Воспитательный потенциал школьного географического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1.Воспитание и его роль в обучении…………………………………………...4
§2.Учебно-воспитательный процесс и его основные функции……………….13
§3.Воспитание патриотизма на уроках географии, как потенциал школьного географического образования ………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………28
Литература……………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Воспитательный потенциал школьного географического образования.docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

При организации воспитания педагогам  следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное  влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его  возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

Порождаемые деятельностью новые  потребности и наличные возможности  их удовлетворения создают ряд последующих  противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными  физическими и духовными возможностями  и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и  прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями  более высокого уровня развития и  т.д.

Подлинные достижения человека накапливаются  не только вне его, в тех или  иных порожденных им объектах, но и  в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах  важнейший источник его роста. “Способности человека — это снаряжение, которое выковывается не без его участия”. Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий— вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя читателя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей, как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % — своим способностям и склонностям.

Организуя воспитание, видимо, следует  исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать  их индивидуальные возможности и  адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.

Важнейшие закономерности и факторы  развития и формирования личности можно  рассматривать как внешние и  внутренние. К внешним относятся  совокупное влияние вышеназванных  сред и воспитания. К внутренним факторам — природные потребности  и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности  и специфические социальные потребности  — духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности  в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания  и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния  всех факторов. Как правило, наблюдается  поочередное или групповое их преобладание.

До сих пор в педагогике обоснованно  утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего совершенствования, саморазвития. Иными словами, это  формирование мотивации.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что все  в развитии личности в определенной степени внешне обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и позиция Р.С. Немова: “Человек в своих психологических  качествах и формах поведения  представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.

До сих пор в своих политических, экономических, психологических и  педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная  практика, даже в относительно спокойные  времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим  существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в  социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение”.

Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое  начало (имеем в виду и изначальную  духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Наверно, не всегда в достаточной степени биологическое  в человеке подчиняется внешним  факторам развития. Видимо, некоторый  генетический атавизм имеет место  в биологическом развитии. Педагогическая практика знает немало примеров, когда  великолепные условия жизни и  воспитания не давали положительных  результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались  высокие позитивные результаты развития и формирования личности. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует  личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими  ее людьми, создаваемая родителями и педагогами,взрослыми.

Развитие ребенка происходит в  условиях многообразных отношений  положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует  характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно  организованной системой отношений. Она  для него не актуализируется в  жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого. Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.

Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию  и предназначению на Земле — это, пожалуй, основное объективное условие  продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание —  явление, взращенное и сохраненное  в генетическом коде человечества.

Важным фактором в развитии выступает  личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся  персоны.

Активность личности человека видится  в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться  во множестве комбинаций: высокая  физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и  другая и т.п.

На человека оказывает влияние  ряд факторов, обусловливающих его  активность. Первым из них выступает  его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и  психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор — это воспитание в широком  смысле слова. Оно может оказать  влияние на развитие физической и  психической активности через систему  специально организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников — это воспитание, развитие познавательного  интереса к учению, формирование мотивации  учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей.

Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом — человек творец самого себя. При  том, что определенная программа  индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том  числе физическая и психическая  предрасположенность), за человеком  остается право развивать себя.

Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется  заметить, что не все люди поддаются  апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения) факторов расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты. Происходит замена духовных ценностей чувственными и материальными, растет число наркоманов, садистов и маньяков разной направленности, представителей сект, готовых к уничтожению чуть ли не всего человечества ради своей идеи, людей с суицидальным поведением, психопатов (людей, не способных идти ни на какие компромиссы), “когда созданный людьми мир вещей начинает превалировать над миром человеческих ценностей”. Видимо, обществу нужны новые теории и концепции, диалектическая переоценка уже имеющихся социальных и социально-психологических ресурсов, обеспечивающих в современных условиях развитие и формирование личности, способной к саморазвитию и самосохранению, как особого биологического вида на Земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.Учебно-воспитательный процесс  и его основные функции

 

Характеристика  педагогического процесса

Синонимом термина педагогический процесс является учебно-воспитательный процесс - совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и  ученическим коллективами по единому  плану.

Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития.

Охарактеризовать отличия  процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе, прежде всего, бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию  воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Если сравнить основные задачи процессов  обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба  они реализуют в единстве три  основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную  функцию, а процесс воспитания - в  воспитательную. Оба процесса являются исходной основой для осуществления  развивающей функции обучения. Расширяя тезис Л.С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.

В содержании воспитания превалирует  формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения. Но процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором, стимулирующим  активность школьников в учении.

Итак, оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности и ведут  ее к общему развитию. Но первый из них  преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную  сферы. Благодаря этому процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующей-мотивационных факторов, активно содействующих обучению.

 

Общие свойства и  закономерности педагогического процесса

Цель педагогического  процесса охватывает не только задачи образования и воспитания, она  непосредственно ориентирует педагогов  на всестороннее, гармоничное развитие личности учащихся.

Педагогический процесс  взаимно усиливает входящие в  него процессы: рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание  воспитанности активизирует образовательные  влияния целостного процесса.

Педагогический процесс  создает возможности для взаимопроникновения  друг в друга методов обучения и воспитания.

Психолого-педагогические исследования, проведенные советскими учеными  Л. С. Выготским, л. В. Занковым, А. Н. Леонтьевым, Г. С. Костюком и многими другими; показали, что воспитание и обучение имеют решающую роль в развитии личности. Как принято говорить в психологии, обучение и воспитание идут впереди  развития, они определяют его. Л. С. Выготский  отмечал: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию... создает зону ближайшего развития ребенка, то есть вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов  развития». Данная закономерная связь  имеется и между обучением  и воспитанием. Без обучения практически  невозможно осуществлять воспитание, так как человек должен изучать  определенные закономерности, знания, на которых основываются его действия в обществе. Вместе с тем нельзя хорошо поставить обучение, если ученики  не воспитаны, не имеют позитивного  отношения к учебе, не обладают долгом, ответственностью и пр.

Отсюда следует, что в  целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательные мероприятия  должны быть нацелены на получение  высокого и всесторонне развивающего эффекта, обучение должно носить воспитывающий  и развивающий характер.

Информация о работе Воспитательный потенциал школьного географического образования