Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 22:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Риторика"

Файлы: 1 файл

речевая коммуникация как учебная дисциплина.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

Основные и вспомогательные  речевые стратегии:

Основные: семантические

Основная стратегия является наиболее значимой на данном этапе коммуникации - в наибольшей степени способствует достижению коммуникативной цели. Например, стратегия самооправдания в ситуации объяснения с собеседником, который  пострадал по вине говорящего.

Основные стратегии можно охарактеризовать как семантические, учитывая их лингвистическую  природу (как способ формирования желательной  семантики). В этом смысле семантические  стратегии определяют, как и какими языковыми средствами поставленная цель может быть достигнута. Стратегии этого типа имеют непосредственное отношение к выбору семантических, стилистических и прагматических средств.

Вспомогательные: прагматические, диалоговые, риторические.

Вспомогательные стратегии способствуют достижению коммуникативной цели в  дополнение к основной стратегии.

Прагматические стратегии решают задачи, связанные с созданием  различных дополнительных эмоционально-оценочных  компонентов сообщения и способствуют реализации основной стратегии. Например, в дополнение к стратегии самооправдания в ситуации объяснения с собеседником, который пострадал по вине говорящего, может быть использована стратегия  подчинения, обещания и под.

Диалоговые стратегии призваны осуществлять контроль за организацией диалога - контроль над темой, контроль над инициативой и т.д.

Риторические стратегии связаны  с реализацией техник эффективного общения - привлечение внимания, структурирование текста сообщения и под.

 Коммуникативная цель — стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт: результат этот может обсуждаться как на вербальном, словесном, уровне (например, взять на себя обещание, отказаться, обидеться и т. п.), так и на уровне физических действий (например, уйти на войну, приступить к работе, подать на развод и т. п.). Если в ходе коммуникации действительно могут быть созданы условия для достижения соответствующих результатов во внеязыковой действительности (т. е. я возьму (беру) на себя обещание, я откажусь (отказываюсь), я обижусь (обижаюсь); я уйду (ухожу) на войну, я приступлю (приступаю) к работе, я подам (подаю) на развод и так трагически далее), будем считать, что коммуникативный акт имеет не только коммуникативную цель, но и коммуникативную перспективу, рассматриваемую как возможность вызвать желаемые последствия в реальности. Коммуникативная компетенция есть рабочий набор коммуникативных стратегий, присущих индивиду или группе индивидов.

  1. Понятие коммуникативной тактики. Речевая тактика и коммуникативные ходы.

Коммуникативная тактика рассматривается в качестве совокупности практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия, т. е. коммуникативная тактика, в отличие от коммуникативной стратегии, прежде всего, соотнесена не с коммуникативной целью, а с набором коммуникативных намерений.

Коммуникативное намерение (оно же — коммуникативная задача; эти понятия в учебном пособии не различаются) трактуется в качестве тактического хода, являющегося практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вся совокупность таких практических средств в реальном процессе речевого взаимодействия создает, как сказано, коммуникативную тактику.

 

  1. Коммуникативный акт и референция. Выбор и презентация референта.

(Референция - это содержание сообщения. В осуществлении референции, т.е. в сообщении определенной информации состоит коммуникативная функция языка/речи.)

Под референтом как раз и понимается то, что соответствует слову (языку) на уровне предметной (внеязыковой) действительности.

Референция есть, таким образом, процесс (или результат) соотнесения слова (языка) и предмета (предметного мира), т. е. в конечном счете, построение своего рода «моста» между словом и миром. Референт должен быть представлен и опознан в высказывании, причем желательно, чтобы это было не просто опознание, но такое опознание, которое в дальнейшем дает возможность «орудийно», операционно пользоваться соответствующей областью предметного мира.

Проблему выбора и презентации референта в теории речевых актов традиционно не принято оставлять в стороне. Чаще всего в данной связи обсуждается заинтересованность обеих сторон в акте общения по поводу именно данного референта, причем обсуждается на уровне некоего п остулата: референт должен быть интересен коммуникантам.

 Что касается обнадеживающих коммуникативных стратегий, то они предполагают презентацию референта (интродуктивную референцию) не через область общих речевых действий коммуникантов, но через область частных интересов каждого из них.

Итак, презентация референта  может быть осуществлена тремя способами:

Представление референта  в положительном свете

задает референту благоприятную  среду обитания. Коммуникативная стратегия, предполагающаяся в таком случае, есть коммуникативная стратегия, неконфликтная по отношению к референту (что, однако, может не помешать ей быть конфликтной по отношению к коммуникативной стратегии адресата). Интенция одобрения воплощается в создании следующих коммуникативных актов:

акт пропаганды,         процедура вербовки,

акт агитации,              процедура поощрения,

акт рекламы,               и т. п.

В каждом из этих случаев положительная  интенция стимулирует к принятию референта, т. е. фактически означает приглашение  адресата разделять одобрительное отношение адресанта к предмету взаимодействия.

 

В отличие от первого случая презентация  референта в соответствии с отрицательной интенцией ставит референт в отношения конфликта с говорящим (что опять-таки может не означать конфликта со слушателем, который, предположим, оказывается солидарным с агрессивно настроенным адресантом). При таких обстоятельствах внимание говорящего зафиксировано на тех сторонах предмета, которые заслуживают осуждения, что воплощается в создании коммуникативных стратегий типа:

акт порицания,           процедура отказа,

акт критики,                процедура выговора,

и т. п.

Со всей очевидностью все виды соответствующих  коммуникативных актов направлены на формирование негативных оценок по поводу референта с последующим неприятием его.

Презентация референта в соответствии с конструктивной интенцией фактически означает приглашение к анализу референта «без, гнева и пристрастия», В этом случае коммуникантами осуществляется попытка (слишком часто, увы, тщетная) взвесить все «за» и «против» и сделать некий объективный вывод. Конструктивная интенция предполагает коммуникативные стратегии типа:

акт констатации,      процедура  обсуждения, акт демонстрации        статистическая процедура, признаков,                  процедура анализа

и т. п.

+ В тетради

  1. Правила представления (транспорта) референта в речи.

Правило фокуса

(Ср.: Предмет не «забывается» надолго, между тем как коммуниканты обсуждают проблемы, к собственно предмету отношения не имеющие.)

Этот постулат при транспорте референта  имеет первостепенное значение. В соответствии с ним требуется постоянно держать референт, что называется, в фокусе внимания.

Правило стереоскопии

(Ср.: Предмет не характеризуется односторонне, между тем как другие его стороны вообще остаются вне поля зрения.)

Безусловно, собеседник с большим  коммуникативным опытом в состоянии оценить важность правила стереоскопии: умение постоянно видеть предмет объемным, т. е. в единстве разных его сторон, время от времени концентрируя внимание то на одной, то на другой стороне, обеспечивает порядок в том, что мы, вслед за Аристотелем, обсудили как иерархию «иметь» (единство признаков в составе одного предмета).

Правило панорамы

(Ср.: предмет не берется изолированно, вне его связи с другими предметами данной предметной группы, и с предметами, входящими в другие (смежные) предметные группы.)

Правило панорамы есть правило создания ближайшего контекста. Тот факт, что референт находится в фокусе, отнюдь не означает, что в поле зрения говорящего не попадает ничего другого. «Ближайшее окружение» референта (тоже заряженное им, как уже сказано при обсуждении правила фокуса) видно менее отчетливо, но тем не менее присутствует, и обрывать эти естественные связи референта с соответствующей референтной группой и даже с близлежащими референтными труппами не особенно прагматично.

Правило унитарности

(Ср.: преимущественного права на «владение предметом» в ходе коммуникативного акта не имеет ни одна из сторон.)

Это правило предполагает разговор о равноправии коммуникантов по отношению к референту в условиях коммуникативного акта. Иными словами, ни социальный статус коммуникантов, ни их коммуникативный опыт, ни их осведомленность о положении дел в той или иной предметной области не являются их «привилегиями». Если я приглашен к обсуждению предмета (пусть даже как пассивный слушатель), я уже тем самым обеспечиваю коммуникативному акту возможность состояться, ибо без меня — как второй стороны! — коммуникативный акт все равно не будет иметь места (модель: без нас не начнут).

Правило изоморфизма

(Ср.: предметом не оперируют, искажая его внутреннюю структуру или деформируя его.)

Правило изоморфизма предполагает, что референт и его вербальный эквивалент должны находиться в отношениях соответствия друг другу.

Вопрос о том, насколько такое  соответствие возможно, уже затрагивался нами, так что будем просто исходить из следующего очевидного положения: необходимо создать условия для того, чтобы предмет, представленный посредством слов, давал по возможности адекватное представление о реальном предмете.

Правило фиксирования референта

(Ср.: в ходе разговора не происходит подмены пред-мета другим предметом, даже и подобным ему.)

Данное правило гарантирует  от такой коммуникативной опасности, как неконтролируемая смена темы в ходе коммуникативного акта (о том, что опасность такая действительно ощущается как реальная, свидетельствует признание Г. П. Грайса, заметившего при анализе принципа вежливости, что этот аспект релевантности представляется ему одним из наиболее трудных).

Следует различать естественную, или необходимую, смену темы (например, когда предыдущая «исчерпана» или когда, что бывает, к сожалению, чаще, собеседники зашли в тупик, и т. д.) и смену темы, происходящую неконтролируемо. В первом случае смена темы происходит явным образом, эксплицитно. При этом партнеры по коммуникативному акту полностью отдают себе отчет в том, что тему «пора менять». Во втором случае смена темы, как правило, происходит незаметно для коммуникантов и является следствием некоего незапрограмми-рованного «поворота» в развитии коммуникативного акта (феномен случайной цели и тому подобное).

Именно второй случай интересует нас  применительно к правилу фиксирования референта.

+ В тетради

  1. Способы речевого воздействия. Речевое воздействие и манипулирование.
  2. Понятие эффективной коммуникации. Коммуникативные барьеры.

Эффективность коммуникации – это сложное и многоплановое понятие. Оно охватывает множество явлений и аспектов и может изучаться как с общетеоретической, так и с конкретно-практической точки зрения, т.е. для каждого отдельно взятого вида и уровня коммуникации. Рассмотрим сначала наиболее общее понятие.

Эффективность – это способность давать хороший результат. Близкие к этому понятия: производительность, продуктивность, действенность, результативность. В экономических дисциплинах данное понятие имеет такую трактовку – это максимальный материальный или социальный результат, обеспеченный минимальными затратами. Применяя данные подходы Ф.И. Шарков дает  следующее определение эффективности коммуникации – это отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности и затратами на его получение. Это понятие отражает взаимообусловленность затрат на осуществление коммуникации и получаемого результата при достижении целей коммуникации.

Можно привести  и ряд других определений. Однако разные подходы  к определению эффективности  коммуникации, по сути, выражают одну и  ту же основную мысль: эффективность следует определять как степень соотнесения изначально поставленной цели конечному результату акта коммуникации.

 Вышесказанное составляет содержание  эффективности коммуникации и  может быть конкретизировано  в ходе рассмотрения различных  видов, уровней и форм коммуникации. Конкретизация данного понятия  обусловлена спецификой, прежде  всего, результатов коммуникативных  актов в различных видах коммуникативной  деятельности. Так, основными целями  адресанта массовой коммуникации (СМК) являются: возможность влияния  на общественные процессы, формирование  общественного мнения, соответствующих  взглядов на социальную действительность, на оценку возникающих в обществе  проблем и способов их решения,  информирование, социализация молодежи, мобилизация аудитории на определенные  действия, участие в социальном  саморегулировании и др.

Таким образом, оценка эффективности коммуникации – это необходимое условие и важный фактор управления коммуникативными процессами. Она предполагает выбор критериев и показателей эффективности коммуникативной деятельности и основывается на общем подходе к определению эффективности коммуникации как отношению достигнутого результата к предварительно намеченной цели.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"