Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 22:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Риторика"

Файлы: 1 файл

речевая коммуникация как учебная дисциплина.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)
  1. речевая коммуникация как учебная дисциплина, ее предмет и задачи

 

Предметом культуры речи как учебной  дисциплины являются нормы литературного  языка, виды общения, его принципы и  правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности  применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

·  Важнейшими задачами дисциплины являются:

o      Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;

o      Формирование коммуникативной компетенции специалиста;

o      Обучение профессиональному общению в области избранной специальности;

o      Развитие навыков поиска и оценки информации;

o      Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.);

o      Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.

 

  1. Реч ком и ее основные виды. Информационное и фатическое общение.

Виды:

  • По положению собеседников относительно друг друга: контактная, дистантная
  • С точки зрения форм существования языка: устная, письменная
  • По хар-ру передаваемого содержания: информативное, фатическое
  • С точки зрения личностных отношений: кооперативная, конфликтная
  • С точки зрения взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частная, официальная
  • С точки зрения кол-ва участников: межличностное, публично-массовое
  • С точки зрения организации текста и по признаку коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: диалогическая, монологическая

Фатическое общение (от лат. fatuus — глупый) — бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

Фатическая речь включает, главным образом, сферу бытового диалогического общения, «пустую» болтовню, праздноречевые жанры, а также речевой этикет.

Информативное общение – сообщает факты и предлагает слушающему новые факты о внешнем и внутреннем мире.

  1. Понятие коммуникативного акта и его состовляющие.

Речевой акт - «целенаправленное речевое  действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения, рассматривая в рамках прагматической ситуации».

Акт речевого взаимодействия между  носителями языка есть коммуникативный акт, в ходе которого носители языка решают, прежде всего, коммуникативные задачи, т.е. общаются, обмениваются сведениями — информацией.

Состовляющие: адресант, адресат, контакт, референт, код

Обычным способом структура коммуникативного акта описывается так: адресант вступает с адресатом в контакт по поводу определенного референта, используя определенный код.

Референт – то, что соответствует  слову или языку на уровне предметной или внеязыковой действительности.

  1. Коммуникативная роль адресанта. Правила релевантности. Коммуникативные промахи адресанта. (говорящего)

При обсуждении вопросов, имеющих  отношение к «передающей» инстанции (адресанту), важно отдавать себе отчет  в том, что именно ему коммуникативный  акт обязан своим возникновением.

«Начать» уже само по себе означает «счесть себя вправе начать» и  «взять на себя ответственность за продолжение и завершение». Предполагается, что именно «начавший» держит в своих руках «бразды правления» — схему взаимодействия — и что от «начавшего» во многом зависит, насколько успешно данная схема будет реализована в ходе коммуникативного акта. Это настолько обязательно, что при потере инициатором коммуникационного акта «нити» собеседник отнюдь не всегда обязан (хотя чаще всего, по разным причинам, и обязывает себя) помогать ему — напротив, никто не запрещает собеседнику покинуть речевую ситуацию практически под любым предлогом.

+ в тетради

  1. Коммуникативная роль адресата. Приемы эффективного слушания.

Современная наука признает (во всяком случае, теоретически!), что адресат  есть роль активная, требующая от исполнителя, прежде всего действий, как речевых, так и неречевых, как в ходе коммуникативного акта, так и за его пределами.

Приемы эффективного слушания.

1. Прием «сладкая парочка». У  нас два уха и один рот,  поэтому старайтесь использовать  их именно в заданном природой  соотношении.

2. Прием «гляделки». Слушая, лучше всего смотреть собеседнику прямо в глаза. Вы сразу показываете, насколько вы внимательны. Просто время от времени смотрите ему в глаза, тем самым поддерживая с ним визуальный контакт.

3. Прием «заметки на манжетах».  Способность запоминать — одно  из наиболее замечательных свойств  человека. Делая записки, памятки,  мы оказываем памяти добрую  услугу.

4. Прием «хороший конец». Если  обсуждаемые идеи вызывают в  нас энтузиазм или нам есть  что сказать по обсуждаемому  вопросу, нас нередко обуревает  желание помочь говорящему и мы буквально стараемся закончить начатое им предложение. Чаще всего, эти усилия вызовут у вашего собеседника растерянность или замешательство, поэтому всегда лучше дать человеку возможность изложить свою мысль до конца, даже в ситуациях дружеского или неформального общения.

5. Прием «положительный ответ». Один из главных элементов  активного восприятия — умение  дать собеседнику понять, что  мы его внимательно слушаем,  при помощи какой-либо реакции  на его слова. Иногда достаточно  простого «да-да», «понимаю» или  кивка головой. При непосредственном  общении обязательно нужно реагировать  на слова собеседника и жестами,  и позой. 

6. Прием «трубка мира». Все  мы говорим по-разному: у нас  могут быть разные акценты,  свое построение фраз, индивидуальный  темп речи, мышления, тембр голоса  и пр. Побочные аспекты разговора  могут влиять на ваше внимание  и помешать понять смысл разговора.  Стремитесь выявлять и контролировать  свои предубеждения, внимательно  вслушиваясь в то, что нам пытаются  сказать.

7. Прием «хочу все знать». Если  вы чего-то не поняли, спрашивайте.  Этим вы возвышаете своего  собеседника, а правдивое признание  впоследствии приносит немалые  дивиденды.

8. Прием «докопаться до сути».  Очень часто в беседе мы  выпаливаем множество вопросов, лишь поверхностно затрагивая  целый ряд тем. Куда лучше  задать несколько вопросов по  одной проблеме. Продолжая задавать  открытые вопросы на эту же  тему, вы можете получить массу  интересной информации.

9. Принцип «взять дыхание». Если  вы хотите придать своим словам  больший вес, не старайтесь  огорошить собеседника мгновенным  ответом, а сделайте короткую  паузу, слегка вздохните. Этим  вы даете собеседнику понять, что отвечаете обдуманно, по  зрелом размышлении, что ваша  реплика не является «домашней  заготовкой». Кроме того, если  вы немного задержитесь с ответом,  ваш собеседник может продолжить  говорить и сообщить вам новые,  интересные сведения.

  1. Критерии коммуникативного кодекса. Принцип кооперации Г. Грайса.

Два важнейших критерия в составе  коммуникативного кодекса — критерий истинности и критерий искренности. Критерий истинности определяется в лингвистической прагматике как верность действительности, критерий искренности — как верность себе.

Что значит «выдерживается критерий истинности»? Это означает, что «картины действительности», репрезентируемые мною, как минимум, не искажены, иными словами, в общем и целом у меня правильное или, говоря осторожнее, свойственное многим представление о мире (допустим, я вижу некоторые существенные различия между лошадью и человеком).

Что касается критерия искренности, то он выдерживается тогда, когда «картины действительности», репрезентируемые мною, на самом деле отражают мое отношение к действительности.

Сам Г. П. Грайс описывает принцип кооперации следующим образом:

«Твой коммуникативный  вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога».

Принцип кооперации представляет собой единство максим, которые, по мнению Грайса, определяют вклад участников коммуникативного акта в объединяющую их речевую ситуацию. Каждая максима состоит из нескольких постулатов. Максим четыре:

• максима полноты информации;

«Если вы помогаете мне чинить машину, мне естественно ожидать, что ваш вклад будет не больше и не меньше того, который требуется: например, если в какой-то момент мне понадобится четыре гайки, я рассчитываю получить от вас именно четыре, а не две и не шесть гаек».(Г. П. Грайс)

Максима эта фактически связана  с количеством (правильнее сказать, с дозировкой) информации, «задействованной» в коммуникативном акте.

Постулаты к этой максиме таковы: твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;

твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

 

• максима качества информации;

«Мне естественно ожидать, что ваш вклад будет искренним, а не фальшивым. Если вы помогаете мне готовить торт и мне нужен сахар, я не ожидаю, что вы подадите мне соль; если я прошу у вас хлеба, я не ожидаю получить камень».(Г. П. Грайс)

Общая формулировка максимы, по Грайсу,— «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным». «Развернуть» эту формулировку предлагается в направлении следующих постулатов:

  Не говори того, что  ты считаешь ложным.

 Не говори того, для  чего у тебя нет достаточных  оснований.

• максима релевантности;

«На каждом шаге совместных действий мне естественно ожидать, что вклад партнера будет уместен по отношению к непосредственным целям данного шага. Когда я замешиваю тесто, я не ожидаю, что вы подадите мне интересную книгу или даже кухонное полотенце (хотя то же самое действие могло бы стать уместным вкладом на одном из более поздних шагов)».(Г. П. Грайс)

Данная максима предполагает фактически только один постулат: Не отклоняйся от темы.

• максима манеры.

«Мне естественно ожидать, что партнер даст мне понять, в чем состоит его вклад, и что он выполнит свои действия с должной скоростью».(Г. П. Грайс)

Максима манеры предполагает обращение  к способу передачи информации и  связана не с тем, что говорится, а скорее с тем, как говорится. Г. П. Грайс предлагает к этой максиме один общий постулат:

Выражайся ясно,

и ряд частных постулатов:

• Избегай непонятных выражений

• Избегай неоднозначности

• Будь краток (избегай ненужного многословия)

• Будь организован

  1. Принцип вежливости в коммуникативном кодексе. Максимы Дж. Лича, Р. Лакофф.

Принцип вежливости описал другой зарубежный ученый Дж. Н. Лич. Этот принцип требует соблюдения ряда правил, которые формулируются следующим образом.

Принцип вежливости можно определить как принцип взаиморасположения коммуникантов в составе коммуникативного акта.

Дж. Лич, сформулировавший принцип вежливости как совокупность ряда максим, предусмотрел следующие из них:

Максима такта: Не следует затрагивать тем, потенциально опасных для собеседника (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.).

Максима великодушия: Не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвой и т.д., то есть как-то обременять его.

М одобрения, позитивности в оценке других: Не осуждай других; Не судите, да не судимы будете.

М скромности: Не будьте высокомерны в разговоре с собеседником.

М согласия: Старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя достижения коммуникативных целей.

Максима симпатии: Демонстрируйте доброжелательность по отношению к партнеру.

 Принцип кооперации и принцип  вежливости составляют основу  коммуникативного кодекса, регулирующего  речевое поведение обеих сторон  в ходе коммуникативного акта.

  1. Понятие коммуникативной стратегии. Основные и вспомогательные речевые стратегии. Коммуникативная цель.

Под коммуникативной стратегией в данном учебном пособии будет пониматься совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели. Представление о способе объединения этих теоретических ходов в единое целое (коммуникативную стратегию) называется коммуникативной интенцией, которая и есть движущая сила коммуникативной стратегии. Интенция принадлежит индивиду и в этом смысле отличается от внеличных конвенций — правил поведения в регламентированных обществом речевых ситуациях.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"