Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

исследования заключается в разработке концептуальных основ модели совершенствования выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обучения, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...14

§2. Лингвометодические особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста................................................................22

2.1. Возрастные особенности речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32

2.2. Содержание работы по развитию звуковой культуры речи детей в ДОУ……………………………………………………………………………….36

§3. Театрализованная деятельность как способ совершенствования выразительности речи дошкольников…………………………...…………….42

§4.Роль музыки в развитии ребенка………………………………………....49

4.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста с плохо развитой речью…………………………………………………………...54

§5. Анализ образовательных программ ДОУ.........……………………….…60

ГЛАВА 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности

§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы……….......……….....66

§2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………….………………72

§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы…………………………..103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...107

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…………………………111

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 158.16 Кб (Скачать файл)

 

Занятия построены в основном на игровых приемах. В начальной  стадии работы главным является привлечение  детей к театральной деятельности, создание для них комфортной психологической  обстановки. Дети должны убедиться  в том, что занятия театром—это, конечно, в первую очередь труд, но труд интересный и веселый.

 

Поэтому поначалу, при освоении технических тренингов, желательно использовать приемы, в которых участвуют  сразу все  ребята, т.е. проведение групповых, коллективных игр. Индивидуальные ответы и показы можно демонстрировать  по желанию самих ребят. На начальном  этапе важно формирование творческой смелости, мобилизованности и вместе с тем—своеобразного «чувства локтя». Дети должны усвоить, что театр—дело коллективное: здесь важна работа всех в едином ансамбле.

 

На формирующем этапе  для полноценного и качественного  развития речи  мы используем театрализованную деятельность.  Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной  стороны языка. Психолог и философ, член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более  она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем  больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам»  [58].

 

 

 

§2 Формирующий этап опытно-поисковой  работы

 

Результаты констатирующего  этапа опытно-поисковой работы (см. прил.1) подсказали нам задачи работы по развитию интонационной выразительности  речи у детей старшего дошкольного  возраста: 

разработать комплекс занятий, упражнений, этюдов и игр для развития интонационной выразительности  с учетом возрастных особенностей;

подобрать упражнения для  артикуляционного аппарата; дыхательной, пальчиковой гимнастики;

правильно организовать развивающую  среду;

в организованной и свободной  деятельности детей чаще использовать проблемные ситуации.

 

Анализ теоретической  и методической литературы позволил сделать вывод о том, что в  условиях современного дошкольного  образовательного учреждения мы можем  в течение  учебного года  поднять  уровень сформированности интонационной  выразительности речи у детей.

 

Мы попробуем это сделать  посредством театрализованной деятельности. При организации работы по совершенствованию  интонационной выразительности  речи у старших дошкольников мы руководствовались  следующими положениями.

 

1. Театрализованная деятельность  в детском саду должна быть  органично включена в различные  занятия (музыкальные, по изодеятельности,  физкультурные и др.), а также  запланирована специально в недельном  расписании занятий согласно  САНПИНу в вечернее время. 

 

2. В работе  принимают  участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная  творческая деятельность детей  и взрослых позволяет преодолеть  традиционный подход к режиму  жизни.  Поэтому такая организация  театрализованной деятельности  дошкольников не только создает  условия для приобретения новых  знаний, умений и навыков, развития  способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать  в контакты с детьми из других  групп, с разными взрослыми.  Расширение круга общения создает  полноценную среду развития, помогает  каждому ребенку найти свое  особенное место, стать полноценным  членом сообщества. Таким образом,  подобная организация театрализованной  деятельности способствует самореализации  каждого ребенка и взаимообогащению  всех, так как взрослые и дети  выступают здесь как равноправные  партнеры взаимодействия. Именно  в общем спектакле или концерте  ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

 

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому  при проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, мы учитывали следующее:                                                                                                                              — индивидуальные социально-психологические  особенности ребенка;                        — особенности его эмоционально-личностного  развития;                                                       — интересы, склонности, предпочтения и потребности;                                               — любознательность, исследовательский  интерес и творческие способности;                                                                                                                      — возрастные и поло-ролевые особенности, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно заниматься творчеством в свободное  время,

 

3. Для обеспечения оптимального  баланса совместной и самостоятельной  театрализованной деятельности  детей в  группе  оборудована  театральная зона или уголок  сказки, а также «тихий уголок»,  где ребенок может побыть один  и прорепетировать какую-либо  роль перед зеркалом или еще  раз просмотреть иллюстрации  к спектаклю и т. д.

 

4. Безусловно, что в театрализованной  деятельности огромную роль играет  воспитатель. 

 

Речь воспитателя по-прежнему остается основным источником речевого развития детей. При обучении их звукопроизношению  необходимо правильно и четко  артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом  просодем (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) для выражения различных  чувств: радости, досады, недоумения, одобрения, ласки и т. д.

 

   В старших группах  для обучения средствам речевой  выразительности используются более  сложные упражнения. При этом  не нужно забывать, что интонации  воспитателя — образец для  подражания, поэтому воспитателю,  прежде чем дать детям задание,  следует неоднократно попробовать  выполнить его самому.

 

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости  ознакомления детей с основными  эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального  и вербального выражения. Значение этой работы определяется тем, что без  глубокого понимания эмоционального состояния и способов  его  внешнего проявления добиться выразительности  речи трудно.

 

Особое внимание детей  надо обратить на  связь между  настроением и особенностями  вербальной и невербальной выразительности (силой голоса,  темпом, интонационными и логическими ударениями). Для  этого использовать упражнение «говорящие картинки»  — рассказы по схематичным  рисункам, когда их рисуют в ходе совместного обсуждения или когда  один ребенок рассказывает, а другие (3—5) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые  диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

 

Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут  включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги  по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.).

 

Поэтому содержанием таких  занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного  произведения или сказки, но и с  жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального  языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

 

5. Следует подчеркнуть,  что театрализованные занятия  должны выполнять одновременно  познавательную, воспитательную и  развивающую функции и ни в  коей мере не сводиться только  к подготовке выступлений. Их  содержание, формы и методы проведения  должны способствовать одновременно  достижению трех основных целей:  развитию речи и навыков театрально-исполнительской  деятельности; созданию атмосферы  творчества; социально-эмоциональному  развитию детей.

 

 

Разработанный нами комплекс занятий, игр и упражнений можно  условно представить двумя направлениями. Первое направление подготавливает детей к  театрально-исполнительской  деятельности и представляет из себя задания, направленные на формирование у детей представлений о выразительности  речи вообще и различных ее компонентов. Второе направление – это задания  на развитие навыков собственно театрально-исполнительской  деятельности. Мы оговариваем условный характер такого разделения, так как  в своей работе использовали их не поочередно, а одновременно.

 

1. Различные компоненты  интонационной выразительности,  необходимые в театрально-исполнительской  деятельности, формируются на разных  занятиях, в том числе, на занятиях  по развитию речи. Приведем примеры  таких заданий и упражнений.  

 

Упражнения на вербальную выразительность. Прежде всего проводятся задания по артикуляции. Артикуляция—работа речевого аппарата, которая формирует  нужный способ произнесения звуков, слов и фраз. Правильная артикуляция очень  важна. Нужно помнить, как всем «резало  ухо» появление сериала, в котором  участвовала «прекрасная няня», где главная героиня говорила с ужасающим украинским акцентом, причиной тому как раз и была неправильная артикуляция. Но если в данном случае актриса сознательно выговаривала эти слова неверно (так ей полагалось по роли), то в реальной жизни ошибочная артикуляция приносила плачевные результаты. В истории Большого театра был певец, грузин по национальности, который всю свою жизнь говорил с сильным специфическим акцентом. Но если в музыкальной речи, при растянутых гласных, это не привлекало особенного внимания (все любовались его красивым певческим голосом), то в ролях, где, по ходу действия приходилось переходить на разговорную речь, вызывало отрицательную реакцию. Так что правильную артикуляцию нужно воспитывать с детства, чтобы специфические оттенки — в том числе и национальные — были в последующей артистической речи максимально сглажены. К речевому аппарату, который «отвечает» за нашу артикуляцию, относятся губы и язык. Проводим такие упражнения: «кот», «раннее утро», «улыбка в зеркале», «хоботок», «слоненок пьет воду», «чистим зубы», «поцелуй т улыбка». 

 

Работа с детьми, имеющими еще не окрепшие связки, требует  особого подхода. Существует целый  ряд специальных методик работы с детским голосом, как традиционных, так и новых, современных. Они  разработаны специалистами на основе тщательных, всесторонних исследований. Несмотря на то что подходы в методиках  порой различны, их объединяет главное—бережное отношение к детскому голосовому аппарату, к к детскому здоровью. И это является частью комплексного подхода к формированию театральной  культуры детей. Помимо этого в комплекс охраны детского здоровья входят рекомендации по голосовой диете, система голосовых  упражнений, а также тренинг артикуляционного аппарата.

 

Обычно в театре во время  спектакля нет микрофонов и других усилителей звучания, поэтому актер  должен играть весь спектакль «живым голосом». Если на сцене все время  говорить громко, то можно голос  потерять—сорвать его, получить профессиональную болезнь — не смыкание связок.

 

С этой целью голос обязательно  надо не только тренировать, но и охранять, защищать.

 

Главная особенность  голоса детей заключается  в том, что  последние постоянно находятся  в процессе роста, развития, изменения, и требует осторожного отношения  к голосу стороны педагога.

 

Репетиции и прогоны спектаклей требуют от юных актеров большой  физической подготовленности.  Поэтому  задача режиссера—не допускать их переутомляемости.

 

Физическая подготовка играет огромную роль в становлении юных актеров, потому что бывает так, что, не рассчитав своих сил или  переволновавшись, исполнитель вдруг  начинает задыхаться во время представления. Юным артистам следует беречь свой голосовой аппарат: многократные повторы  одного и того же текста дают дополнительную нагрузку на голосовые связки. Поэтому  любителям мороженного следует  сократить потребление своего обожаемого лакомства: оно вредно влияет на горло. А перед ответственными репетициями, прогонами и показами руководитель вообще обязан сообщить детям и их родителям список запрещенных для  еды продуктов, к которым относятся: мороженое, шоколад, конфеты, лимон, семечки, шипучие напитки и т.д.  Перечисленные  продукты отрицательно воздействуют на голосовые связки, поэтому ими  злоупотреблять не рекомендуется.

 

Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций  при произнесении одной и той  же фразы). И чем больше слов-синонимов  будет у детей на слуху и  в обращении, тем богаче и выразительнее  будет их речь. В этом возрасте у  детей уже достаточно велик и  разнообразен словарный запас. В  течение учебного года он постоянно  пополняется, так как ребенок  обогащает свой опыт за счет новых  впечатлений, информации. Вместе с тем  воспитателю необходимо уточнять и  активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых,  игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются и специальные  дидактические игры, упражнения. 

 

Игра «Найди слово». Вариант 1. Дети стоят в кругу, педагог, находящийся  в центре, держит в руках мягкий, легкий мячик. Педагог кидает мяч  любому ребенку и одновременно называет слово. Ребенок ловит мяч  и, кидая  мяч обратно, одновременно отвечает словом (именем существительным), обозначающим предмет или объект, дополняющий по смыслу названное педагогом слово (Отвечать нужно быстро). Например:

Информация о работе Аналитическое описание опытно-поисковой работы по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализ