарушениями  речи проводится в тесной взаимосвязи  с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При  этом большое значение имеет подобранный  репертуара музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания  детям и самостоятельного участия  в музыкальных играх [92].

 

Большое место на музыкальных  занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с  одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений.

 

Следует согласиться с  мнением Е.А. Медведевой в том, что  важнейшими элементами музыкально-ритмических  занятий являются сигналы: слово, музыка, жест. Музыка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение. Музыкальные темпы (умеренный, быстрый, замедленный, ускоренный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять свои движения музыке. Умение воспринимать характер и динамику музыки, различать составные части музыкального произведения и выражать их соответствующими движениями осознанно и выразительно дает возможность удерживать в памяти последовательность серии движений, передавать движением характер музыкального произведения (медленного, веселого, легкого, спокойного, отрывистого, плавного), воспринимать и отражать в движении акцентированный звук [63].

 

Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые  без музыкального сопровождения, двигательно-речевые  упражнения и игры воспитывают статическую  и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительностью выдоха, мягкую атаку  голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы детей  помогает ему перестроить отношение  к общению, к окружающей среде  и к своему речевому нарушению. Эта  перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у детей с  нарушениями речи в процессе коррекции  психомоторики, а именно: уверенность  в движениях, управляемость ими, правильная осанка, зрительная ориентировка на собеседника, смелость, инициатива в общении, самостоятельность в  разрешении двигательных и речевых  трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных  ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту  и т.п.

 

В процессе специально организованных музыкальных занятий значительное место отводится работе по развитию у детей с нарушениями речи звуковысотного, тембрового, динамического  и ритмического слуха. Детей учат различать звучание различных музыкальных  инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и  пр.), учат отличать голоса мужские и  женские голоса, голоса детей, различных  животных и обучая прислушиваться к  музыкальным композициям от детей  на музыкальных занятиях добиваются способности воспринимать и различать  некоторые доступные для дошкольного  возраста качества звучания: громкость, длительность. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственные-временные качества звуков: темп и ритм [12].

 

Важной задачей на музыкальных  занятиях в дошкольном учреждении является развитие у детей с нарушениями  речи способности к пению. Как  известно, голос у детей с нарушениями  речи имеют недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается носовой  оттенок голоса, монотонность, интонационная  бедность. Имеются и недостатки развития дыхательной системы. Дыхание у  детей с нарушениями речи поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым  выдохом. В процессе обучения пению  наблюдается положительная динамика в общеречевом развитии дошкольников.

 

В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных  навыков у дошкольников с нарушениями  речи значительно развивается фонематический слух, появляется возможность правильного  голосоведения, интонационного пения, а также выразительность их устной самостоятельной речи. Существенно  улучшается и состояние артикуляционной  моторики: этому способствуют специальные  подобранные артикуляционные упражнения, ритмические музыкальные распевки с различными звуками, слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью отдельных фраз [13].

 

Еще одной важной задачей, имеющей коррекционно-развивающее  значение, является развитие музыкально-ритмических  движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и  параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование  пространственно-временных представлений  детей с нарушениями речи, что  также активно влияет на развитие речевых процессов.

 

К концу дошкольного периода  в результате совместной работы логопеда и музыкального педагога дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным  произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной У дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма.

 

      Таким образом,  у дошкольников с нарушениями  речи наблюдается некоторое снижение  процессов восприятия и внимания  к музыкальному звучанию. Эмоциональное  восприятие и внимание, отзывчивость  на музыку развивается у детей  с нарушениями речи на протяжении  всего дошкольного периода. Формирование  и развитие умения чувствовать  настроение музыки и адекватно  отзываться на нее имеет огромное  значение для речевого развития  детей с нарушениями речи, для  формирования правильного звукопроизношения,  интонационных качеств речи. Общение  с музыкой детей с нарушениями  речи ускоряет общее психофизическое  развитие дошкольника. Основной  задачей музыкального воспитания  дошкольников с нарушениями речи  является развитие слухового  восприятия и внимания на неречевые  звуки. В ходе коррекционной  работы по формированию и развитию  вокальных навыков у дошкольников  с нарушениями речи значительно  развивается фонематический слух, появляется возможность правильного  голосоведения, интонационного пения,  а также выразительность их  устной самостоятельной речи. Существенно  улучшается и состояние артикуляционной  моторики.

 

 

 

 

 

 

§5. Анализ образовательных  программ ДОУ

 

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам [65]. Каждая программа имеет свое содержание и структуру. В одних  программах авторы допускают изменение  отдельных фрагментов содержания в  соответствии с «местными» условиями; в других настаивают на целостности подхода к содержанию; в третьих рекомендуют сохранить общие тенденции, а выбор технологий и методов работы с конкретным ребенком остается за педагогом. Несмотря на трудности переходного периода, изменения происходящие в сфере образования, сохраняют лучшие традиции российской системы дошкольного образования и имеют, несомненно, положительные черты. На это указывалось в аналитических материалах начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Р.Б.Стеркиной: соблюдается принцип комплексности — педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и др.) [87]. Мы проведем сравнительный анализ программ по развитию речи и театрализованной деятельности. 

 

а) по развитию речи

 

 «Программа воспитания  и обучения в детском саду»  под ред.М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.  В разделе: звуковая культура  речи, стоят такие задачи, как  закреплять правильное, отчетливое  произнесение звуков; учить различать  на слух и отчетливо произносить  сходные по артикуляции и звучанию  согласные звуки: [с—з, с —  ц, ш — ж, ч — ц, с  — ш, ж — з, л —р].    Продолжать развивать фонематический  слух. Учить определять место  звука в слове (начало, середина, конец).   Отрабатывать интонационную  выразительность речи [70].

 

   В программе «Радуга», рекомендованной Министерством  образования России, учитываются  современные требования к речевому  развитию детей, выделяются общепринятые  разделы работы по развитию  речи: звуковая культура речи, словарная  работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств  развития дошкольников является  создание развивающей речевой  среды. Большое место отводится  развитию диалогической речи  посредством общения воспитателя  с детьми, детей друг с другом  во всех сферах совместной  деятельности и на специальных  занятиях. Тщательно подобран литературный  репертуар для чтения, рассказывания  детям и заучивания наизусть[3].

 

 Программа «Развитие»  ориентирована на развитие умственных  способностей и творчества детей.  Занятия по развитию речи и  ознакомлению с художественной  литературой включают в себя  три основных направления: 1) ознакомление  с художественной литературой  (чтение стихов, сказок, рассказов,  беседы о прочитанном, игровые  импровизации по сюжетам прочитанных  произведений); 2) освоение специальных  средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности,  развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей  на материале ознакомления с  детской художественной литературой.  Овладение разными сторонами  речи происходит в контексте  ознакомления с художественными  произведениями[3].

 

 Умение работать с  моделями звукового состава слов  требует от ребенка не только  установления последовательности  звуков в слове, но и определения  их качественной характеристики (гласные ударные, безударные; согласные  твердые, мягкие)[80].

 

 В программа «Истоки»  в разделе Социальное развитие  в старшем дошкольном возрасте  направлено на: — развитие речи  и речевого общения    (дифференцированно  пользоваться разнообразными средствами  общения с учетом конкретной  ситуации, совершенствовать образность  речи, развивать фонематическое  восприятие, произносительную и  интонационную сторону речи)[80].

 

  В программе «Детство»  выделены специальные разделы:  «Развиваем речь детей» и «Ребенок  и книга». Эти разделы содержат  для каждой группы характеристику  традиционно выделяющихся задач  и есть такая, на какую мы  сделали акцент:  воспитание звуковой  культуры речи [80].

 

б) по театрализованной деятельности.

 

Программа «Из детства  в отрочество».  Развитие детей  в театрализованной деятельности осуществляется через решение многих задач:

 

— создавать у детей  интерес к театрализованной деятельности и желание выступать с коллективом  сверстников;

 

— развивать индивидуальные способности преодолевать сценическое  волнение, свободно и естественно  держаться при выступлении на сцене;              — побуждать детей к импровизации с использованием доступных ребенку  средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);                              — постепенно с учетом индивидуальных особенностей побуждать согласовывать  свои действия с действиями партнера, выполнять движения и действия соответственно логике развития сюжета спектакля.

 

В программе «Воспитание  и обучение в детском саду»  М.А. Васильевой театрализованная деятельность просматривается в разделах: культурно-досуговая  и игровая деятельность, как театрализованная игра.  В ней прописаны задачи такие, как: продолжать развивать интерес  к театрализованной игре путем активного  вовлечения детей в игровые действия; вызывать у них желание попробовать  себя в разных ролях;                                                                                              усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более  перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач, смены тактики  работы над игрой, спектаклем;                                                     создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку  возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры;  учить детей создавать  творческие группы для подготовки и  проведения спектаклей, концертов, используя  все имеющиеся возможности.                                       *Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять  детям возможность выступать  перед сверстниками, родителями и  другими гостями [70].

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ