Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ                                                                         В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

   §1. Психолого-педагогические  особенности развития речи детей  старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

 

   §2. Лингвометодические  особенности развития выразительности  речи у детей старшего дошкольного  возраста................................................................22

 

       2.1. Возрастные  особенности речи  детей старшего  дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32    

 

       2.2. Содержание  работы по развитию звуковой  культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36            

 

   §3.  Театрализованная  деятельность  как способ совершенствования  выразительности речи  дошкольников…………………………...…………….42

 

   §4.Роль  музыки  в развитии ребенка………………………………………....49

 

     4.1 Особенности  музыкального развития детей  дошкольного возраста с плохо  развитой речью…………………………………………………………...54

 

   §5. Анализ образовательных  программ ДОУ.........……………………….…60

 

ГЛАВА 2.   Аналитическое  описание опытно-поисковой работы  по формированию интонационной выразительности  речи  у старших дошкольников в театрализованной деятельности

 

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой  работы……….......……….....66

 

§2. Формирующий этап опытно-поисковой  работы………….………………72

 

§3. Контрольный  этап опытно-поисковой  работы…………………………..103

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

1. Материалы по диагностике  на начало учебного года..…………………..119

 

2. Материалы по диагностике  на конец учебного года…………..…............120

 

3. Презентация выставки  театральных масок …………….…………………121

 

4. Открытое занятие по  развитию речи………………………………………124

 

5. Анкета для родителей  ……………………………………………………...128

 

6.  Комплекс дыхательной  гимнастики ……………………………………...129

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Овладение  родным языком, развитие речи  является одним из самых важных  приобретений ребенка в дошкольном  детстве и рассматривается в  современном дошкольном воспитании  как общая основа воспитания  и обучения детей [39].

 

Не все дети к моменту  поступления в школу умеют  связно передавать свои мысли. Научиться  этому самостоятельно достаточно трудно, а в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.

 

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием  сознания, познанием окружающего  мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения  знаниями, изучения всех учебных дисциплин  в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов  мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все  фактические и теоретические  основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится  в непосредственной зависимости  от речи»[5]. Исследования отечественных  психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

    Чтобы показать  роль овладения языком и развития  речи, необходимо проанализировать  функции, которые выполняют язык  и речь. Опираясь на исследования  психолингвистов, психологов, педагогов,  дадим краткую характеристику  этих функций. И.А. Зимняя, анализируя  язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека [28].

 

Язык является фундаментальным  основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

 

Культура речи — явление  многоаспектное, главным ее результатом  считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка;  это понятие включает в себя все  элементы, способствующие точной, ясной  и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями  овладения литературным языком.

 

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина  «хорошая речь». В это понятие  включается как минимально достаточные  три признака: богатство, точность и  выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание  и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность  речи можно рассматривать как  оптимальное словоупотребление: это  выбор таких слов, которые наилучшим  образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную  мысль в логической последовательности.  Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.

 

И наконец, выразительность  речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам  общения. Это качество обязательно  должно  соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы  при выборе слов и выражений учитывать  специфику условии речи.

 

Привычку к выразительной  публичной речи можно воспитывать  только путем привлечения ребенка  к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом может оказать театрализованная деятельность, которая пользуется у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она так же является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству народа. Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств.

 

Воспитание выразительности  речи важно и в социальном аспекте. Человек, владеющий навыками говорения, достигает больших успехов  в  учебе, карьере и т.п. это обуславливается, прежде всего, самой природой общения.

 

По мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: развить  художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок  усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким  выразительным народным языком, обогащает  свой словарь развивает речь, формирует  внимание. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в  жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе [72,с.168].

 

Актуальность исследования:  Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не могли не отразиться

 на структуризации  дошкольного образования.  Появились   вариативные программы обучения  и воспитания, где приоритетным  направлением стало умственное  воспитание ребенка-дошкольника.  Сегодняшний выпускник дошкольного  учреждения  умеет читать, писать  и считать, но при этом у  него отмечается низкий уровень  культуры речевого общения. 

 

В настоящее время в  языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры.

 В речевой деятельности  это выражается в увеличении  лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной  окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Владение богатством  литературного языка, умелое использование  его изобразительных средств  в различных ситуациях общения  определяют уровень речевой компетенции  человека, являются показателями  его общей культуры. Культура  речевого общения предполагает  не только умение правильно,  выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать   ту информацию, которую вложил  в свою речь говорящий.

 

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой  социальной среде. В этой связи в  современной системе образования  особую актуальность вновь приобретает  проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных  принципов, нравственной культуры, развивается  эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

 

            Анализ реальной ситуации, сложившейся  в настоящее время в системе  воспитания и обучения детей  дошкольного возраста показал,  что количество детей, имеющих  отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют  основную группу риска по школьной  неуспеваемости, особенно при овладении  письмом и чтением. А так  как в наше время цель современной  школы — повышение качества  обучения, которое предполагает  и повышение требований к подготовке  детей к обучению в школе,  то в связи с этим актуальность  приобретает выявление симптомов,  препятствующих их полноценной  подготовке  к обучению в общеобразовательной  школе. Одним из таких симптомов  является низкий, не соответствующий  возрастным нормам, уровень речевого  развития детей старшего дошкольного  возраста.

 

  Таким образом, практическая  потребность в реализации данной  педагогической идеи явно выражена; решение ее положительно скажется  на разных сторонах практики  образования.

 

Нами выявлены противоречия на следующих уровнях:                                                 

 

►социально-педагогическом — между  предъявляемыми обществом  требованиями к развитию речевого общения  дошкольников, обусловленными   региональными  социально-экономическими, культурно-национальными  особенностями,  и несоответствием  этим требованиям уровня культурно-речевого развития детей дошкольного возраста;

 

►научно-педагогическом —  между необходимостью подготовки высоко профессиональных педагогов в системе  непрерывного образования и  недостаточной  разработанностью технологий культурно-речевого  развития детей дошкольного возраста;

 

 ►научно-методическом  — необходимостью обновления  содержания культурно-речевой подготовки  педагогов путем включения игровых  форм обучения и отсутствием  научно-педагогических разработок, способствующих рациональному отбору  и внедрению их в воспитательно-образовательный  процесс.

 

          Тема исследования: «Совершенствование  интонационной выразительности  речи у старших дошкольников  в театрализованной деятельности».

 

Цель исследования: апробировать разработанный комплекс игр и  упражнений и доказать эффективность  его по совершенствованию интонационной  выразительности у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

 

Объект исследования: процесс  совершенствования интонационной  выразительности речи у старших  дошкольников.

 

Предмет исследования: методы и приемы, направленные на совершенствование  интонационной выразительности  речи у детей старшего дошкольного  возраста  в театрализованной деятельности.

 

Гипотеза исследования:  процесс совершенствования интонационной  выразительности речи у детей  старшего дошкольного возраста будет  протекать эффективнее, если будет  внедрен комплекс  игр, упражнений по театрализованной деятельности, включающий специальные задания и упражнения на развитие выразительности речи; если каждый ребенок на занятии будет  иметь мотивацию для совершенствования  своей речи по названному качеству; если  на занятиях будет соблюдаться  единство социально-эмоционального и  когнитивного развития; если театральная  деятельность детей будет  насыщена интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; если будет  соблюдаться постепенность и  последовательность ознакомления с  разнообразными вербальными и невербальными  средствами выразительности; если в  данном процессе будет прослеживаться совместное участие детей и взрослых (педагогов и родителей).

 

В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследовании были определены следующие задачи:

 

Задачи исследования:

 

1. Изучение и обобщение  литературы по проблеме исследования, связанной с интонационной работой  в театрализованной деятельности;

 

2. Подбор диагностического  инструментария для оценки звуковой  культуры речи посредством вербального  и невербального общения;

 

3. Разработка  комплекса   игр и упражнений, включающего  специальные задания и упражнения  на развитие выразительности  речи и направленного на формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

 

4. Осуществление опытно-поисковой  работы по проверке результативности  комплекса  игр и упражнений  по интонационной выразительности  речи у старших дошкольников.

 

Новизна исследования заключается  в постановке и решении  проблемы культурно-речевой подготовки к  школе детей старшего дошкольного  возраста средствами театрализованной деятельности, ставшей предметом  специального научного исследования, в ходе которого:

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ