Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

1. Нужно ли готовиться к речи? Каковы основные принципы подготовки? Что из них больше всего подходит Вам?
2.Определения понятия "топос"
3.негативное и позитивное толкование смысла "топоса".
5.Виды ценностей и виды топосов.
...
24. открытые, полуоткрытые и закрытые вопросы: позитивные и негативные их варианты
25. основные отличия письменной и устной речи

Файлы: 1 файл

ritorika.docx

— 66.59 Кб (Скачать файл)

Следует, однако, иметь  в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит отвида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего

основной план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. п. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала.

 

9. вступление как первая часть  композиции речи

вступление — это первая часть в композиции речи, представляющая собой несколько вводных замечаний, во многом определяющая успех выступления, так как от нее зависит, будут ли слушать и внимать оратору слушатели.

Нужно ли в  речи вступление, зависит от ситуации и аудитории: насколько слушателям известно о предмете речи, насколько они готовы к общению и т. п. Аристотель по этому поводу писал: "Если дело ясно и коротко, не следует пользоваться вступлением… Слушатели знают, о чем идет речь, и самое дело нисколько не нуждается в предисловии".

Обычно же вступление необходимо, чтобы "слушатели заранее знали, о чем будет идти речь, и чтобы уж не были в недоумении, потому что неопределенное вводит в заблуждение".

Во вступлении оратор должен решить следующие задачи:

1) показать себя человеком, которому  можно доверять ("нравы"), заинтересованным  в деле, убежденным и т. д.;

2) настроиться самому и настроить  аудиторию на общение:

  а) вызвать интерес и благожелательное  внимание;

б) установить контакт;

3) подготовить аудиторию к восприятию  речи:

а) пояснить намерения;

  б) сформулировать задачу;

в) перечислить основные вопросы, которые  будут обсуждаться.

Специфика именно риторического вступления состоит в том, что оно призвано в реальной ситуации общения с конкретными людьми установить с ними добрые отношения для дальнейшего разговора и сообщить основное его направление.

10.Заключение речи, его особенности.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое, оно запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление  о речи. И наоборот, плохое заключение губит порой отличное выступление.

не зря Психологами установлено, что в процессе восприятия человек запоминает лучше всего начало и конец, это действие так называемого закона края. Поэтому рекомендуется повторить в заключении ключевую мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанному, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания речи.

Подготавливая заключение, особое внимание следует уделить последним словам (концовке). Если первые слова призваны привлечь внимание слушателей, то последние  – усилить эффект выступления. \

Последние слова должны мобилизовать аудиторию, воодушевить ее, призвать к активной деятельности. Если выступление  заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально.

В заключении следует подчеркнуть, что всякое выступление как творческий акт в деятельности оратора требует  своего завершения, своего последнего аккорда.

А. Ф. Кони в статье «Советы лекторам» указывал: «Конец – разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд – разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего».

? 11.основное правило основной части речи

???-тут аргументуящая речь ,а надо просто основную часть

Хотя в этой главе речь идет о структуре речи, хочется  подчеркнуть, что процесс создания речи сложный, диалектический, и поэтапное  деление работы над речью, конечно  же, условно. Поэтому обращаем ваше внимание на очень важные моменты в создании аргументирующей речи.

Приступая к разработке аргументирующей  речи, оратору, прежде всего, следует

1. Выяснить:

·       действительно ли наличествует в теме спорный вопрос, по которому существует несколько мнений;

·       имеет ли оратор собственную твердую позицию по данному вопросу.

2. Как можно раньше  и точнее сформулировать тезис  — главную мысль своей речи, доказательству которой подчинено  все выступление. Тезис может  быть сформулирован во введении, завершая его и одновременно  открывая основную часть речи.

Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.

3. Аргументы должны быть  истинными и достаточными для  доказательства тезиса: их истинность  должна быть доказана независимо  от тезиса.

4.При выборе аргументов  заботиться не только об их  количестве, но и качестве (силе).

5. Не подменять аргументы  своим мнением.

6. Помнить, что аксиомы  усваиваются хуже теорем.

7. При выборе основного  метода демонстрации (дедуктивный,  индуктивный, аналогия) учитывать  не только специфику темы и  характер фактического материала,  но и особенности конкретной  аудитории, к которой обращена  речь.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты, обращения к авторитетам и др.). Но нельзя отказываться от эмоциональной аргументации (обращение к чувству собственного достоинства, к чувству патриотизма, сострадания и т.д.), которая усиливает логические доводы. Баланс между этими двумя видами аргументов, их расположение, число, зависят от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.

Итак, для того чтобы речь была убедительной, оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать  основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также  опираться на законы восприятия живой  речи.

 

12.развлекатекательная речь: общая характеристика

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ 
Основная общая цель всей жанровой группы. Разновидности развлекательных речей: речи комические и драматические. Важнейшие жанры развлекательной речи: застольная речь (тост), устный бытовой рассказ и др. Главные формы комического пафоса   юмор и сатира (в том числе сарказм как высшее проявление последней); ирония как промежуточный эффект комического, способный иметь либо сатирическую, либо юмористическую направленность. Ведущие принципы создания развлекательной речи: принцип доминирования юмористической тональности комического и принцип разнообразия приемов комического. Классификации подобных приемов по авторской принадлежности (оригинальные и заимствованные), степени краткости (остроты и анекдоты), технике порождения: преимущественно логические (алогизмы и парадоксы) и преимущественно лингвистические (стилевой контраст; комический эффект тропов иронии, гиперболы и литоты с возможностью доведения их до гротеска, а также отдельных фигур речи, напр. каламбура, зевгмы, антиметаболы).

13.информационная речь: общая характеристика, основной принцип информационной речи.

Приоритетная общая цель всей жанровой группы. Значимость выступлений  данного функционального профиля  в условиях стремительной интенсификации информационных процессов и возрастания  информационных потребностей современного общества. Важнейшие жанры информационной речи: хроникальное и научное сообщения, отчетный и исследовательский доклады, академическая и научно-популярная лекции, политическое обозрение и научный обзор. Ведущие принципы создания информационной речи: принцип "резервных знаний" оратора и принцип жесткости в отборе освещаемых фактов; принцип взаимосвязи известного и нового; принцип отражения динамики мышления в ораторской речи (и его реализация через речевые средства подчеркнутой логичности   показатели последовательности подтем и вывода). Некоторые наиболее распространенные приемы популяризации научной информации (богатство иллюстрирования абстрактных понятий и положений живыми примерами, использование яркой образной детали-опоры   пояснительного тропа, мозаичность функционально-смысловых типов речи и т. п.).

14. воодушевляющая речь: общая характеристика

Основная общая цель всей жанровой группы. Важнейшие жанры  воодушевляющей речи: военно-патриотическое выступление, поздравительная и  приветственная речи, надгробное слово, христианская проповедь. Ведущие принципы создания воодушевляющей речи: принцип  сдержанной патетики (обращение в  первую очередь к фактам и примерам, вызывающим эмоции, а не к самим  эмоциям); принцип предупреждения штампованности речевой формы; принцип идеализации (или панегиричности, применительно к речам похвального содержания).

15 убеждающая речь: общая характеристика

Основная общая цель всей жанровой группы. Важнейшие жанры  убеждающей речи: политическая и экономическая  программа, парламентское выступление, обвинительная, защитительная и  самозащитительная речь, устный отзыв и др. Принцип сочетания рационально-логической и эмоционально-риторической аргументации, рассуждения и внушения. Способы доказательства: прямое и косвенное (апагогическое и разделительное). Принцип предпочтения качественного подхода к отбору аргументации количественному (в классической формулировке "аргументы не считают, а взвешивают"). Принцип неослабления в композиционной подаче аргументов: их кульминационный и антипирамидальный (гомеров) порядок. Принцип разъединения и объединения аргументов: изолированное преподнесение сильных и группировка слабых в единое композиционное целое "для взаимоподдержки"

16. основные средства  поддержки интереса аудитории  к речи

основные средства содержаться  в использования четырех принципов: своевременности, близости, серьезности и живости.

 

    • Своевременность. Слушателей скорее заинтересует информация, которую они смогут использовать немедленно или, по крайней мере, в ближайшем будущем.

 

    • Близость. Слушателей больше будет интересовать информация, которая близка им, которая затрагивает их личное пространство, важные для них вещи, проблемы, связанные с семьей, работой, учебой и т. д

 

    • Серьезность. Следует указать на важность излагаемого материала, его связь с физическими, экономическими и психологическими последствиями.

 

Живость. что живая, образная, эмоциональная речь воспринимается слушателями гораздо лучше, чем размеренная, строго логичная, монотонная речь, которая быстро усыпляет слушателей. К сожалению, не все люди обладают необходимыми речевыми способностями.

Пример:«Язык должен быть живым» (А. Н. Толстой).

 

(^ Групповые интересы — другая лучшая тема для выступления. Оратор, выделив их, своей речью еще больше сплачивает коллектив, объединяет людей вокруг их группового интереса. 
 
^ Злободневные интересы — это интересы сиюминутные, остроактуальные. Выбор такой темы также делает речь успешной. Нужно иметь в виду, что актуализирована может быть практически любая тема. Главное — сделать это не искусственно, для чего нужно обращать внимание на конкретные интересы. 
 
^ Конкретные интересы — это повседневные интересы людей, то, что более всего их занимает. Конкретные интересы по своей сути — это актуализированные основные интересы большинства людей, их потребности в конкретных предметах (жилье, питание, транспорт, условия работы, развлечения и т. п.). 
 
Имея в виду различные интересы, требуется формулировать цели публичной речи. ^ Конкретная цель речи может быть выражена сразу простым и понятным тезисом. Такая цель проста и понятна. Следует только иметь в виду, что конкретная цель не должна формулироваться в общеизвестных понятиях.)

 

17. внешний вид  и манера оратора 

ВНЕШНИЙ ВИД ОРАТОРА

Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность  выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает  доверие к излагаемому им материалу.

Мужчине лучше выступать  в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета  умеренно модно; Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону  раздражают аудиторию.

  • Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов
  • Повышают доверие очки в темной оправе.

МАНЕРА ВЫСТУПЛЕНИЯ

П. Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора – манера заставляет забыть о внешности.

•          оратор не должен выглядеть: уставшим; спешащим; недовольным

• оратор       не       должен       демонстрировать:       беспомощность, нерешительность;

• оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию

 

 

 
18.  В какие моменты речи движение необходимо? Как движение (перемещение) оратора служит выполнению общих законов неориторики?

Нельзя стоять в одной  позе, необходимо двигаться.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"