Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:42, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет синтаксиса. Единицы синтаксиса. Синтаксические связи и отношения.

Предмет синтаксиса. Единицы синтаксиса

Любой язык представляет собой сложную систему, в которой выделяются отдельные подсистемы, или уровни языка. Особой подсистемой является и синтаксический строй. Термин «синтаксис» (с греч. – построение, строй) употребляется в двух значениях: 1) синтаксис языка – это синтаксический строй языка, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических конструкций; 2) синтаксис как наука – это раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 64.57 Кб (Скачать файл)

1. Предмет синтаксиса. Единицы  синтаксиса. Синтаксические связи  и отношения.

 

Предмет синтаксиса. Единицы синтаксиса

 

Любой язык представляет собой сложную систему, в которой выделяются отдельные подсистемы, или уровни языка. Особой подсистемой является и синтаксический строй. Термин «синтаксис» (с греч. – построение, строй) употребляется в двух значениях: 1) синтаксис языка – это синтаксический строй языка, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических конструкций; 2) синтаксис как наука – это раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. Синтаксические структуры могут изучаться на материале одного языка (частный, описательный синтаксис) или на материале разных языков (общий синтаксис); на материале одной эпохи (синхронический синтаксис) или разных эпох с целью выявления изменений в языке (диахронический синтаксис).

 

К единицам синтаксиса относятся: - словоформа – словосочетание – предложение - сложное синтаксическое целое (ССЦ).

 

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых элементы объединяются синтаксическими связями и отношениями. Словоформы являются материалом для построения словосочетаний. Простые предложения строятся из словоформ и словосочетаний. Сложные предложения строятся из простых предложений, а сложное синтаксическое целое – из простых и сложных предложений. Все эти синтаксические единицы можно рассматривать начиная от словоформы и до ССЦ (взгляд «снизу») и наоборот, от ССЦ до словоформы (взгляд «сверху»). Эти два подхода к выделению синтаксических единиц отражают разные уровни системы синтаксиса, в которой единицы более низкого уровня входят в единицы более высокого уровня и, наоборот, единицы более высокого уровня членятся на единицы более низкого уровня. В методических целях (школьная грамматика) правомернее первый подход (от простых единиц к сложным), хотя более «синтаксичным» является второй подход, т. к. он позволяет показать, как функционируют синтаксические единицы в речи, как изменяются они, сочетаясь друг с другом. 

1-2 Так, простые предложения  в составе сложных теряют смысловую  и интонационную самостоятельность, в речи может измениться порядок  компонентов предложения, могут  появиться такие сочетания слов, которые не могут быть построены  вне предложения (например, ряд однородных  членов предложения).

 

Синтаксические связи и отношения

 

Синтаксические единицы более низкого уровня (словоформа, словосочетание) в построениях более высокого уровня (ПП, СП, ССЦ) выступают как элементы, вступающие друг с другом в синтаксические связи и отношения.

 

Синтаксическая связь делится на сочинительную и подчинительную. При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты (однородные члены предложения, части сложносочиненного предложения); при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый (словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненного предложения).

 

Синтаксические отношения выражаются при помощи синтаксических связей синтаксических единиц; в них отражаются отношения между предметами и явлениями действительности. Синт. отношения делятся на предикативные и непредикативные.

 

Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.

 

Непредикативные отношения делятся на сочинительные и подчинительные (определительные, объектные и обстоятельственные). 

2. Словосочетание как единица  синтаксиса. Вопрос о границах  словосочетания.

 

Словосочетание как единица синтаксиса. Словосочетание и слово. Словосочетание и предложение

 

Словосочетание – это такая грамматическая синтаксическая структура, которая служит для обозначения фрагментов действительности. Словосочетание занимает промежуточное положение между такими синтаксическими единицами, как слово и предложение.

 

Признаки, сближающие слово и словосочетание.

 

1. Словосочетание, как и  слово, не является коммуникативной  единицей и входит в речь  только в составе предложения.

 

2. Словосочетание, как и  слово, не имеет смысловой и  интонационной законченности;

 

3. Словосочетание, как и  слово, выполняет в языке номинативную  функцию;

 

4. Словосочетание, как и  слово, имеет систему форм изменения  и начальную форму: тихим утром, о тихом утре, Н. ф. – тихое утро.

 

Признаки, отличающие словосочетание от слова

 

1. Словосочетание имеет  более сложную структуру, чем  слово. Оно образуется на основе  подчинительной связи между знаменательными  словами, которых должно быть  не менее двух;

 

2. словосочетания, в отличие  от слов, дают развернутое название  предметов и явлений действительности, ограничивая при этом их круг  указанием на те или иные  отличительные свойства (Сравни: лист  – бумажный лист, кленовый лист, желтый лист и т. д.).

 

Признаки, отличающие словосочетание от предложения

 

1. Предложение – это  самостоятельная, независимая единица  языка и речи, а словосочетание  – относительно независимая единица, функционирующая на базе предложения;

 

2. Предложение выполняет  в языке коммуникативную функцию (оно что-то сообщает), а словосочетание  – номинативную функцию (оно что-то  называет).

 

3. В логике предложению  соответствует такая единица, как  суждение, а словосочетание –  такая единица, как понятие. 

2-2

 

4. Предложение – это  субъективно-объективная единица (характеризующаяся  модальностью, т. е. отношением говорящего  к высказыванию), а словосочетание  – это объективная единица, не  характеризующаяся модальностью.

 

Вопрос о границах словосочетания

 

Из предложения можно вычленить разные сочетания слов, которые могут быть связаны предикативными и непредикативными отношениями.

 

Например, из предложения Деревья, покрытые инеем, стоят тихо и чуть-чуть искрятся можно выделить следующие сочетания слов: деревья стоят (предикативные отношения - координация), стоят и искрятся (сочинительная связь), деревья, покрытые (полупредикативные отношения)

стоят тихо

 

чуть-чуть искрятся

 

покрытые инеем 

подчинительная связь

 

 

Следует отметить, что одни ученые-лингвисты рассматривают как словосочетания только те сочетания слов, которые связаны подчинительной связью (Виноградов В. В., Русская грамматика – 80, школьная грамматика), а другие называют словосочетаниями все сочетания слов, которые образуются в составе предложения и вычленяются из него.

 

Сочетания слов: - предикативные 1. Подлежащее + сказуемое

 

(Ученик читает.), -непредикативные 1. Служебное слово + знаменательное  около дома 2. Однородные члены  пред-ния (сочинительная связь) красные  и желтые, 3. Определяемое слово + обособленный ВЧП (полупредикативное  сочетание), план, выполненный … 4. Словосочетания  в узком смысле (сочетания слов  с подчинительной связью) читать  книгу

 

3. Классификации словосочетаний  по главному слову, по грамматический  семантике.

 

Классификация словосочетаний по главному слову

 

Словосочетание состоит из двух знаменательных слов, одно из которых является главным, а другое – зависимым.

 

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний:

 

1. Именные словосочетания, которые, в сою очередь, делятся  на

 

- адъективные (красный от  смущения, всем известный, очень  красивый)

 

- нумеральные (два студента, первый по списку)

 

- местоименные (кто-то незнакомый).

 

2. Глагольные словосочетания, которые образуют самую большую  группу словосочетаний, т. к. у глагола  самые богатые валентные свойства. Спрягаемый глагол может подчинять  одновременно до семи слов:

 

В этот момент он бесшумно полз по-пластунски под проволокой около часового.

 

Глагол почти без ограничений сочетается с наречиями, инфинитивами, деепричастиями и существительными в косвенных падежах.

 

К глагольным словосочетаниям относятся также словосочетания с причастиями и деепричастиями в роли главного слова: читать книгу, читающий быстро, читая статью.

 

3. Наречные словосочетания (очень весело, откуда-то из темноты, далеко от дома).

 

4. Словосочетания с категорией  состояния в роли главного  слова (больно руку, мне грустно, хорошо в лесу).

 

4. Классификация словосочетаний  по грамматической семантике

 

Синтаксические отношения выявляются на основе анализа тех грамматических отношений, которые складываются между компонентами словосочетаний.

 

Различаются следующие основные разновидности грамматической семантики словосочетаний

 

1) Атрибутивные (определительные) отношения. Предметы + их признаки. Зависимый  компонент этих словосочетаний  в предложении являются определением  моя книга, брюки в полоску, теплый  вечер. 

3-2

 

2) Объектные отношения  действие + объект приложения действия.

 

Зависимый компонент этих словосочетаний в предложении является дополнением. любить музыку, думать о весне

 

3) Обстоятельственные отношения  действие + обстоятельство, характеризующее  это действие. Зависимый компонент  таких словосочетаний в предложении  является обстоятельством. бежать  быстро, стоять у окна, сказать  по ошибке

 

4) Комплетивные (восполняющие) отношения характерны для словосочетаний  с максимальной степенью связанности  компонентов. Главное слово в  таких словосочетаниях является  информативно недостаточным, а зависимый  компонент, наоборот, имеет более  конкретное значение, как бы восполняя  недостаточность информации, содержащейся  в главном компоненте, поэтому  именно зависимый компонент формирует  лексическое значение всего словосочетания.

 

В предложении такие словосочетания обычно выполняют роль одного члена предложения. три пальмы, множество ошибок, стать героем. 

4. Классификации словосочетаний  по синтаксической связи компонентов. Цельные словосочетания.

 

Классификация словосочетаний по синтаксической связи компонентов. Словосочетания в русском языке строятся на основе таких видов подчинительной связи, как согласование, управление и примыкание. 1. Согласование и его разновидности

 

согласование – это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.

 

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова: - зимний день, зимнего дня, зимним днем. Согласование делится на грамматическое и неграмматическое. Грамматическое согласование – это такое согласование, при котором формы зависимого слова уподобляются формам главного слова по грамматическим признакам (например, по роду, числу и падежу главного слова). Неграмматическое согласование: условное – если главное слово – неизменяемая часть речи; если у главного слова нет ГК рода, числа. Громкое ура, что-то интересное. смысловое – идет по смыслу, вопреки грамматической форме главного слова: наша врач. ассоциативное – идет по ассоциации с родовым понятием. Главное слово – это имя собственное, неизменяемое сущ-ное: вчерашняя «Таймс». При согласовании зависимое слово, как правило, занимает препозицию. Нарушение привычного порядка слов может привести к разрушению словосочетания: темные ночи – Ночи темные. 2. Управление и его разновидности. Управление – это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется: написал письмо, напишу письмо, написав письмо.

 

При управлении в роли зависимого компонента выступает существительное или его эквивалент (позвонить сестре, позвонить ей, позвонить знакомому). При управлении зависимый компонент занимает, как правило, постпозицию. I. Управление бывает непосредственным (если форма зависимого слова не имеет предлога: читать книгу) и предложным (если управление формой косвенного падежа осуществляется с помощью предлога: встреча с друзьями). 

4-2

 

II. По характеру главного  слов управление может быть  приглагольным (писать мелом), именным (борьба за чистоту), наречным (далеко  от Москвы). III. Управление может  быть сильным и слабым.

 

сильное – характерно для словосочетаний с 1) объектными отношениями (прямой объект): поливать цветы. ! Все переходные глаголы – это сильноуправляющие глаголы; 2) комплетивными отношениями: пахнуть сеном, три пальмы; слабое – характерно для словосочетаний с 1) объектными отношениями (косвенный объект): купить сестре; 2) атрибутивными (объектно-атрибутивными) отношениями: платье в горошек, туфли из кожи; 3) обстоятельственными (объектно-обстоятельственными) отношениями: читать с увлечением, прославиться талантом. 3. Примыкание. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу и интонационно. При этом зависимый компонент может занимать как препозицию (очень милый), так и постпозицию (сказал волнуясь). Цельные словосочетания. Фразеологические словосочетания По степени семантической спаянности различаются синтаксически свободные и синтаксически несвободные (цельные) словосочетания.

 

Синтаксически свободные словосочетания характеризуются тем, что каждый их компонент выполняет роль отдельного члена предложения, а синтаксически несвободные словосочетания – роль одного члена предложения. В цельных словосочетаниях главное слово характеризуется семантической неполнотой, а зависимое слово выступает в качестве семантического конкретизатора, т. е. берет на себя основную смысловую нагрузку. 

атрибутивные 

обстоятель

 ственные 

объектные 

комплетивные

 

согласование 

хрустальная ваза 

что-то

 непонятное

 

управление 

ваза из хрусталя 

бледный от страха 

бороться

 за чистоту 

множество

 ошибок

 

примыкание 

желание учиться 

приехал учиться 

просил приехать 

обязан учиться

 

 

5. Основные аспекты предложения. Признаки предложения.

 

Предложение является основной единицей синтаксиса, т. к. именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: познавательная (язык – инструмент мышления) и коммуникативная (язык – средство общения). Цельность предложения как лингвистической категории проявляется в единстве трех аспектов: грамматического, семантического и коммуникативного. Каждый из аспектов имеет свое объективное содержание и собственные средства выражения. Содержанием грамматического аспекта являются грамматические значения предложения и отношения между образующими его словоформами. Семантический аспект – это называние (номинация) события или положения. Содержание коммуникативного аспекта – это намеренное выделение говорящим в содержании предложения элемента исходного (данного) и элемента актуального (нового). Синтаксическими средствами, с помощью которых реализуются аспекты предложения в русском языке являются: формы слов, служебные слова, порядок слов, интонация.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"