Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "Риторика".

Файлы: 1 файл

риторикаа.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 30. Элокуция как этап риторического канона. Функция  тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.

Элокуция (словесное выражение) — третий раздел традиционной риторики, который связан с собственно написанием письменного или устного текста, т.е. его словесным оформлением. 
Элокуция:отбор слов для выражения мысли, описание и классификация риторических фигур.  
Троп-поворот, оборот речи, фигура-оборот речи, оформляющий ход мыслей говорящего.  
3 часть этапа элокуции-характеристика стиля(речевые средства должны отбираться в соответствие с жанром и стилем) 
Тропы: метонимия-перенос названия по смежности(:учиться до седых волос вместо учиться до старости) 
Синекдоха-часть вместо целого, род вместо вида(цвет вместо розы, река вместо воды) 
Сравнение 
Фигуры выделения: фигуры, основанные на сопоставлении слов во фразе, часто представляют собой повторы 
Анафора-повторение в начале предложения одного и того же слова или группы слов. Например:Но самое главное на мой взгляд атмосфера, ее не передаст никакое телевидение. Ее надо было чувствавать, в ней надо было купаться 
Эпимона-повтор грамматических форм слова В очерке Пескова "Платить за пленку им надо в два раза больше, чем в магазине. Но платят-дорога ложка к обеду" 
Лексический повтор-повторение в тексте всего заголовка, отдельного слова или слов, но при этом обращается внимание на смысл, заключенный в названии.  
Семантический повтор-употребление в тексте слов, заключенных по смыслу.  
Фигуры синтаксиса:инверсия, антитеза-противопоставление , амплификация-фигура, состоящая в накоплении синонимов 
Фигуры речемыслительные-определяются ходом мысли и больше характерны для устной речи: 
Перифраза-выражения, являющееся описательной, распространенной передачей выражения или слова:царь зверей вместо лев 
ЙУподобление-развернутое сравнение одного факта действительности с другим 
Фигуры, выражающие эмоции 
Риторический вопрос 
Риторическое ответствование-автор сам задает себе вопросы и сам же на них отвечает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 31. Основные виды речей: эпидейктическая, информирующая, аргументирующая. Их роль в профессиональной деятельности журналиста.

Эпидейктическая речь – торжественная, произносимая в особо торжественных ситуациях.

Информирующая (информативная) речь и ее особенности - функции информирующего (информативного) высказывания. Виды и типы информации. Структурирование информации, принципы расположения материала в информирующей речи. Требования к содержанию и структуре основной части. Устные информативные жанры, их специфика и разновидности.

Аргументирующая речь - функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Определение проблемы речи (спорного вопроса); формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Логическое и риторическое в аргументации. Связь тезиса и аргумнтов в структуре доказательного рассуждения (умозаключения). Виды рассуждений: индуктивный, дедуктивный, рассуждение по аналогии, причинно-следственное.

 

Билет 32. Классификация  публицистических жанров: основания для выделения трех групп.

 

Выделяют 3 группы жанров на основании целевой установки:

Информационные: репортаж, заметка, хроника, отчет, виды интервью, корреспонденция (цель - создание определенной информационной модели отображения явления).

 

Аналитические: статья, интервью, комментарий, рецензия, обозрение, расследование, прогноз, версия (цель: выявление причинно-следственных отношений между явлениями, а так же оценка и прогноз).

 

Художественно-публицистические: очерк, памфлет, фельетон, житейская история, эссе (Цель: оказать эмоционально-образованное воздействие на аудиторию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 33. Общая  характеристика информационных жанров.

С профессиональных позиций информационные (информирующие, сообщающие сведения) жанры журналистики объединяются, прежде всего, признаками событийности, документальной насыщенности, оперативности. Объект информационного жанра – не просто факт, непосредственное событие, но факт-новость. Это разграничение понятий «событие» и «новость», современные формы «расширения новости»

«Выражение «новость для прессы» постепенно стало  звучать как «новость прессы», обозначать не «сырье», но особый литературный продукт. Сегодня на рынке информации этот продукт предстает все более  профессионально отточенным». Тезис о необходимости «профессиональной отточенности» журналистского материала, на наш взгляд, означает правомерность рассмотрения жанровых признаков «литературного продукта» журналистики с позиций риторических, даже если речь идет об информационной заметке.

 

 

Билет 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.

Функции авторского «я»  многообразны. Вспомним информационные жанры, где автор выступает прежде всего свидетелем. В очерке можно  выделить наряду с функцией автора-свидетеля  еще и функции автора-исследователя и автора – лирического героя.

  • Автор-исследователь
  • Автор-свидетель
  • Автор-лирический герой

Выражение авторского «я»  в очерке тесно связано с наличием в нем функционально-смысловых  типов речи.

 

Билет 35. Заметка: разновидность жанра.

Заметка представляет собой минимальный газетный текст с развивающейся главной мыслью, предназначенный для оперативного сообщения. Это жанр, который обязательно основывается на реальных фактах и содержит новую, актуальную информацию.

Существует такая разновидность  заметки, как хроникальная. Она представляет собой краткое, даже сжатое сообщение новости с минимальным количеством слов (50-70).

Информационная заметка.

Экстралингвистическими  стилеобразующими признаками данного  жанра являются: наличие факта, новизна  информации, социальная значимость сообщаемого, оперативность.

Факт – это единичное событие (явление), для которого характерны определенные время, место, конкретный предмет речи. Поэтому любая заметка отвечает на 3 вопроса: что? где? когда? При этом в тексте фиксируется единичность события.

Заметка чаще всего представляет собой текст-повествование – или в чистом виде, или с элементами описания.

 

 

 

Билет 36. Репортаж и заметка: общее и специфическое  информационных жанров.

В ряду информационных жанров репортаж занимает центральное место. Это сообщение факта, описательная, иногда живописная, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора.

Факт как основа любого информационного жанра не может  существовать сам по себе, «вне отношения  к читателю». Часто журналисту приходится привлекать внимание к тому или иному событию, пробуждая интерес или сочувствие у адресата. Репортаж.

Общие черты: актуальность, документальность, объективность, оперативность, имеют ответы на вопросы Что? Где? Когда? + Как?

В заметке необязательно указание автора, в репортаже обязательно.

В репортаже обязательно  присутствие автора в заметке  – нет.

Цель:

Заметка – информировать, привлечь внимание

Репортаж – информировать, воздействовать, дать оценку

Жанровые варианты:

Заметка - хроникальная, с комментарием

Репортаж – информационный, аналитический 

 

Билет 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организация  материала.

Разновидности репортажа.

репортаж-«раздумье» автор высказывает свое мнение при помощи лирико-публицистических отступлений.

аналитический. Автор анализирует событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему, такое изложение способствует тому, что читатели сами сопоставляют факты, обобщают их.

Исторический - сообщается о событии давно прошедшем.

К внутренним «общим местам», способствующим раскрытию темы именно в жанре репортажа, относятся: топос – обстоятельство, топос – целое – часть, топос – «последующее всегда идет за предыдущим», топос – свойства. 
Этап инвенции, этап диспозиции, этап элокуции (облечение мыслей в слова).

 

38. Интервью: жанровые разновидности, специфика  подготовки, методика организации  материала. 

Жанровые признаки интервью

Интервью (англ. interview –  беседа) – целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для распространения в печати (по радио, ТВ). 
Журналист обращаясь к адресату(интервьюруемому) выстраивает драматургию беседы в расчете на восприятие массового адресата, инфы идет в прямом эфире с уважаемым человеком( известным)виды интервью: информативные, экспертные, проблемные, интервью-знакомства, интервью-мнение, интервью-монолог.

 

Билет 39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических  жанров.

Анализ-метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составные частей. Цель аналитического жанра - показать помимо явления его сущность 
Аналитические жанры: статья, очерк, обозрение, рецензия.

В аналитических жанрах на первый план выдвигается функция  воздействия на читателя, убеждения в правильности авторской позиции.

Рассуждение - функционально-смысловой тип речи с обобщениям причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение.  
Индукция-движение мысли от накопленных фактов, от частного к общему путем анализа. Цель исследования-накопления фактов, их анализ-обобщение-выводы 
Дедукция - от общего к частному тезис-аргументы – выводы.

 

Билет 40. Аналитическая  статья: жанровые признаки, система  доказательств.

Аналитические жанры  представлены в периодических изданиях прежде всего жанром статьи. Зародившись как информационные издания, газеты и журналы с течением времени стали обращаться к анализу рассматриваемых проблем. Это и обусловило появление такого жанра, как статья.

Статья отличается наибольшей широтой обобщения, глубиной анализа фактов. Разновидности: проблемная, научно-популярная, обще-исследовательская, полемическая, статья-обзор и др. 
Большое количество фактов, статистического материала, тщательного осмысления фактов, отбора тех из них, которые будут использованы в тексте статьи и не нарушат ясности и четкости выражения идеи.

 

Билет 41. Рецензия: жанровые признаки, функции.

Объектом рецензии является художественное явление, создаваемое  одним из видов искусства: литературой, музыкой, живописью, театром, кино.

Рецензия сочетает в себе признаки информационных и аналитических жанров и имеет чёткую коммуникативную установку: привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению.

Рецензия – это  более или менее развёрнутый  целостный анализ произведения и  его основных проблем, в ней важна не только информационная, но и оценочная направленность, стремление критика обосновать свою позицию, привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению.

Коммуникативная установка  – убеждение, воздействие на адресата (читателя и автора произведения).

Рецензию можно рассматривать  и с позиций риторических –  как речевой жанр. Важнейший признак  любого речевого жанра (РЖ) – коммуникативная  цель.

 

 

 

Билет 42. Общая  характеристика художественно-публицистических жанров. Коммуникативные и стилистические особенности.

В особый раздел художественно-публицистических текстов принято относить произведения, написанные в жанре очерка, эссе, слова, памфлета, фельетона, пародии. Все  эти жанры отличаются тем, что  в них тесно переплетаются  черты публицистики и художественности на всех уровнях текста в выражении авторского отношения к происходящему с гражданственных позиций и отражении этой специфики в отборе и сочетании различных языковых и речевых средств.

То есть по своим основным функциям художественно-публицистический подстиль сочетает в себе черты публицистического и художественного стилей.

 

43 билет.  Проблемная статья и проблемный  очерк: общее и специфическое. 

Предметом отображения  в очерках такого типа выступает  не­кая проблемная ситуация.

Проблемная статья-проблемная ситуация, за ходом ее развития следит в своей публикации очеркист. Автор выясняется причины возникновения такой проблемы, пытается определить ее дальнейшее воздействие, выявить пути решения. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть конкретные люди. Проблема очень часто проявляется через конфликт, возможны ассоциации, параллели, отступления от темы..

 

 

 

Билет 44. Путевой  очерк: специфика разновидности  жанра, особенности авторского «я».

Путевой очерк-самая  древняя разновидность очеркового жанра. Нужно изложить маршрут, путь, пройденный автором. Отличительная черта жанра-некоторая за данность, предопределенность фабулы. Дорожные наблюдения, встречи, события, свидетелем которых стал автор , впечатления от новых мест. Еще одна особенность: постеленное развертывание изображения 
В нем великолепно комбинируются портретными событийный очерки 
Важную роль играют детали, подробности. Я героя выражается в основном при помощи чужой речи, диалогов, прямая, косвенная речь.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"