Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Риторике".

Файлы: 1 файл

с 25 по 50 вопрос риторика.docx

— 156.49 Кб (Скачать файл)

В.26.судебная этика  и этикет судебн.оратора.

Нравственные основы деятельности по осуществлению правосудия изучает  наука, именуемая судебной этикой.

Этика - философская наука, изучающая мораль, нравственность. Нравственность - это система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. Нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого и т.п. Одним из проявлений нравственности является этикет. Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет участников судебных прений совпадает с общими требованиями вежливости и проявляется в уважении к суду, к процессуальному оппоненту, к истцу, ответчику, потерпевшему, свидетелю, подсудимому.

Правила вежливости для прокурора

Нравственный долг прокурора  заключается в том, чтобы создать  у присутствующих правильное представление  об общественной опасности деяния, вызвать у них уважение к закону, содействовать правовому воспитанию граждан. Все присутствующие в зале суда совершенно обоснованно смотрят  на прокурора как на лицо, провозглашающее  точку зрения государства. Поэтому  характер его общения с судебной аудиторией должен соответствовать  профессии и функции в судебном процессе, должен быть сдержанным и  тактичным.

Не соответствует этикету  чтение обвинительной речи с листа, так как нарушает контакт с  судом и аудиторией; кроме того, свидетельствует о неуважительном отношении к слушателям. «Не читайте  вашу речь. Записки помогают организовать выступление, но вы разговариваете с  присяжными, а не читаете им книгу», - пишет и американский юрист Дэйвид Рэйбин.

Современ. гос. обвинители в своих речах обращают внимание на соблюдение и охрану правоохранительными органами прав подсудимого.

Давая отрицательную характеристику подсудимой, прокурор делает это тактично, с помощью метафор: «Ее показания, данные со слезами на глазах, возможно, и вызвали у кого-то жалость, однако прошу вас при принятии решения  не руководствоваться этим чувством. На самом деле за слезами скрываются ледяное сердце и трезвый расчет»

В.27. речевое поведение судебного оратора.

Этика речевого поведения  оратора

Процессуальной роли прокурора  и адвоката в судебном процессе должно соответствовать и их речевое  поведение, которое определяется официальной  обстановкой общения, официальным  характером взаимоотношений общающихся.

Обстановка официальной  вежливости

Общество вырабатывает нормы  речевого поведения и требует  от носителей языка соблюдения этих правил, соблюдения этики речевого поведения, которая представляет собою  собрание… моделей корректного речевого поведения. Выступающему в судебных прениях важно отбирать те речевые средства, которые являются наиболее уместными в данной обстановке общения. «Слово - одно из величайших орудий человека, - писал А.Ф. Кони. - Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя. Оно способно увлекать за собою самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском. Поэтому нравственный долг судебного оратора - обращаться осторожно и умеренно с этим оружием и делать свое слово лишь слугою глубокого убеждения».

Официальность речевой ситуации в судебном процессе требует обращения  на Вы. Неэтично, если судья или прокурор обращается к подсудимому на ты.

Прокурору при поддержании  государственного обвинения важно  быть сдержанным в словах, выводы его  должны быть обдуманными и справедливыми, в отношении к подсудимому  не может быть фамильярности, оскорблений, насмешек.

«Конечно, суд - учреждение строгое, и здесь не место изысканной любезности и особой предупредительности. Но суд - учреждение государственное, и вся  его деятельность должна осуществляться в обстановке строго официальной  вежливости», - пишет Е.А. Матвиенко. Проявление вежливости - существенное требование этики речевого поведения. Нарушение правил вежливости может вызвать у граждан, слушающих процесс, отрицательную оценку личности оратора.

А.Ф. Кони вспоминал случай, когда один из товарищей прокурора, рассказывая об исходе обвинения, которое  он поддерживал, заявил: «Ну, хоть я и проиграл, зато ему (подсудимому. - Н.И.) всю морду сапогом вымазал, - останется доволен». А.Ф. Кони, который был обер-прокурором Сената, тут же отстранил его от выступлений на суде в качестве обвинителя [115. Т. 4. С. 21].

Юмор в судебных прениях 

Некоторые авторы работ о  судебной речи пишут о необходимости в ней «даже комического», элементов юмора, который «повышает образность речи, делает ее более выразительной и эмоциональной… им уместно пользоваться для критики вскрытых во время судебного процесса отрицательных явлений, при анализе отдельных источников доказательств, для полемики с другими участниками судебных прений». Но не пострадают ли от этого этические нормы? Ведь что такое юмор?

Юмор (англ. humour) - это: 1. Добродушно-насмешливое отношение к кому-либо, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде. 2. Изображение… каких-либо явлений действительности в комическом, смешном виде, когда при этом насмешка, внешне комическая трактовка сочетаются с внутренней серьезностью, сочувственным отношением к предмету смеха.

Удачный, на взгляд автора, пример непреднамеренного юмора можно  найти в речи советского адвоката П.А. Дроздова по делу Кадуева, обвиняемого в покушении на изнасилование и отказавшегося от него. Объективно анализируя и оценивая соответственно поведение подсудимого, бросая ему «заслуженный упрек в нечистоплотности, в аморальности его поведения», оратор восстанавливает картину происшествия для того, чтобы объяснить причины подачи потерпевшею заявления в суд. Итак,«со слов самой потерпевшей мы знаем, что Кадуев прекратил свои попытки после того, как она сказала: «Я - девушка». Когда подсудимый помог потерпевшей подняться с земли, он ударил ее по лицу. По этому поводу сама потерпевшая показала суду так: «Он, Олег, слегка ударил меня, думаю, за то, что я ему не отдалась». В ответ на это Нина крикнула, крикнула инстинктивно, бессознательно. Она крикнула: «Мама!». Но вместо мамы совершенно неожиданно из кустов газона показалась внушительная фигура милиционера. Он, стоя тут же поблизости на посту, услышал крик и явился на помощь. Он видит молодую пару, состояние их туалетов не может не навести на размышления, и тогда Нина, показывая на подсудимого, сказала: «Он хотел меня изнасиловать!».

Позже, когда уже обо  всем узнала мать, Нина повторила эту  мысль в своем письменном заявлении. Она это сделала потому, что  была застигнута в таком состоянии, при котором другое объяснение было бы неизбежно связано для нее  с весьма компрометирующими фактами. Она не была бы привлечена к уголовной  ответственности, но моральный приговор для нее был весьма и весьма нежелателен».

Здесь юмор (см. 2-е значение слова) создается сопоставлением слов мама и милиционер, которые в данном случае являются ситуативными антонимами. Подобный прием не столько усиливает эмоциональное воздействие на судей, сколько содействует установлению причины возникновения данного уголовного дела.

Но использовать юмор следует  крайне осторожно. Он должен быть строго мотивированным и не должен нарушать такое качество судебной речи, как  уместность. На суде, где рассматриваются  человеческие драмы, а нередко и  трагедии, юмор, как правило, неуместен.

Об этом же писал в свое время К.Л. Луцкий: «В возражении иногда уместны бывают легкая ирония и благородная шутка, хотя величие и серьезность судебного процесса заставляют относиться крайне осторожно к такому способу борьбы и, пожалуй, на суде правильнее всего было бы не пользоваться им совсем».

Уважение к  «живому человеку» 

Особо соблюдать этику  речевого поведения и проявлять  внутреннюю дисциплинированность в  выборе языковых средств нужно в  выступлениях по делам, связанным со ст. 131 УК РФ, а также с установлением  отцовства и др.

Отрицательная характеристика подсудимого (потерпевшего) должна быть корректной, сдержанной, обоснованной. Все факты, фамилии потерпевших, подсудимых, свидетелей нужно называть точно. Я.С. Киселев в большинстве  случаев всех женщин, подсудимых и  мнимых потерпевших, называл по имени  и отчеству: Наталия Сергеевна  Прокофьева, Надежда Петровна Левчинская.

О нарушении оратором речевой  этики свидетельствуют случаи, когда  он неточно знает фамилии, путает подсудимого с потерпевшим, потерпевшего - со свидетелями.

Уважительное отношение  к процессуальному противнику также  находит выражение в языковых средствах.

В полемике с процессуальным противником следует помнить  о речевых формулах полемики, например: я не согласен; однако статья… УК РФ предусматривает; я согласен, что это трудно, но еще труднее; это не так; мне могут возразить; судебному следствию следовало; я согласен в этой части с товарищем прокурором, но; в действительности это вовсе не так; я хотел бы привести несколько аргументов в доказательство несостоятельности положения… и др.

Свои, особые формулы возражения находил А.И. Урусов: «Товарищ прокурора  в числе улик выставляет нравственные качества подсудимой. Признаюсь, я не ожидал, чтобы нравственные качества человека можно было поставить ему  в вину».

Нарушением вежливости является следующее высказывание адвоката: «Государственный обвинитель / видимо не подумав / запросил такую меру наказания». Неуместным в данном примере является разговорное слово запросил в сочетании с юридическим термином меру наказания. Неуместен просторечный фразеологизм и просторечное дак в речи адвоката: Товарищи судьи / дак представьте себя на его месте // Ведь у любого / от такого обвинения / мозги наперекосяк встанут //. Кроме того, неэтично проводить какие-либо сопоставления, аналогии между судом и подсудимым.

Неудачной является и метафора в случае, о котором рассказал  С.А. Ария: «…адвокат закончил речь по делу обвиняемого в обмане покупателей  следующим пассажем: «Так не обвесьте же его на весах правосудия, граждане судьи!». Суд выразил свое отношение  к этой «находке» частным определением. И вполне заслуженно».

Нарушает этику речевого поведения употребление иноязычных слов, незнакомых подсудимому и присутствующим в зале суда, так как они затрудняют понимание информации. А судебная речь должна быть от начала до конца  понятна слушателям!

Посмотрите, как иноязычные слова вносят в речь неясность: Эта  инсинуация вызвала со стороны подсудимой такую бурную реакцию. Или: Почему ей не пребывать в приятном и безопасном адюльтере!

Судебная речь достигает  цели тогда, когда она исполнена  внутреннего достоинства, когда  внушает уважение к оратору. От того, насколько уважительно относится  судебный оратор к языку, к присутствующим в зале судебного заседания, зависит  в какой-то мере повышение культуры судопроизводства, но в первую очередь  от этого зависит уважение граждан  к суду, усиление воспитательного  воздействия судебных процессов.

В.28. подготовка судебной речи и ее специфика.

Специфика устной речи

Устная речь различается  по смысловой направленности, по назначению, по числу участвующих в общении, по характеру порождения. Но, несмотря на ее многообразие, она обладает специфическими чертами, отличающими ее от письменной речи. Это, прежде всего необратимость речевого потока и звуковое деление высказываний на отдельные отрезки - сегменты. Информация выдается этими сегментами самого различного построения: они могут совпадать с предложением, со словосочетанием, с одним словом.

Специфика устного высказывания состоит в том, что в каждой временной точке осуществляется один сегмент, вследствие чего становится невозможным фиксирование всех смысловых  и тем более синтаксических связей; и это оказывает влияние на синтаксическое оформление высказывания, нередко ведет к его неструктурированности, к нарушению связности. Лингвисты определяют положение устной публичной речи на пересечении письменных разновидностей литературного языка и его устно-разговорной разновидности. В силу тематики, официальной ситуации публичная речь интеллектуализированна и в высокой степени близка к книжным стилям литературного языка; устная же форма ее реализации делает неизбежным появление особенностей спонтанной речи, в которой развертывание замысла в связное высказывание и реализация его происходят одновременно, без предварительного обдумывания.

По характеру  порождения выделяются три больших  класса устной речи: 1) устная речь, имеющая определенный письменный текст в качестве прототипа; 2) устная речь, которая может иметь, но не обязательно имеет письменный прототип; 3) устная речь, которая заведомо не может иметь письменного прототипа и лишь иногда и в определенных условиях подвергается письменной фиксации.

  Подготовка судебной речи

 Судебная монологическая речь по характеру порождения относится ко второму классу устной речи, которая отличается возможностью предварительной записи. Дореволюционные теоретики русского судебного ораторского искусства выражали различные точки зрения на необходимость написания текста судебной речи. А.Ф. Кони не советовал записывать весь текст, так как дело на суде может измениться и написанная речь окажется непригодной от начала до конца. «Я, никогда не писавший речей предварительно, позволю себе в качестве старого судебного деятеля сказать молодым деятелям: не пишите речей заранее, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тишине кабинета строк». П.С. Пороховщиков считал, что текст речи должен быть написан: «Не исписав несколько сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу». Однако далее он пишет: «Из того, что речь должна быть написана в законченной форме, не следует, что она должна быть произнесена наизусть».

К.К. Арсеньев выражал мнение, что подготовка речи зависит от индивидуальных особенностей оратора. Кто расположен и способен к импровизации, у того заранее приготовленная речь выйдет искусственной, вялой, холодной; и наоборот, импровизация редко удается тем, чья сила заключается преимущественно  в тщательной отделке речи, в многочисленных примерах.

В.Д. Спасович писал тексты речей полностью, но произносил их как экспромт. Ф.Н. Плевако иногда писал речь подробно, иногда это были полунамеки. Князь А.И. Урусов любил составлять для себя особые таблицы, на которых в концентрических кругах изображал улики и доказательства. Н.П. Карабчевский и П.А. Александров не писали текстов речей, но всегда изучали дело во всех подробностях.

Советские юристы, разработавшие  теорию современной им судебной речи, отмечали, что важнейшую часть  подготовки выступления составляет работа над содержанием. Готовить речь - значит думать, вынашивать мысли, отбирать из них те, которые особенно значимы, отшлифовывать их, располагать в  определенном порядке.

 С чего начинается  подготовка судебной речи? - С изучения материалов (гражд., угол.) дела. После этого четко определяется тема речи и целевая установка (Это первое и, пожалуй, самое важное правило риторики!). Без этого хорошей речи не произнести. Далее риторика рекомендует подобрать материал, критически проанализировать и систематизировать его; определить, в каком порядке следует излагать материал по каждому конкретному делу. Этому поможет составление рабочего плана, в который вносятся формулировки отдельных положений, перечисляются факты, приводятся цифры (особенно по хозяйственным делам), которые необходимо использовать во время судебных прений. Такой план поможет правильно составить композицию речи. «Необходимо составить хотя бы подробный конспект, то есть изложить по пунктам в строгой логической последовательности основные мысли и важнейший доказательственный материал, подкрепляющий эти мысли… Без такого конспекта адвокат не вправе явиться в суд для выступления по самому простому делу», - напутствует М.Л. Шифман.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"