Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

1. Нужно ли готовиться к речи? Каковы основные принципы подготовки? Что из них больше всего подходит Вам?
2.Определения понятия "топос"
3.негативное и позитивное толкование смысла "топоса".
5.Виды ценностей и виды топосов.
...
24. открытые, полуоткрытые и закрытые вопросы: позитивные и негативные их варианты
25. основные отличия письменной и устной речи

Файлы: 1 файл

ritorika.docx

— 66.59 Кб (Скачать файл)

Неподвижным   ораторам   аудитория   не   очень   доверяет,   считает   их консервативно   мыслящими.   Движение   оратора   по  аудитории   повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.

Ходить необходимо преимущественно  не перед аудиторией, а в глубину  при этом не следует очень углубляться  и доходить до последних рядов  елей  -  в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не чем на треть длины зала и   при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом». Походка оратора должна быть ровной,  размеренной,  без  ускорений, несколько медленнее, чём обычная походка человека - только в таком случае разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни  в  коем  случае  нельзя  раскачиваться  -  это  очень  отвлекает пей.

Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать  взгляд на чем-то одном, поскольку это  заставляет аудиторию перенести  свое внимание на . что разглядывает оратор.

 

19. вопросно-ответная  форма диалога. Что есть вопрос, ответ?

 

В вопросно-ответной форме, как правило, проходят беседы, переговоры, консультации и т.п. Вопросы помогают привлечь внимание собеседника, расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения, получить необходимую информацию, побудить к конкретным действиям. Без вопросов и ответов редко обходится ораторское выступление. Особую роль вопросно-ответная форма играет в процессе судопроизводства. Вопрос и ответ представляют собой определенные логические формы. 
Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний.. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на вопрос, то нужны знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса. 
Ответ – это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Полученное в ответе знание, расширяющее или уточняющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.

 

20. структура вопроса,  виды вопросов

структура вопроса, содержит три основных элемента:

* предмет ответа,

* содержание ответа,

*объем ответа. 

Классификация вопросов

 
Наиболее распространенными являются классификации вопросов по следующим  основаниям: семантике, функциям, структуре, отношению к обсуждаемой теме, отношению к адресату.

  1.  
    Правильно поставленные, или корректные, и неправильно поставленные, или некорректные, вопросы (по семантике).

 
Если их базисом, предпосылками вопроса  являются истинные суждения, то вопросы  считаются правильно поставленными  или логически корректными. 
Неправильно поставленными или логически некорректными называются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения.  
Например, одного менеджера спросили: «По каким вопросам у вас возникают конфликты с коллегами?». Некорректность этого вопроса заключается в том, что сначала нужно было выяснить, бывают ли у него конфликты с сотрудниками, а затем уже при положительном ответе уточнить, по каким именно вопросам.

 

по функции  вопросы деляться на : 
Уточняющие и восполняющие.

  •  
    Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения.

Например, «Действительно ли состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних?». (В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли, которая является их грамматическим признаком. ) 
 
^ Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и др.  Например, «Когда состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних?».

  1. по структуре  вопросы бывают : 
    Простые и сложные вопросы

 
По составу и уточняющие, и  восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых. 
Приведем пример. Уточняющий вопрос «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статьям 105 и 162 ч. 2 УК РФ?» является сложным. Он состоит из двух простых вопросов («Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 105 УК РФ?» и «Верно ли, что подсудимому предъявлено обвинение по статье 162 ч. 2 УК РФ?»). Ответы на них могут быть разными.

В восполняющем сложном  вопросе «Когда и в каком районе города будет открыта новая нотариальная контора» тоже можно выделить два простых вопроса «Когда в нашем городе будет открыта новая нотариальная контора?» и «В каком районе нашего города будет открыта новая нотариальная контора?». Сложный восполняющий вопрос содержит несколько вопросительных слов. 
В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (два и более простых вопроса соединены союзом «и»), разделительными (два и более простых вопроса соединены союзом «или»), смешанными (объединение соединительных и разделительных вопросов).

 
4. по отношению к  обсуждаемой теме вопросы бывают по существу темы и вопросы не по существу тем.

 
Вопрос по существу темы прямо или косвенно связан с обсуждаемой проблемой; ответ на такой вопрос уточняет или дополняет исходную информацию.

 Вопрос не по существу не имеет никакого отношения к теме. Он нередко ставится, чтобы сознательно затянуть обсуждение, уйти от решения главных вопросов. 

 
5.

 
По отношению  к адресату вопросы бывают нейтральными, благожелательными и неблагожелательными, враждебными, провокационными. 

 

21. виды ответов.  Правила вопросов и ответов.

Виды  ответов 
1. По существу вопроса и не по существу вопроса (по отношению к вопросу.) 
Ответ по существу поставленного вопроса выполняет свое основное назначение – уточняет имеющуюся информацию или сообщает новую. Если ответ не связан с вопросом, он расценивается как «ответ не по существу» и не рассматривается

 
2. по отношению к действительности бывают ответы Истинные и ложные  
Если ответ содержит суждения, правильно отражающие действительность, он считается истинным. Ответ, не соответствующий действительности, являетсяложным. 

 
3. в зависимости от области поиска ответа -Прямые и косвенные ().  
Прямые ответы не требуют дополнительных построений и рассуждений.

 Например, на вопрос «В каком году была проведена судебная реформа?» можно дать прямой ответ «Судебная реформа была проведена в 1864 году». 

Косвенный ответ требует использования более широкой области поиска ответа. Нужная информация в косвенном ответе получается выводным путем.

Пример:Так, на вопрос «В каком году была проведена судебная реформа в России?» можно дать такой косвенный ответ: «Судебная реформа в России была проведена через 3 года после крестьянской реформы 1961 года

4. по грамматической структуре ответы бывают Краткие и развернутые . 
Краткие ответы содержат только один элемент, выражающий отрицание или утверждение (нет, да) либо устраняющий неизвестность переменой вопроса.

  • Например, «Подсудимый. Признаете ли вы себя виновным» - «Нет!». 

 
^ Развернутые ответы повторяют все элементы вопроса.

  • Например, «Подсудимый. Признаете ли вы себя виновным?» - «Нет, я не признаю себя виновным».

 

5. 
По объему информации бывают Полные и неполные

 
Полный ответ содержит информацию по всем элементам вопроса.

  • Например, на сложный вопрос «Где, когда и кем было совершено преступление» полным будет ответ: «Преступление было совершено Авдеевым на территории завода 25 февраля 2002. года». 

 
Неполный ответ содержит информацию лишь на некоторые элементы вопроса.

 
6 по степени точности различают . Точные (определенные) и неточные (неопределенные)  
Неточность ответов часто связана с двусмысленностью употребляемых понятий, а также с неопределенностью вопросительных слов (кто? что? где? когда? как? и др.).

 Например, в вопросе «Кто совершил преступление?» под словом кто может подразумеваться фамилия, имя, отчество .

 

Правила вопросов и ответов.?????????

 

22. современная западная неориторика об искусстве задавать вопросы и отвечать на них.

 

23. Глупые и умные вопросы

 

Глупые вопросы — это такие вопросы, ответы на которые вы знаете с самого начала

  • Пример: («Так вы считаете, что я некомпетентен?»)

 

Умный вопрос — это такой вопрос, задавая который вы с самого начала знаете, какой прозвучит ответ или какое направление примут рассуждения собеседника. С помощью умных вопросов вы доминируете в разговоре, притом в нем обсуждаются те темы, которые вы сами выбрали.

  • Пример: («Вернемся еще раз к тому моменту, когда вы решили поменять профессию. Вы тогда защитили диссертацию по теологии, однако потом начали работать в консалтинговой компании. Почему?»)

 

24. открытые, полуоткрытые  и закрытые вопросы: позитивные  и негативные их варианты

 

Открытые вопросы  
 
Позитивное качество открытых вопросов — то, что собеседнику дается возможность более детально, подробно и основательно на них ответить, не ограничиваясь лаконичными «да» или «нет». Одновременно открытые вопросы стимулируют мотивацию собеседника, его включенность в разговор, делают человека более красноречивым. 

  • Пример открытых вопросов, преследующих позитивные цели 
    • «Расскажите нам, почему вы выбрали именно эту стратегию в вашей компании?» 
     
    • «Что представляет собой эта проблема с вашей точки зрения?»

 
Открытые вопросы, преследующие негативные цели, направлены на то, чтобы заставить  собеседника еще активнее оправдываться, вызвать усиление противоречий, вынудить его поплатиться за свои слова.

 
Одна из возможных  негативных целей — подтолкнуть человека к тому, чтобы он углубился в такие области, в которых (как вы уверены) ваш оппонент некомпетентен или недостаточно компетентен.

  •  
    Пример негативных целей открытых вопросов 
    • «Расскажите нам, почему ваша компания выбрала именно эту стратегию, и особенно о том моменте, когда выяснилось, что эта стратегия привела к банкротству другие компании?» 

*Закрытые вопросы  
Позитивными целями закрытых вопросов, напротив, являются стремление ограничить красноречие собеседника, уточнить какой-либо факт, сделать акцент на отдельном высказывании

. К негативным целям закрытых вопросов относятся желание при помощи вопроса получить нужный вам ответ, побудить собеседника прийти к неправильным выводам или сделать признания, к которым тот не расположен.

 
* Вопросы, требующие ответа «да» или «нет»  
Позитивные вопросы  
Данный вид вопросов выдвигает требования к собеседнику и стимулирует его к тому, чтобы он однозначно и четко обозначил свою позицию, принял решение, констатировал факты и доказал определенное положение вещей.

  •  
     Примеры позитивных вопросов, требующих только «да» или «нет»  
    • «Вы уже нашли место для парковки?»

Негативные  вопросы  
Вопросы, на которые нельзя ответить однозначно «да» или «нет» и которые ведут к неправильным гипотезам, выводам или нежелательным результатам

  • Примеры негативных вопросов, требующих ответов «да»/«нет»  
    • «Значит, вы припарковались, заблокировав въезд, или на парковке для инвалидов?» 

^ Позитивные вопросы  
Это уместные вопросы, задаваемые с целью узнать информацию, проверить факты или получить определенный ответ.

  • Примеры позитивных вопросов, задаваемых с целью узнать информацию 
    • «Который час?» — Предполагается, что часов у вас нет. 
  • ^ Негативные вопросы  
    Это неуместные вопросы, задаваемые, чтобы выставить собеседника в невыгодном свете или провести своего рода «интервью», ответы на вопросы которого заранее известны. 
    ^ Примеры негативных вопросов, задаваемых с целью узнать информацию  
    • «Который час?» — Предполагается, что часов нет у вашего собеседника. 
     
    ^ Полуоткрытые вопросы  
    Данный вид вопросов является компромиссом, ограничивающим тематическое поле ответа с помощью заданной альтернативы. Стилистически подобные вопросы образуются с помощью альтернативных вопросительных или наводящих слов, например союза «или». 
    ^ Позитивная цель полуоткрытого вопроса — получить содержательный ответ в установленных в самом вопросе границах.
  • Примеры полуоткрытых вопросов  
    ¦ «В каких регионах у вас больше клиентов — на юге Баварии или на севере Нижней Саксонии?» — Предполагается, что вы знаете, что ваш собеседник работал в обеих федеральных землях. 
     
    ^ Негативные цели данного типа вопросов рассчитаны на альтернативные варианты ответов, которые либо позволяют поймать собеседника на слове, либо выставляют его в негативном свете или объявляются неверными. 
  • ^ Другие примеры полуоткрытых вопросов  
    • «Вы сознательно не исправили здесь ошибку или это произошло случайно?» — Ошибка всегда есть ошибка. 

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"