Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

Проникновение в лингвистическую  природу языка и речи позволяет  по-иному подойти  к обучению дошкольников на занятиях, выделить приоритетные линии в развитии речи. На любом возрастном этапе обучение языку имеет целью формирования у ребенка умения использовать язык в соответствии с его функциями и прежде всего как средство общения. Следовательно, главной целью обучения языку признается совершенствование речи обучаемого. Для достижения этой цели на определенном возрастном этапе необходимо формировать у детей знания об устройстве языка как системы знаков, используемой для общения, так как это способствует интенсификации процессов речевого развития.

 

Определяя содержание и пути развития речи дошкольников, мы используем также данные детской психологии о возрастных и индивидуальных особенностях речи, учитываем уровни ее развития на каждом возрастном этапе и особенности  психических процессов и свойств  личности дошкольников.

 

Так, основополагающей для  методики развития речи является концепция  «развивающего обучения». Выдвинутая Л.С.Выготским и разработанная  психологами его школы (А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, В.В. Давыдовым  и др.) идея о том, что обучение, опираясь на достигнутый уровень  детского развития, должно опережать  него, вести за собой принципиально  важной для решения многих методических вопросов.

 

Важной для методики развития речи является теория речевой деятельности. Под речевой  деятельностью понимается активный, целенаправленный процесс  создания и восприятия  высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей  в различных ситуациях общения.        

 

Л.С. Выготский,   А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др. выделяют несколько  условий, без соблюдения которых  речевая деятельность невозможна, среди  которых:

 

1) потребность в высказывании (условие возникновения развития  речи). Прежде чем дать задание  детям   на создание высказывания, необходимо обеспечит возникновении соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение;  

 

2)содержание речи (условие  наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать). Для развития речи детей нужна  тщательная подготовка материала  для речевых упражнений, рассказов  и пр.;

 

3) средства языка (условие  вооружения человека общепринятыми  знаками: словами, их сочетаниями,  различными оборотами речи).    Детям нужно дать образцы языка,  создать для них хорошую речевую  среду, чтобы в результате слушания  речи и использования ее в  практике у ребенка формировалось  чувство языка.

 

Различают четыре вида речевой  деятельности: говорение, слушание (понимание), чтение, письмо. Дошкольная методика имеет  дело с устной речью. Это означает, что детей следует обучать  речевой деятельности, т.е. учить  правильно выполнять отдельные  акты, речевые действия и операции.

 

Обучение речи в дошкольных учреждениях ведется в двух взаимосвязанных  направлениях, к которым относятся:

совершенствование собственно речевой деятельности;

формирование отдельных  речевых умений, создающих базу для  обогащения речевой деятельности:

 

- умение по заголовку,  по началу и другим внешним  признакам определить тему, дальнейший  ход событий;

 

- умение выделять элементы  высказывания: отдельные факты, микротемы;

 

- умение ориентироваться  в ситуации общения, т.е. осознавать, о чем будет высказывание, кому  оно адресуется, зачем создается;

 

- умение планировать содержание  высказывания;

 

- умение реализовать намеченный  план, т.е. раскрывать тему развивать  основную мысль;    

 

-умение контролировать  соотнесение высказывания замыслу,  ситуации общения и т.д.

 

Данные умения служат ориентировочной  основой действий педагога при организации  работы по развитию речи.

 

     Лингводидактическая  основа методики заключается  в том , что методика развития  речи, являясь частной дидактикой, использует основные понятия,  термины педагогики («цели», «задачи», « методы», «приемы» и т.д.), а также ее положения, касающиеся  закономерностей, принципов и  средств воспитания и обучения.

 

         Основная цель работы по развитию    речи в дошкольных учреждениях  — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи  и культуры речевого общения  с окружающими. Она включает  в себя ряд частных задач,  среди которых:

 

     - Развитие  словаря, где на первый план  выдвигается семантический компонент,  так как только понимание ребенком  значения слова может привести  к сознательному выбору слов  и словосочетаний, точному их  употреблению;

 

     - Воспитание  звуковой культуры речи. Она предполагает: развитие речевого слуха; обучение  правильному звукопроизношению;  воспитание орфоэпической правильности  речи; овладение такими характеристиками, как темп, сила голоса, дикция, плавность,  интонация при высказывании; выработку  четкой дикции;

 

     - Формировании  грамматического строя речи предполагает  освоение способов словообразования  разных частей речи, формирование  языковых обобщений, построение  синтаксических конструкций;

 

      - Развитие  связной речи включает развитие  диалогической и монологической  речи. Это обучение умению использовать  разнообразные средства языка  (между словами, предложениями,  частями текста), формирование представлений   о структуре высказывания и  ее особенностях в каждом типе  текста (описание, повествование, рассуждение);

 

      - Формирование  элементарного осознания явлений  языка и речи обеспечивают  подготовку детей к обучению  грамоте.

 

      Задачи  развития речи реализуются в  программе, которая определяет  объем  речевых навыков и  умений, требований к речи детей  в разных возрастных группах.  В настоящее время в дошкольных  учреждениях используются вариативные  программы: «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство», «Программа развития  речи детей дошкольного возраста  в детском саду» (О.С.Ушакова).

 

    Организация речевого  развития должна строиться с  учетом не только дидактических,  но и методических принципов,  под которыми понимаются общие  исходные правила, руководствуясь  которыми педагог выбирает средства  обучения. Методические принципы  отражают специфику обучения  родной речи и выступают во  взаимосвязи друг с другом:

 

   - принцип взаимосвязи  сенсорного, умственного и речевого  развития детей;

 

  - принцип коммуникативно-деятельностного  подхода к развитию речи;

 

  - принцип развития  языкового чутья («чувства языка»);

 

  - принцип формирование  элементарного осознания явлений  языка;

 

  -принцип взаимосвязи  всех сторон: фонетической, лексической  и грамматической, развитие речи  как целостного образования;

 

   - принцип обогащения  мотивации речевой деятельности;

 

   - принцип обеспечения  активной речевой практики.

 

Эффективность речевого развития во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог:

 

  - важнейшим средством  развития речи является общение.  Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует  употребление речи, они начинают  говорить только в ситуации  общения и только по требованию  взрослого. Поэтому в методике  рекомендуется как можно больше  и чаще разговаривать с детьми. Речь,  которую дети постоянно  слышат, все, что им читают и  рассказывают, а также привлечение  их внимания к языковому материалу  обеспечивают формирование так  называемого «чувства языка»;

 

  - культурно-языковая  среда. Речь детей неразрывно  связана с культурой речи воспитателя  и всех окружающих. Подражание  речи взрослого является одним из механизмов овладения родным языком, поэтому очень важно, чтобы речь взрослых была содержательной грамотной, разнообразной, выразительной, точной;

 

  - содержательная жизнь  детей в детском саду. Разнообразные  игры, развлечения, занятия с материалами,  прогулки и наблюдения, уход за  животными и растениями, рассматривание  картин, посильное участие в организации  своей жизни, яркие детские  праздники и т.п.—все это становится  содержанием их речи;

 

  - обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный  процесс, при котором под   руководством воспитателя дети  овладевают определенным кругом  речевых навыков и умений. Речевая  деятельность является основной  деятельностью детей на занятиях  по родному языку. Она тесно  связана с умственной активностью:  дети слушают, думают, отвечают  на вопросы, сами их задают, сравнивают, делают выводы, обобщения.  Ребята не только воспринимают  речь взрослого, но и, выражая  мысли в своей речи, отбирают  из словарного запаса нужное  слово, более точно характеризующее  предмет или явление и отражающее  отношение к нему.

 

  - художественная литература. Она используется для формирования  звуковой культуры речи, усвоения  морфологических закономерностей  и синтаксических конструкций.  Художественный текст является  образом построения связанного  высказывания, который закрепляется  при пересказа, творческом рассказывании;

 

  - в целях речевого  развития детей применяются художественные  средства: рисовании, музыка, театрализованные  представления;

 

  - одним из средств  развития речи являются наглядные  пособия по развитию речи, вызывающие  у детей естественный интерес.

 

   Речь ребенка обогащается  быстрее, если его естественная  среда речевая деятельность проходит  более интенсивно. Главным условием  ускорения речевого развития  является применение различных  методов обучения.

 

   Методом обучения  называется способ работы педагога  и детей, обеспечивающий детьми  знаний, умений, навыков.

 

    Общепринятой  в методике является классификация  методов по используемым средствам:  наглядность, слово или практическое  действие.

 

  - наглядные. Применяется  как непосредственные, так опосредованные  методы. К непосредственным методам  относятся экскурсии, осмотры  помещений,  рассматривание натуральных  предметов. К опосредованным методам  относятся рассматривание игрушек,  картин, фотографий, описание картин  игрушек, рассказывание по игрушкам  и картинам;

 

  - словесные. Это чтение  и рассказывание художественных  произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание  без опоры на наглядный материал;

 

  - практические. К ним  относятся дидактические игры, игры- драматизации, инсценировки, дидактические  упражнения, пластические этюды,  хороводные игры.

 

     В зависимости  от характера речевой деятельности  детей можно выделить:

 

   - репродуктивные  методы основаны на воспроизведение  речевого материала готовых образцов. К ним можно отнести методы  наблюдения и его разновидности,  рассматривание картин, чтение, пересказ, заучивание наизусть, игры драматизации  и др., т.е. те методы, при которых  дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления и др.

 

  - продуктивные методы  предполагают построение детьми  собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит  известные ему языковые единицы,  а выбирает и комбинирует их  всякий раз по-новому.

 

К ним относятся обобщающая беседа, рассказывание, пересказ  перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

 

         Методические приемы развития  речи делятся на три группы:

 

  - словесные. К ним  относятся речевой образец, повторное  проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос.

 

  - наглядные приемы  — показ иллюстрированного материала,  показ положения органов артикуляции  при обучении правильному произношению.

 

  - игровые приемы могут  быть словесными и наглядными.

 

        Важной  для методики является проблема  способов организации познавательной  деятельности детей, и в частности  то, что значительное место на  занятиях должна занимать продуктивная, поисковая или частично поисковая  деятельность детей. Только в  ходе такой деятельности у  детей можно формировать основы  самостоятельности мышления, творчества  и в целом содействовать развитию  личности каждого ребенка.

 

         Решение различных дидактических  вопросов (о принципах обучения, способов организации познавательной  деятельности детей, о требованиях  к занятиям и т.д.) всегда находится в прямой зависимости от тех задач, которые ставят перед школьниками, учреждениями, обществом на том или ином этапе своего развития. Дидактические идеи могут быть реализованы лишь через методические системы. Так обеспечивается взаимосвязь дидактики и частной методики, в том числе и методики развития речи.

 

 

 

 

2.1 Возрастные особенности  речи детей старшего дошкольного  

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ