Воспитательный потенциал школьного географического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1.Воспитание и его роль в обучении…………………………………………...4
§2.Учебно-воспитательный процесс и его основные функции……………….13
§3.Воспитание патриотизма на уроках географии, как потенциал школьного географического образования ………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………28
Литература……………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Воспитательный потенциал школьного географического образования.docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования « Арзамасский государственный  педагогический институт имени А. П. Гайдара»

 

 

 

Кафедра географии и экологии

 

Китаев Дмитрий Михайлович

студент 5 курса естественно-

географического факультета

 

курсовая работа

Воспитательный потенциал  школьного географического образования

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Шеманаев В.А.

 

 



 

Арзамас ,2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

§1.Воспитание и его роль в обучении…………………………………………...4

§2.Учебно-воспитательный процесс и его основные функции……………….13

§3.Воспитание патриотизма  на уроках географии, как потенциал  школьного географического образования  ………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………28

Литература……………………………………………………………………….29

Введение

Важное место в жизни  каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но  благодаря  своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении  ориентации  личности каждого ученика.  Задача педагога в школе  – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать  правильное направление, чтобы  он не потерялся в многообразии и  сложности сегодняшней жизни.

В настоящее время для педагогики проблемы патриотического воспитания молодежи становятся наиболее актуальными. Многолетние очернение и отрицание любых достижений России привело к широкому распространению в среде молодежи негативного отношения к своему Отечеству. Современная действительность в России иногда  не дает поводов для гордости за свою страну, поэтому приходиться обращаться к тем вопросам о природе страны, которые могут вызвать гордость за Отечество.

Как научить ребят любить свою Родину, гордиться великой Россией, когда на детей обрушивается поток  негативной информации, и облик нашей  могучей державы меркнет? Решением этой задачи должны заниматься все  учителя нашей страны.

География среди всех школьных предметов играет роль мостика между  естественными и общественными  науками, она универсальна, охватывает всю систему: природная среда - общество - человек. Поэтому именно этот предмет способствует развитию у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Это также предмет, знакомящий учащихся с отдельными территориями и социально-экономическими условиями в них. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.

Наши дети должны радоваться жизни, и чувство гордости за родную страну должно рождаться в душах  детей. Любовь к родному краю не появляется сама по себе, а воспитывается специально, родителями, педагогами и воспитателями. Большую роль в таком воспитании играют  уроки географии.

§1.Воспитание и его роль в обучении

 

Воспитание - Процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Сегодня главная цель средней  общеобразовательной и высшей школы  – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистический  характер индивидуальности ребенка  с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего  человека придает «человеческое  измерение» таким целям школы, как  выработка у молодых людей  осознанной гражданской позиции, готовности к труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

Рассмотрим составные  части воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое. Эти составные части выделяются уже в древнейших философских  системах, затрагивающих проблемы воспитания.

Умственное воспитание вооружает  обучаемых системой знаний основ  наук. В ходе и результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение  – это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Оно  предполагает глубокое понимание явлений  природы и общественной жизни, умение сознательно объяснять эти явления  и определять свое отношение к  ним: умение сознательно строить  свою жизнь, работать, органически сочетая  идеи с делами.

Сознательное усвоение системы  знаний содействует развитию логического  мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей  и дарований. Задачи умственного  воспитания следующие:

- Усвоение определенного  объема научных знаний;

- Формирование научного  мировоззрения;

- Развитие умственных  сил, способностей и дарований;

- Развитие познавательных  интересов;

- Формирование познавательной  активности;

- Развитие потребности  постоянно пополнять свои знания, повышать уровень образовательной  и специальной подготовки.

Непреходящая ценность умственного  воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест  учеников, учителей, родителей, широкой  общественности вызывает направленность умственного воспитания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы  знаний, умений, навыков. Из сферы образования  иногда выпадают такие важнейшие  его компоненты, как передача опыта  различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения  к миру, опыта общения и т. д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и теряется образовательный характер самой  школы.

Физическое воспитание - Управление физическим развитием человека и его физическим образованием. Физическое воспитание является неотъемлемой составной  частью почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного трудиться с  высокой производительностью, переносить повышенные нагрузки, быть готовым  к защите Отечества. Физическое воспитание также способствует выработке у  молодежи качеств, необходимых для  успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания следующие:

- Укрепление здоровья, правильное  физическое развитие;

- Повышение умственной  и физической работоспособности;

- Обучение новым видам  движений, развитие и совершенствование  основных двигательных качеств  (силы, ловкости, выносливости и др.);

- Формирование гигиенических  навыков;

- Воспитание нравственных  качеств (смелости, настойчивости,  решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

- Формирование потребности  в постоянных и систематических  занятиях физкультурой и спортом;

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного  возраста, физкультура – обязательный предмет в школе. Существенным дополнением  к урокам физкультуры служат разнообразные  формы внеклассной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими  составными частями воспитания и  в единстве с ними решает задачу формирования гармонично развитой личности.

Трудовое воспитание - Формирование трудовых действий и производительных отношений, изучение орудий труда и  способов их использования. Трудно представить  себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно  трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых  орудиях труда. Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип  формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы  их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения  опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования.

Нравственное воспитание - Формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих моральным  нормам общества. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы  и правила поведения человека, определяющие его отношение к  обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для  себя.

Нравственные понятия  и суждения дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Они переходят  в убеждения и проявляются  в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания  своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи соответствием или  несоответствием его поведения  требованиям общественной морали. Чувства  пробуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

 

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат  общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. Непреходящие нравственные качества – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Эстетическое воспитание - Базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов. Задачи эстетического воспитания можно  разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач  решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного  включения в эстетическую деятельность. Задачи эстетического воспитания :

- овладение эстетическим  и культурным наследием прошлого, формирование эстетических знаний;

- овладение эстетическим  и культурным наследием прошлого, воспитание эстетической культуры;

- формирование эстетического  отношения к действительности, развитие  эстетических чувств, приобщение  человека к прекрасному в жизни,  природе, труде; 

- развитие потребности  строить жизнь и деятельность  по законам красоты; 

- формирование эстетического  идеала;

- стремления быть прекрасным  во всем: мыслях, делах, поступках.

 

Говоря описательно, воспитание в  развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью  и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры  ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

- диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое  создание условий их проявления  и развития;

- организация учебно-воспитательной  деятельности детей;

- использование положительных  факторов в развитии качеств  личности;

- содержания воспитания, средств  и условий социальной среды;

- воздействие на социальные  условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых  влияний;

- формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил  в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

”Целостность человека, обладающего  единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального  и биологического”. Воспитание не может  изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее  влияние на развитие путем специальной  тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование  процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных  процессов), внести определяющий корректив  в устойчивость природных наследственных особенностей.

Только под влиянием научно обоснованного  воспитания и создании соответствующих  условий, учете особенностей нервной  системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных  возможностей и включении в соответствующие  виды деятельности индивидуальные природные  задатки могут перерасти в  способности.

Информация о работе Воспитательный потенциал школьного географического образования