Шпаргалка по риторике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:02, шпаргалка

Описание работы

2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи. Становление риторики , как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Первая - политическая. Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия , логографа - составителя речей. Вторая причина – философского толка.

Файлы: 1 файл

Риторика ответы к экзамену.docx

— 64.98 Кб (Скачать файл)

1.Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире. Риторика Аристотеля.

2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи. Становление риторики , как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Первая  - политическая. Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия , логографа - составителя речей. Вторая причина – философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом. Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения, Греки полагали, что главное - убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо. В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. . Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»)Проблемы риторики с логической точки зрения особенно тщательно исследовал ученик Платона Аристотель, посвятивший им ряд сочинений, среди которых следует выделить его знаменитую “Риторику”. В ней риторика определяется как учение, способствующее “находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. Это, по мнению Аристотеля, “не составляет задачи какого–нибудь другого искусства, потому что каждая другая наука может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области”. "Риторика" Аристотеля   представляет собой наиболее глубокое и систематическое исследование важнейших   проблем ораторского искусства, в особенности тех, которые связаны с   аргументацией. ___________________________________________

2  Римские авторы об ораторском искусстве. Цицерон и Квинтилиан. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности Рима, олицетворяет высшую ступень ораторского искусства. Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести. Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан. знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком.                       У них можно увидеть много общего. Оба различали три стиля красноречия и признавали три «великие цели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба утверждали, что риторика — это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Цицерон выступал против школярства, за практическое образование на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон образовательной системы — риторская школа. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.

3. Ораторское искусство в России. Риторика Ломоносова.   С искусством ораторской речи Русь познакомилась уже в конце Х - на­чале XI веков по лучшим образцам византийской и южнославянской культуры. После принятия христианства в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств  христианских стран.

Как подчеркивают исследователи, ораторское исскуство поражает совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок.  Что характерно, на Руси не получила распространения практика устного публичного выступления. Красноречие Киевской Руси является фактом литературы, принадлежит литературе.     Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее. Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.«Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемыя материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось... Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону? Страстию называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия. Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его народ любит за его заслуги; 3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен».Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов. «При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто».

4. Роды и виды красноречия. Коммуникативные установки.

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков, авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие – обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, коммуникативные установки (КУ), которые обеспечивают ее готовность строить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров. В основу положено представление о трехкомпонентной структуре КУ, включающей в себя:

1) собственные позиции в общении, с которых человек строит взаимоотношения  со своими партнерами,

2) предпочитаемые позиции других  людей, с которыми человеку удается  установить глубокие взаимоотношения,

3) степень глубины взаимоотношений, на которою человек ориентирован  в общении.

Каждый из этих трех компонентов КУ может быть рассмотрен с учетом модальности:

а) реальное состояние: каковы они в действительности на сегодняшний день

б) желаемое состояние: какими человек предпочитает их видеть для себя в будущем, в идеале.соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. ___________________________________________________________________

5. Способы установления контакта с аудиторией.

1. Давайте обзор темы в начале  выступления.

2. В ходе изложения подводите  итоги после каждого раздела  выступления

3. В конце выступления напомните  слушателям главную мысль каждого  раздела вашей темы.

Создаем контакт. Мы приветствуем друг друга, обращаемся по имени, говорим комплименты, прощаемся.

наиболее важные моменты:

Добавьте жизнь в Ваше выступление, обращайтесь с аудиторией как с приятным собеседником: поприветствуйте, сделайте комплимент, обращайтесь к ней и не забудьте попрощаться.

Излагайте слушателям структуру Вашего выступления, опишите важные разделы и подводите итоги. «Присоединяйтесь» к аудитории и выстраивайте диалог с ней.

Уделите внимание выразительности речи, не забывая о смысле выступления.

Научитесь использовать юмор для оживления вашей речи._______________________________________________________________

6. Невербальные средства и возможности их использования в устном выступлении.

К невербальным средствам общения относятся:

жестика;- мимика;- пантомимика.

Жесты - это разнообразные движения руками и головой.

Жесты можно выделить:• Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.).

• Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).• Описательные жесты, речевое высказывание.

Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы. Визуальный контакт- взгляд может быть: Деловой, Социальный - светского общения, Интимный , Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка -  «тяжелая» характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных

  походка вялая, угнетенная человек страдает, редко глядит вверх , куда идет. ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе. держат руки в карманах - очень критичны и скрытны, им нравится подавлять других людей, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза — это положение тела. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Роль прикосновений в процессе общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения: Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, бесед. Публичная зона- (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальным средствам общения - это высота, громкость голоса, его тембр, скорость,интонация.

Важно, ЧТО в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербального.

 

 

 

7. Общие законы риторики и их использование в публичной речи

Существуют 4 основных закона риторики:

  1. Закон диалогической гармонизации.

закон говорит о том, что ваш собеседник или аудитория - не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача - "пробудить собственное внутреннее слово" слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.

  1. Закон ориентации в речи.

Закон требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата.

  1. Закон эмоциональности.

требует, "чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует"

  1. Закон удовольствия.

Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, "загадок", которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов - вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю - это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.

          При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.__________________________________________________

8. Основные этапы создания речи

Риторика выделяет пять основных этапов разработки публичной речи:

  1. (инвенция) - изобретение— систематизация содержания речей и используемых в них доказательств;

На этапе изобретения стоит выбор темы, к чему можно проявить интерес слушателей. Тема диктуется потребностями  жизни и важными задачами современности. Выбор цели, поиск материала,

  1. (диспозиция) - расположение  — деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение;
  2. (элокуция)  словесное украшение— отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;
  3. запоминание;
  4. произнесение.___________________________________________________________________________________________________

9. Инвенция. Замысел, предмет и тема речи.

Инвенция - первый этап создания речи, предполагающий разработку проблематики, связанной с предметной областью речи, а именно с тем, о чем пойдет разговор. Инвенция призвана определить тематико-содержательное пространство речи. На этом этапе начинается процесс поиска средств, направленных на осуществление замысла создателя речи.

Инвенция состоит из ряда фаз: ориентации. На данном этапе формируется общее представление о речи. Определяется состав фактов.

Фаза выбора. Данная фаза предполагает отбор материала. Фаза погружения. Это последний этап в процессе инвенции, этап последовательной разработки темы.   Замысел речи, включающий в себя определение предмета и темы речи, формирование проблемного выражения темы и тезиса речи.   Предметом называют "фрагмент действительности", который подлежит рассмотрению или обсуждению. Предмет выступает источником содержания речи, он может быть как материальным, так и идеальным.

Тема речи - результат вербализации в речи того или иного представления о предмете, актуального для слушателей, и требующее своего разрешения. Формирование собственного видения предмета и темы речи, а также выдвижение проблемы представляют собой одну из базовых рационально-логических процедур создания речи. Иначе говоря, на данной стадии работы над концепцией речи получает свою актуализацию категория  логоса- единения речи.___________________________________________________________

Информация о работе Шпаргалка по риторике