Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

1. Нужно ли готовиться к речи? Каковы основные принципы подготовки? Что из них больше всего подходит Вам?
2.Определения понятия "топос"
3.негативное и позитивное толкование смысла "топоса".
5.Виды ценностей и виды топосов.
...
24. открытые, полуоткрытые и закрытые вопросы: позитивные и негативные их варианты
25. основные отличия письменной и устной речи

Файлы: 1 файл

ritorika.docx

— 66.59 Кб (Скачать файл)

Вопросы к  коллоквиуму:

  1. Нужно ли готовиться к речи? Каковы основные принципы подготовки? Что из них больше всего подходит Вам?

Безусловно готовиться к речи надо,  лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему.

замечательные слова сказал  древнегреческий мыслитель, философ, Платон:"Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому". 
а для того чтобы речь была хорошо составлена надо опираться на принципы,

основные принципы подготовки

  • Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделите главную идею вашей речи.
  • Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
  • Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
  • Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)
  • Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.
  • Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
  • Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
  • Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

2.Определения понятия "топос"

Топос (общее место) с древних времен считался краеугольным камнем публичной речи. Впервые наиболее полно сущность и виды топосов были описаны Аристотелем в «Топике» и «Риторике», где они трактовались как один из важнейших элементов риторической аргументации и обозначали мысли, которые помогают оратору объединиться с аудиторией, найти с ней общий язык: так «благо», с точки зрения аристотелевской риторики, это "все то, что люди согласятся признавать благом".  
 
Рассмотрение этого понятия в риториках более позднего времени шло по пути его формализации, что привело к тому, что в XIX в. "общими местами" стали называть тривиальности, избитые истины. То есть "общее место" понималось как сентенция, которую человек запоминал в готовом виде и использовал в своей речи по мере необходимости

3.негативное и  позитивное толкование смысла "топоса".

позитивное: что" топос "соединяет нас с обществом.

? негативное: "убитое толкование.

4. мир ценностей  и топосы речи

Ценности — это "объекты, явления, их свойства, абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного." это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Топосы — это средство формирования отношений между людьми при помощи речи, категория риторическая. Топосы, как правило, строятся на основании ценностей, имеющихся у аудитории, отбираются в соответствии с темой и задачей речи. Именно поэтому при описании топосов вполне естественной кажется мысль опереться в их классификации на имеющиеся в аксиологии классификации ценностей.

следовательно: Любое явление в жизни человека или общества, если оно приобретает некое значение для общества с точки зрения целесообразности и полезности для жизнедеятельности человека, становится ценностью.

 топосы речи?

5.Виды ценностей  и виды топосов.

Виды  ценностей:

  • Универсальные ценности. или другими словами общечеловеческие ценности"... Топосы, созданные на универсальных ценностях, затрагивают вопросы неприкосновенности жизни человека, экономического благосостояния, достоинства и защищенности граждан, истины и справедливости, интеллектуального голода и т. д

 

 

  Государственные ценности. На их основе создаются топосы, объединяющие людей как представителей определенной культурной общности. Это вопросы религии; национальные честь и достоинство; обычаи, традиции, нормы поведения; ценности, заложенные в человеке культурной общностью нации (история народа, национальные искусство и наука и т. д

  • например: В нашей стране 70 лет господствовали топосы социалистической ориентации: коммунизм, пролетарский интернационализм, коллективизм, солидарность с борцами за свободу в других странах и т. п. Перестройка до основания разрушила старую систему, но не создала ничего взамен. Даже такие бесспорные и признанные во всех цивилизованных странах ценности, как патриотизм, уважение к флагу и гербу страны и другим атрибутам государства, гордость национальной историей и культурой и т. п., не являются в полной мере ценностями для России.  
     
     Групповые ценности. На их основе строятся топосы, используемые в более мелких, чем вся нация, группах населения: партийные, региональные, профессиональные, возрастные и т. д

Например :Так, обращаясь к демонстрации людей пожилого возраста под красными флагами, лучше отказаться от категорического осуждения злодеяний Сталина, а выступая перед собранием студентов, лучше воздержаться от однозначного утверждения о том, что нынешняя молодежь хуже прежней.

 

    • Индивидуальные ценности. На их основе создаются топосы, предназначенные для конкретного человека или нескольких людей, с которыми говорящий лично знаком и поэтому знает об их вкусах, пристрастиях, настроениях и т. д.

Виды топосов:

прагматический  топос

пример: "Обязательно обратитесь к врачу! Никакие целители не смогут вылечить вашу дочь. Разве вы не знаете, что сейчас под маркой магов и колдунов выступает большое число разных мошенников. Только нашей поликлиникой зафиксировано два случая смерти детей, ставших жертвами целителей-шарлатанов. Не рискуйте здоровьем ребенка! Лечитесь у специалистов!"  
 
* интеллектуальный топос

пример: "Слово — необходимое составляющее мастерства учителя. Без умения вести культурный диалог, диспут, общение невозможны педагогика сотрудничества, демократизация школьной жизни. В книге рассказывается не только о том, как педагогу самому овладеть секретами убеждающей речи, ораторским искусством, но и как научить этому детей". (Аннотация) 
 
*эмоциональный топос

пример: "Позвоните нам, и вы узнаете, что такое отдых в Анталье. Пятизвездочные отели, ласковое лазурное море, песчаные пляжи, превосходное обслуживание. Всем этим вы сможете насладиться, если обратитесь к нам!" (Реклама) 
 
*морально-этический топос

Пример: "Я хочу обратить внимание Съезда, впервые с этой трибуны, на тот серьезный факт, который имел место в Сумгаите. Когда после обращения М.С. Горбачева к народам Азербайджана и Армении армянский народ вышел с лозунгами "Ленин. Партия. Горбачев.", в ответ последовала чудовищная, жесточайшая реакция в Сумгаите, которая унесла многие жизни. Такого на территории нашей страны никогда еще не было, разве что в годы вражеского нашествия. В Сумгаите были многочисленные насилия, убийства, выжигания крестов, погромы. И я считаю, что Съезд должен этот вопрос очень серьезно рассмотреть." (Г.С. Игитян)

 

*эстетический топос

пример "Едва ли кто-нибудь может сказать, что однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море и небо — вот поистине колдовской калейдоскоп самых фантасмагорических сочетаний колеров, бликов и пятен." (И.В. Долгополов)

 

 

6.топосы подлинные  и фальшивые, положительные и  отрицательные

    • Подлинный топос – это то, что действительно объединяет людей, это мнения, взгляды, идеалы на самом деле присущие как говорящему, так и собеседнику

 например: "Доктор говорит своему больному, вы поправитесь батенька".

 

    • Фальшивый топос - это мнение, идеал, который оратор сам не разделяет, но считает нужным высказать как свое убеждение для того, чтобы объединиться с собеседником. Причиной фальшивого топоса может быть лицемерие оратора, но может быть и стремление наладить хорошие отношения с человеком, сделав ему приятное.

Примером фальшивых топосов могут служить многочисленные предвыборные высказывания кандидатов в депутаты, которые сулят избирателям золотые горы в надежде завоевать их благосклонность

 

    • Положительный- встречается гораздо чаще и строится на том общем, что одобряет, принимает и оратор, и аудитория.

 Пример: «В порядке сокращения государственных расходов это, безусловно, способ дешевый, но точно так же самым дешевым способом жизни было бы ничего не есть, не одеваться, ничего не читать — но нельзя при этом считать себя великим и мужественным. Народ сильный и могущественный не может быть бездеятельным." (П.А. Столыпин) - где топосом является убежденность в величии русского народа.

 

 

    • Отрицательный- это то, что мы одинаково отвергаем, что кажется нам неправильным, неприемлемым и т. д.

Пример: Так, конференция, на которой в 1995 г. собрались представители ЛДПР, монархисты и коммунисты, не могла проходить под флагом общих идей, которые у них совершенно разные. Их могло объединить только желание осудить работу правительства, добиться его отставки.

7.топосы как  смысловые основы плана речи: 

топос — это положение, которое разделяет как оратор, так и аудитория. Топос может вводиться в речь по-разному и даже переводиться в подтекст. Однако самым распространенным и простым способом предъявления топоса являются риторические аргументы. Назначение этого типа аргументов состоит в том, чтобы прояснить для аудитории замысел оратора, сделать тезис говорящего достоянием слушателей. Поэтому их отбор и интерпретация полностью зависят от характера аудитории, ситуации и задачи речи. В целом можно сказать, что риторические аргументы должны дополнять и развивать логические аргументы, делать их более понятными и воспринимаемыми аудиторией.

8.Что такое план речи, виды планов: предварительный план, рабочий план, основной план.

План речи - порядок действий в котором будет изолгаться материал.

Речь написанная без предварительно плана не имеет  недостатки . т.к Оратор ,не продумавший план выступления , не редко уходит от  основной темы 

Предварительный план. 

Его рекомендуют  составлять сразу после выбора темы и определения 
целевой установки. Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. 
Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морейи т.д. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Поэтому 
важно сразу определить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. данный план   помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, 
однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, 
предварительный план помогает оратору отразить собственное решение раскрытия данной темы,его личный подход к освещаемой проблеме

 

Рабочий план.

Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран 
фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой 
последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных 
положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут 
использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру 
выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались 
перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросыследует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. 
Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его 
структуре. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова

Основной  план. 

На основе рабочего плана оратору рекомендуется  составить основной план, 
оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"