Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:50, курсовая работа
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Задача педагога в школе – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
§1.Воспитание и его роль в обучении…………………………………………...4
§2.Учебно-воспитательный процесс и его основные функции……………….13
§3.Воспитание патриотизма на уроках географии, как потенциал школьного географического образования ………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………28
Литература……………………………………………………………………….29
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие «функция» близко к понятию «задача обучения». Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.
Дидактика выделяет три формы процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная функция обучения
Образовательная функция
состоит в том, что процесс
обучения направлен прежде всего
на формирование знаний, умений и навыков,
опыта творческой деятельности. Знание
в педагогике определяется как понимание,
сохранение в памяти и воспроизведение
фактов науки, понятий, правил, законов,
теорий. Усвоенные, интересованные знания,
согласно выводам ученых, характеризуются
полнотой, системностью, осознанностью
и действенностью. Это значит, что
в процессе обучения ученики получают
необходимые фундаментальные
Развивающая функция обучения
Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции
Развивающая функция обучения
обозначает то, что в процессе обучения,
усвоения знаний происходит развитие
обучаемого. Это развитие происходит
во всех направлениях: развитие речи, мышления,
сенсорной и двигательной сфер личности,
эмоционально-волевой и
Однако психология и дидактика
XX века утверждают, что развивающая
функция обучения реализуется успешнее,
если обучение имеет специальную
направленность, разработано и организовано
так, чтобы включать учащегося в
активную и сознательную разнообразную
деятельность. Развивающая функция
обучения реализуется в ряде специальных
технологий или методических систем,
преследующих именно цели развития личности.
В отечественной дидактике для
этого имеется специальный
Все это ведет к тому, что современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр., обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.
Надо отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем, очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.
Развитие двигательной сферы ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать произвольные сложные движения в учении, труде, игре. С другой стороны, следует обеспечить активное и всестороннее физическое развитие школьников, поскольку оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности
Развитие эмоциональной
сферы, тонкости и богатства чувств,
переживаний от восприятия природы,
искусства, окружающих людей, всех вообще
явлений жизни является также
одной из задач обучения. В дидактике
имеются примеры таких
Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.
Воспитательная функция обучения
Процесс обучения носит также
и воспитывающий характер. Педагогическая
наука считает, что связь между
воспитанием и обучением
Воспитывающим фактором обучения
является прежде всего содержание образования,
хотя не все учебные предметы имеют
равный воспитательный потенциал. У
гуманитарных и эстетических дисциплин
он выше: преподавание музыки, литературы,
истории, психологии, художественной культуры
в силу предметного содержания этих
областей представляет больше возможностей
для формирования личности. Однако
нельзя утверждать об автоматизме воспитания
на этих предметах. Содержание учебного
материала может вызывать неожиданные,
противоположные замыслу
Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя-осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.
Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного процесса, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.
Надо отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем, очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.
Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.
Процесс обучения носит также
и воспитывающий характер. Педагогическая
наука считает, что связь между
воспитанием и обучением
Воспитывающим фактором обучения
является, прежде всего содержание
образования, хотя не все учебные
предметы имеют равный воспитательный
потенциал. У гуманитарных и эстетических
дисциплин он выше: преподавание музыки,
литературы, истории, психологии, художественной
культуры в силу предметного содержания
этих областей представляет больше возможностей
для формирования личности. Однако
нельзя утверждать об автоматизме воспитания
на этих предметах. Содержание учебного
материала может вызывать неожиданные,
противоположные замыслу
Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя-осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.
Следовательно, для реализации
воспитательной функции обучения учителю
недостаточно знать об объективном
характере связи обучения и воспитания.
Чтобы оказывать формирующее
воздействие на учащихся в обучении,
учитель должен, во-первых, анализировать
и отбирать учебный материал с
точки зрения его воспитательного
потенциала, во-вторых, так строить
процесс обучения и общения, чтобы
стимулировать личностное восприятие
учебной информации учениками, вызывать
их активное оценочное отношение
к изучаемому, формировать их интересы,
потребности, гуманистическую
Надо, однако, помнить, что
воспитание учащихся осуществляется не
только в школе и не заканчивается
в ней. Поэтому не рекомендуется
полностью подчинить процесс
обучения целям воспитания. Необходимо
создавать условия для
Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и, наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.
Наукой выделены три функции процесса обучения, которые характеризуют его специфические свойства. В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены являясь следствием и причиной одно другого. Функции обучения реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения: в комплексе задач урока или кого-либо отрезка обучения, содержании обучения, системе методов, форм, средств обучения, а также психологической сфере процесса обучения. Этим делается ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его боле успешным и качественно новым.
Информация о работе Воспитательный потенциал школьного географического образования