Воспитательный потенциал школьного географического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1.Воспитание и его роль в обучении…………………………………………...4
§2.Учебно-воспитательный процесс и его основные функции……………….13
§3.Воспитание патриотизма на уроках географии, как потенциал школьного географического образования ………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………28
Литература……………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Воспитательный потенциал школьного географического образования.docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3.Воспитание патриотизма на уроках географии, как потенциал школьного  географического образования 

 

Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель школы –  была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ  духовно-нравственного единства общества.

Современный культурный человек  – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность  считается признаком высокого духовного  и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Толерантность  включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого  достоинства и прав других, прощение, сострадание, милосердие, сотрудничество.

В данный момент Россия активно  включается в мировой сообщество. Роль и значение страны на мировом  уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как  можно больше о своей великой  стране и своей малой Родине. Они  с большим удовольствием знакомятся с героической историей страны, с  памятниками архитектуры, с великими достижениями культуры и искусства, гордятся богатствами и необыкновенной красотой России.

Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее  страны и человечества на всей Земле.

Наступило время, когда не стало стыдно произносить само слово  «патриот», когда флаг страны можно  видеть на любых спортивных соревнованиях, когда молодёжь знает гимн своей  страны. Подростки желают знать о  достижениях страны и её достопримечательностях.

Хотелось бы, чтобы сущность патриотизма заключалась не в  гордости, а в ином, гораздо более  редком сегодня проявлении человеческого  духа – великодушии.

Патриотизм великодушия  ничего не делит, он всепричастен, радуется, гордится светлым и страдает, мучается тёмным.

 

 

Воспитание патриотизма  на уроках физической географии

Школьная география относится  к числу важнейших учебных  дисциплин, содержащих в себе большие  возможности для осуществления  патриотического воспитания школьников.

Начальный курс географии. Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и  о современных исследованиях, для  воспитания патриотических чувств школьников учителя рассказывают об Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве. Важно рассказать вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. Очень жаль, что программой выделяется очень мало учебного времени на рассказ о путешествиях и исследованиях не только в 6 классе, но и в последующих классах. Сколько славных имён приходится только перечислять!

Изучая тему «План и  карта», целесообразно предложить задания, имеющие познавательную направленность:

10 января 1821 г. русская  экспедиция на судах «Восток»  и «Мирный» открыла остров. Его  координаты – 69о ю.ш. и 91о з.д. (остров Петра I).

В 1937 г. В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Северный полюс – Северная Америка (49o с.ш. и 123o з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта и его направление.

При изучении темы «Литосферы»  необходимо рассказать о большом  вкладе в мировую науку наших  учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове достигла 12262 м. Совсем и немного по отношению  даже к толще земной коры, а если перевести в высоту 9-этажных зданий. Это высота 400 девятиэтажных зданий.

Изучение землетрясений  также имеет большое воспитательное значение. Переживание трагических  последствий этого природного явления  на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, в Нефтегорске, узнавая  о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство  гордости за нашу страну. Мы всегда в  числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это  Турция или Иран.

«Любить свою Родину – значит знать её». Эти слова В.Г. Белинского могут служить призывом для детей.

На уроке по теме «Горы» важно использовать все основные методы обучения, для создания образа гор. Это словесный (описательный рассказ), практический и наглядный метод. Для подтверждения слов из песни  В. Высоцкого «Лучше гор могут  только горы» могут быть пейзажные  фотографии и репродукции картин русского художника Н.К. Рериха. Нужно  заслушать впечатление детей, побывавших в горах.

В теме «Равнины» учитель  знакомит школьников с разнообразием  и неповторимой красотой наших равнин. Равнина открывает в человеке чувство необычайной широты и  свободы.

Спасибо, сторона родная,

 За твой врачующий  простор!

Н.А. Некрасов.

Можно послушать кусочек  раздольной, протяжной русской песни  и соотнести с широтой и  добротой русской души. Эта небольшая  вставка позволяет шире взглянуть  на содержание темы, ещё раз почувствовать  разнообразие и красоту природы  России.

При изучении темы Мировой  океан учителя должны давать опережающее задание детям найти материал о способах изучения океанов и морей, о вкладе русских учёных-полярников в изучении Арктики, в исследовании вод Мирового океана.

Глубокий воспитательный смысл можно заложить в домашнее задание по этой теме в игровой форме. Предлагать описать и нанести на контурную карту путь российских судов по двум маршрутам: Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский и Новороссийск – Владивосток. Работу выполняет группа школьников из трёх человек: капитан, прокладывающий курс корабля, первый помощник капитана, осуществляющий связь с Родиной и представляющий нашу страну во время стоянок в различных иностранных портах, и штурман, ведущий бортовой журнал и наносящий маршрут на контурную карту. Груз, время рейса, стоянки судна выбираются самостоятельно. Условие – маршрут должен проходить через два океана.

Урок о реках очень  насыщен. Нужно раскрыть много понятий, связанных с речной системой, характером течения. Провести описание реки по картам, лучше всё это сделать на примере  Волги, реки, на которой мы живём.

Можно начать введение новых  понятий после прослушивания  следующего стихотворения.

Николай Якушев.

О Волге

Неприметен ничем, не широк,

 По просторам Валдайского  края

 Еле слышно журчит  ручеёк,

 Меж каменьями путь  выбирая.

 То он моет прибрежный  песок,

 То внезапно в кустах  пропадает,

 И не знает ещё  ручеёк,

 Что его впереди  ожидает.

 Сколько вёрст ему  надо пройти.

 Сквозь какие преграды  пробиться,

 Сколько рек с ним  сольётся в пути,

 Сколько чаек над  ним закружится.

 Сколько долгих минует  годов,

 Сколько волн разойдётся  кругами.

 Сколько встанет больших  городов

 Над крутыми его  берегами.

Работая с картой, нужно  обратить внимание, что ни в одной  стране нет такого огромного количества рек: плавных, величавых рек равнин и стремительных шумных горных рек.

 Создать яркий образ  разнообразных рек и озёр нашей  страны мне помогает книга  «Популярная энциклопедия рек  и озёр». 

Так же нужно рассказать об исследованиях нашего великого соотечественника Н.Н. Миклухо-Маклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Они узнают, ценой какого мужества и отваги заслужил доверие и признательность этот выдающийся путешественник.

Таким образом, можно сказать, что начальный курс физической географии  обладает довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать  любовь к родной природе, воспитывать  чувство гордости за достижения в  науке и технике, позволяющие  познать тайны природы.

Курс «География материков  и океанов», конечно, обладает гораздо  меньшими возможностями для воспитания чувства патриотизма, хотя и здесь  нужно как можно ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей: В.В Юнкера, Е.П. Ковалевского, А.В.Елисеева, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, Н.И. Вавилова, С. Дежнёва. В. Беринга, А.И. Чирикова, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова. Они ценой  необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных  богатств и просторов не только своей  страны, но и всей Земли. Эти великие  граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо  своей страны.

Изучение курса «Физическая  география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности  и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей  страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу  главных целей данного курса. Среди главных задач курса  – создание образа своего родного  края.

Всем известно, что именно к этому курсу престиж знаний у учащихся падает. Они меньше времени  тратят на приготовление домашнего  задание, а если предмет перестаёт  быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому большое внимание надо уделить отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, но ещё и обратиться к музыкальным произведениям. Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы – один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Можно начинать со звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволявшие оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями. Так же можно использовать классические произведения, в том числе С. В. Рахманинова, Н. А. Римского – Корсакова. Есть много других музыкальных отрывков, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор, вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов.

В 8 классе большое значение имеет самостоятельная работа с  несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными  программами и с материалом различных  сайтов. Для создания зрительного образа территории можно создать презентации. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.

В курсе физической географии  России большими возможностями для  воспитания патриотизма служат такие  темы уроков, как «Географическое  положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны. Зона лесостепей и степей», любой  природный район страны.

Урок «Байкал – жемчужина  Сибири» в виде пресс-конференции  позволяет задействовать весь класс. Среди воспитательных целей урока  ставиться: формирование чувства любви  к родной природе; формирование экологического сознания учащихся на примере экологических  проблем Байкала и их причин; эстетическое воспитание при работе с художественными  произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные фотографии), посвящённые  Байкалу; совершенствование навыков  работы в группах.

Таким образом, курс «Физическая  география России» способствует воспитанию патриотов своей страны.

Значение курса  «Экономической и социальной географии  России» в патриотическом воспитании школьников

В курсе «География России. Население. Хозяйство» также есть немало возможностей для патриотического  воспитания подростков. С каждым годом всё больше внимания уделяется изучению темы населения. Ведь хозяйства без населения не может быть. Учащиеся могут найти удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах страны.

Интересно будут проходить  уроки-экскурсии по городам страны: прежде всего по Москве и Санкт-Петербургу, по городам «Золотого кольца».

Способствует усвоению знаний об истории и функциях российских городов проверка в виде задания  «Подбери пару: город и соответствующее  ему определение» и составление  кроссвордов.

Заключение

Проблема патриотического  воспитания – это, действительно, государственной  важности задача. И надо стремиться её решить на уроках географии и  во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма.

Воспитывать патриотизм –  значит всеми силами стараться развить  в ребёнке чувство святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение  и воодушевление перед священным. В этом процессе не нужно, да и нельзя к этому принуждать, ибо святое – это то, что дано, а священное  – это то, что окружает.

Патриотическое воспитание – это пробуждение мотивационно-ценностного  ядра нравственных поступков, социальных поступков, ориентированных на служение Отечеству и своим близким.

Мотивационно-ценностное ядро человека включает, прежде всего, фундаментальные  ценности: Родина, Отечество, родная земля, семья, родители, дети, ближние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. www.paidagogos.com

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.  А. Сластенин, И. Ф. Исаев,  Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А.  Сластенина. - М.: Издательский центр  "Академия", 2002. - 576 с.

3.Гессен С.И. Основы  педагогики. Введение в прикладную  философию. М., 1995.-226 с.

4.Педагогический процесс:  проблемы и перспективы. Межвуз. сб. науч. трудов. Владикавка, 2000.-105-106 с.

5.Шашалов В.Ф. Точка  опоры. М., 1987.-83 с.

6.Подласый И.П. Диагностика  и экспертиза педагогических  проектов. Киев, 1998.-47с.

7.Педагогика: Учеб.пособие  для студентов пед. ин-тов/ Ю.К.  Бабинский, В.А. Сластенин, Н.А.  Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.  Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1988. - 479

8.  Герасимова Т.П. Формирование  мировоззрения учащихся в процессе  обучения     географии. - М.; Педагогика, 1992. -164 с.

9.  Дущина И.В. О соотношении  нормы и творчества в работе  учителя географии. М. География  в школе. -2000. N.2. – 201с.

10.  Максаковский ВЛ. Географическая  культура. - М.; 1996. -69 с.

11.  Б.З.Вульфов Острые  проблемы  воспитания: поиски решения.  – М.; Издательский дом «Новый  учебник», 2003 -128-129 с.

12.  И.Д.Демакова Гуманизация  пространства детства: теория  и практика.М. .; Издательский дом  «Новый учебник», 2003 -272 с.

Информация о работе Воспитательный потенциал школьного географического образования