Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "Риторика".

Файлы: 1 файл

риторикаа.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

1 билет.  Риторика как наука и учебный  процесс. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная  речь.

В классическом понимании риторика, или ораторское искусство – это наука и искусство подготовки, построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

     Предметом  современной риторики является  мыслеречевая деятельность человека  в разных жизненных ситуациях,  т. е. мысль и слово. Причём современная риторика – это, прежде всего, школа мысли, а затем уже школа слова. В первую очередь современная риторика занимается устной речью

Риторика бывает общей и частной. Общая риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е. обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна (например, в юриспруденции, в журналистике), а также конкретные роды и жанры речи.

 

2 билет.  Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.

 «Массовая  информация» – терминологически устоявшееся понятие, «центральное понятие в системе понятий науки о журналистике. Именно массово-информационная деятельность составляет специфику всех процессов функционирования системы «издатель», «журналист», «текст», «канал» по отношению к «аудитории» и «социальным институтам».

Массовая информация - общесоциальна, она обращается к массе, к массовому сознанию, соответствует нуждам массы в информационном обеспечении. 

Информацией можно называть всю совокупность сведений, которую несет журналистика аудитории

Массовая: наиболее социально-значимая для массового адресата; рассчитанная на нетребовательные вкусы большинства

 «Массовая культура»:  массовая как результат поточного  производства в сфере духовной жизни человека - в музыке, в живописи, в литературе.

В отношении журналистики «массовая информация» - обращение  к массе, доступная, актуальная, привлекательная  для массы, но не облегченно-примитивная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 3. Общение. Общение и коммуникация. Функции общения.

 

Журналистика имеет  дело с коммуникацией.

Коммуникация – процесс передачи речевой информации от отправителя к получателю и прием этой информации от получателя отправителю.

 

 

Общение – речевое  взаимодействие людей.

Функции общения:

  1. Информационное
  2. Интерактивное
  3. Перцептивное (установление взаимопонимания)

Психологи выделяют следующие  функции общения:

  • Инструментальная
  • Синдикативная (объединения)
  • Самовыражения
  • Трансляционная  (передача знаний)

 

 

 

 

 

Билет 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.

 

Виды общения:

  1. По количеству: межличностное, один-несколько, один-много (массовое)

2) по положению в  пространстве и времени: контактное, дистантное 

3)по наличию или  отсутствию опосредующего аппарата: опосредованно, непосредственно

  1. По форме языка: устное, письменное
  2. По позиции я-ты: монологическое, диалогическое
  3. По обстановке общения: официальное, неофициальное
  4. По способу: вербальная, невербальная
  5. По задаче: фактическое, теоретическое
  6. По степени общности: общение манипуляторное (контакт масок), ролевое, духовное

Недостатки коммуникации .

  1. Потеря информации
  2. Искажение сути
  3. Затруднение понимания
  4. Непредсказуемость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 5. Речевая  ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.

 

Совокупность элементов  речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией. Речевая ситуация определяется условиями или обстоятельствами общения. Для риторики понятие речевой ситуации очень важно. Собственно говоря, риторика — это и есть наука описывать речевые ситуации, анализировать их и приспосабливать к ним речь — дискурс и другие характерные проявления речевого поведения человека (жесты, мимику, прочее)».

В речевой ситуации есть участники, среди которых можно выделить главных и второстепенных. Главных участников речевой ситуации принято называть говорящим и слушающим (адресатом). Для ситуаций ораторской речи это оправданно; для беседы, спора — условно: в диалоге роли постоянно меняются.

Компоненты: адресант, адресат, место, время, мотив, цель.

 

Билет 6. Типология  коммуникативного намерения.

  • Информировать
  • Убедить
  • Внушить
  • Побудить к действию

 

Убеждение –  противовес – внушение

Коммуникативная стратегия  – это самая общая, типовая коммуникативная задача.

Коммуникативная тактика  – это конкретные приемы достижения цели.

2 универсальные стратегии 

  • Кооперативная
  • Конфликтная

Человек всегда ставит задачу либо сотрудничать, либо соперничать.

Проксемика – изучает расстояние наиболее удобное для разных видов общения.

Личное пространство. (интимная, личная, социальная, публичная  зоны)

 

Билет 7. Профессионально-личностные качества журналиста.

 

1. «литературные способности».

У талантливого журналиста есть «крылья» – анализ факта в контексте действительности, мысль – живая, динамично развивающаяся, направлена на решение проблем.

 

Особое качество, профессионально  необходимое журналисту, можно обозначить как «чувство времени», диктующее  выбор социальной проблемы, факта или события с гражданских позиций современника. Чувство времени, позволяющее журналисту раньше других увидеть, оценить увиденное, соотнести его с прошлым и будущим.

Умение думать, анализировать  и обобщать, сопрягать факты, оценивать  их в контексте рассматриваемого явления. Важна живая, яркая мысль, оперативное решение, система доказательств должна отличаться наглядностью и доступностью для адресата.

 

Билет 8. Читатель как адресат. Постулат отношения  к адресату.

 

Адресат (слушатель) –  это третий элемент риторической формулы речи (говорящий – предмет речи – слушающий).

Индивидуальный  адресат-собеседник предстает в другом качестве: данные социологов подтверждают, что 80% своего рабочего времени журналист проводит с «источниками информации» (очевидцы события, будущие герои и пр.) и с коллегами. Это общение межличностное и, как правило, устное. Любая газета заинтересована в расширении и реальной аудитории, и ее наиболее активной части – читателей, обеспечивающих обратную связь своими письмами, откликами (по форме общение с таким адресатом – межличностное). Массовый адресат – аудитория достаточно неоднородная. Пропагандистский характер воздействия средств массовой информации предопределяет общие ориентиры, которыми руководствуется журналист: доходчивость в интерпретации фактов, наглядность примеров и способов аргументации, четкая формулировка выводов.

 

Билет 9. Русский  речевой этикет: понятие, признаки, особенности. Роль речевого этикета  в профессиональной деятельности журналиста.

Речевая культура отдельного человека соотносится с нормами речевого поведения, принятыми в обществе, и с общей культурой общества. Правила поведения определяются понятием «этикет»: «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям – включает в перечень и правила речевого поведения, обязательные для всех.

Знание правил речевого этикета – необходимое условие профессионального общения.

«Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально  специфичных стереотипов, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности»

В речевой практике журналиста особенно важным представляется выбор варианта этикетной формулы установления контакта: этим определяется нужная тональность ответной реакции собеседника: знакомство, приветствие-прощание, поздравление, благодарность, извинение, просьба, совет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 10. Формулы  речевого этикета. Определение понятий, ситуации употребления.

Речевым этикетом называют систему требований, которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести  свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Для более успешного  освоения навыков культуры общения  используют такое понятие, как формулы  речевого этикета.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство), основная часть, заключительная часть разговора

Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например: личности собеседников, место, тема, время, мотив, цель.

 

Билет 11. Факт в журналистике, предъявление факта  в различных жанрах. Жесткая и  мягкая форма подачи материала.

Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты. «Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью»

Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов. 
Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств. 
Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом — дать подробности о событии, в третьем — разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом — создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 12. Текст  как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории  текста.

текст – законченное речевое произведение, состоящее не менее чем из двух самостоятельных предложений, образованное по законам данного языка, обладающее автономным смыслом. Основные признаки текста – замкнутость, целостность, связанность.

«Категории текста – это абстрактные семантико-функциональные лингвистические значения, соотнесенные с отношениями явлений объективной действительности, выраженные теми или иными языковыми средствами»

Семантическая категория - пресуппозиция и модальность.

«Пресуппозиция – это высказывание, которое нет необходимости утверждать, так как оно ранее было утверждено и потому сообщается как само собой разумеющееся». Модальность – категория, выражающая отношение высказывания к действительности (объективная модальность) и отношение говорящего к высказыванию (субъективная модальность).

Категории текста

Линейность – это наличие определенного порядка расположения описываемых событий, что передается соответственно цепочкой предложений.

Категория выделения – это противопоставление одного элемента текста другим его элементам.

Локально-временна́я отнесенность – категория, которая передает в тексте соотнесенность происходящего со временем и местом действия.

М.М. Бахтин: «Завершенная целостность высказывания определяется 1) предметно смысловой исчерпанностью; 2) речевым замыслом и речевой волей говорящего; 3) типическими композиционно жанровыми формами завершения.

 

Билет 13. Речевая  деятельность. Понятие о речевой  деятельности. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и речевое  поведение.

Речевая деятельность(информационный, знаковый семиотический процесс) -  подчеркивает деятельностное понимание процесса, направлена на достижение результата. Ее результат выражается в преобразованиях информации. Отличительная черта этого вида деятельности – совместность, наличие партнера (индивидуального или массового), который и преобразует, перерабатывает полученную информацию.

1.Ориентировочный (происходит осознание потребности: для чего? с какой целью? кто мой собеседник?)

2.Речевой – исполнительный.

3.Побудительно  – мотивационный (возникает побуждение (мотив) к деятельности)

4.Этап контроля (оценка результата, обращение к возможным формам проверки: достигнута ли цель общения?)

Речевая деятельность протекает  в двух основных формах – устной и письменной. 

Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"