Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что перед  педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикция), воспитание выразительности  детской речи [83, c.50-51].

 

Важным качеством детской  речи является выразительность. «Выразительность речи – умение внятно, убедительно  и в то же время по возможности  сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением  предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», - писал Н. С. Рождественский [77].    Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется  с работой логопеда по исправлению  недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения  является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым  дыханием, правильным произношением  всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

 

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так  же как и логопед, кроме исправления  речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков  речи.

 

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с  развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи [85, c.48].

 

РАЗДЕЛЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного  языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную  громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные  средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр  речи). Звуковая культура речи формируется  и развивается на основе хорошо развитого  речевого слуха.

 

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель  должен решать следующие задачи:

Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

звуковысотный слух;

слуховое внимание;

фонематический слух;

восприятие темпа и  ритма речи.

Формировать произносительную сторону речи:

учить детей правильному  произношению всех звуков родного языка;

развивать артикуляционный  аппарат;

работать над речевым  дыханием;

воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями  общения;

вырабатывать четкое и  ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в  целом, т.е. хорошую дикцию;

формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым  создавая возможность слушающему отчетливо  воспринимать ее.

 

3. Развивать произношение  слов согласно нормам орфоэпии  русского литературного языка.

Воспитывать интонационную  выразительность речи, т.е. умение точно  выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

 

Воспитатель должен иметь  представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок  произнесения слов, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить  ребенка к специалисту-логопеду.

 

К 5 годам не все дети овладевают правильным произношением звуков: у  одних отмечается задержка в их усвоении, у других — неправильное их формирование (например, горловое или одноударное  произнесение звука [р]). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а  иногда и звуки [р], [л]. Это приводит к тому, что дети не всегда правильно  произносят слова в предложении, если в нем несколько слов со звуками, которые для них звучат похоже ([с] —[з], [с]-[ц], [ч’] — [щ’]и др.).

 

Причиной неправильного  произношения звуков, нечеткой речи могут  быть дефекты в строении речевых  органов, недостаточная подвижность  мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют внимания логопеда и воспитателей.

 

 

 

 

§ 3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности  речи дошкольников

 

         Воспитательные возможности театрализованной  деятельности огромны: ее тематика  практически не ограничена и  может удовлетворить любые интересы  и желания ребенка. Участвуя  в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим  миром во всем его многообразии  через образы, краски, звуки, а  умело, поставленные вопросы побуждают  их думать, анализировать, делать  выводы и обобщения. В процессе  работы над выразительностью  реплик персонажей, собственных  высказываний незаметно активизируется  словарь ребенка, совершенствуется  звуковая культура речи. Исполняемая  роль, особенно вступление в диалог  с другим персонажем, ставит ребенка  перед необходимостью ясно, четко,  понятно изъясняться. 

 

Театрализованная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес  к литературе и театру, формирует  диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка[35].

 

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального  и художественно эстетического  воспитания. Она также является неисчерпаемым  источником развития чувств, переживаний  и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному  богатству. Произведения искусства  заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются  определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

 

В литературе подчеркивается: основа эмпатии — в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям  и речи, ставить себя на его место  в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова и др.). «Чтобы веселиться чужим весельем и  сочувствовать чужому горю, нужно  уметь с помощью воображения  перенестись в положение другого  человека, мысленно стать на его  место» (Б. М. Теплов). А это подразумевает  наличие определенного уровня взаимоотношений  в социуме. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря  тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает  мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами  для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к  такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам  через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский  так писал о значении искусства  для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно  уже в эти ранние годы дает нам  уроки не только красоты, но и уроки  морали и нравственности. И чем  богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и  количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие  дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».                                                                                                         Театрализованная деятельность позволяет  ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями  общения, неуверенностью в себе.

 

В теории и практике работы с детьми дошкольного возраста театрализованные игры рассматриваются как действенное  средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы [35].

 

Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам  работы в дошкольном образовательном  учреждении выделен специальный  раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:

 

• создавать условия для  развития творческой активности детей  в театрализованной деятельности (поощрять  исполнительское творчество, развивать  способность свободно и раскрепощено  держаться при выступлении, побуждать  к импровизации средствами мимики, выразительных движений,  интонаций  и т. д.);

 

• приобщать детей к  театральной культуре (знакомить  с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных  театров);

 

• обеспечивать взаимосвязь  театрализованной с другими видами деятельности  в едином педагогическом процессе.   Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь  организация  работы.  Почему прежде всего организация, а не содержание? По нашему мнению, только разумная организация  театрализованной деятельности поможет  выбрать основные направления, формы  и методы работы по данному вопросу, рационально кадровый потенциал.  Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному  подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и  т. д., в итоге—целостности педагогического  процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная  система организации совместной жизни детей и взрослых[57].

 

 В целях реализации  индивидуальных интересов, склонностей  и потребностей дошкольников  предметно-пространственная среда  должна обеспечивать право и  свободу выбора. Поэтому в зоне  театрализованной деятельности  должны быть разные виды кукольного  театра и ширма для его показа, детские рисунки и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

 

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с  различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям — в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный  природный и бросовый материал, ткань, костюмы  для ряженья.

 

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные  полифункциональные помещения (музыкальный  и театральный залы, гримерная, комната  сказок и т. д.), в которых могут  проводиться специальные занятия  по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразные  праздники и развлечения. Учет возрастных особенностей ребенка как грани  его индивидуальных особенностей требует  при проектировании театральной  зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. В целях учета поло-ролевых  особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

 

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей  предполагает соблюдение основных принципов  построения предметно-пространственной среды:

 

*обеспечение баланса  между совместной и индивидуальной  деятельностью детей;

 

* организация зон приватности;

 

*предоставление права  и свободы выбора;

 

*создание условий для  моделирования, поиска и экспериментирования;

 

*полифункциональность  использования  помещений и оборудования;

 

*возрастная и поло-ролевая  адресованность оборудования и  материалов.

        Содержание  занятий по театрализованной  деятельности включает в себя:

 

*просмотр кукольных спектаклей  и беседы по ним;

 

*игры-драматизации;

 

*подготовку и разыгрывание  разнообразных сказок и инсценировок;

 

*упражнения по формированию  выразительности исполнения (вербальной  и невербальной);

 

*отдельные упражнения  по этике;

 

*упражнения в целях  социально-эмоционального развития  детей. 

 

А.Н. Леонтьев относит игры-драматизации к своеобразной «пред-эстетической деятельности» ребенка. Оставаясь  игрой, они развивают творческие способности и представляют собой  специфический вид художественной деятельности [35].

 

     Следует подчеркнуть,  что занятия по театрализованной  деятельности, выполняющие одновременно  познавательную, воспитательную и  развивающую функции, ни в коей  мере не сводятся только к  подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения  должны преследовать одновременное  выполнение трех основных целей:

 

• развитие речи и навыков  театрально-исполнительской деятельности;

 

• создание атмосферы творчества;

 

• социально-эмоциональное  развитие детей.

 

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и  т.д., т.е. со «знаками», играющими роль выразительного языка.

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ