Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 22:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Риторика"

Файлы: 1 файл

речевая коммуникация как учебная дисциплина.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

В коммуникативных процессах могут  возникать помехи, мешающие осуществлению  контактов и взаимодействию между  коммуникатором и реципиентом. Они  препятствуют адекватному приему, пониманию, и усвоению сообщений в процессе коммуникативных связей. Данная ситуация отражает одну из важнейших проблем  коммуникации, снижающих ее эффективность, - проблему коммуникативных барьеров.

Под коммуникативным барьером обычно понимают все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

Учесть всю совокупность помех, шумов, мешающих осуществлению коммуникации практически невозможно – они  слишком разнообразны. В каждом виде деятельности – в политике, экономике, культуре и т.д. – присутствуют собственные  барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная - невербальная, устная - письменная, межличностная - групповая – массовая и т.д.) также создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.

Так, в литературе по коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров речевой коммуникации:

Фонетические – невыразительная быстрая или медленная речь, акцент, речь с большим количеством звуков- паразитов и т. п.;

Семантические – различие в системах значений слов;

Стилистические – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения и психологического состояния партнера по общению;

Логические – сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

Все барьеры коммуникации можно разделить на три группы: а) барьеры, обусловленные факторами среды, или физические барьеры коммуникации (акустические помехи, отвлекающая окружающая обстановка, температурные условия, погодные условия); б) технические барьеры (в технической литературе они получили название “шумы”, их источником является сам канал коммуникации – например, телефон, факс); в) “человеческие” барьеры.

Среди “человеческих” барьеров коммуникации можно выделить психофизиологические (заикание, картавость, потеря голоса при простуде, глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.п.), психологические (нервное напряжение, которое может привести к скованности мысли, эмоциональному срыву, провалам в памяти, речевым аномалиям, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей. В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, апатия, депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость) и социокультурные барьеры коммуникации (принадлежностью коммуникантов к различным социальным группам общества, различным языковым, этническим, расовым, возрастным и т.д. сообществам).

  1. Вербальное и невербальное речевое воздействие.
  2. Особенности прямых и косвенных речевых актов.
  3. Принципы построения косвенных речевых актов. Тропы.
  4. Принципы построения косвенных речевых актов. Фигуры речи.
  5. Правила делового этикета, используемые в речевой коммуникации.

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ – это правила поведения в обществе. А так же  эталон делового общения, установленных правил деловой этики, соблюдение которых на заключающем этапе способствуют лучшему взаимопониманию, установлению нормальных деловых отношений в коллективе, а исходя из всего этого и процветанию и стабильности любого дела.

В современном обществе владение деловым  этикетом в большинстве случаев  положительно сказывается на успешности предпринимателя, а соблюдение этики  только сильнее подчеркивает имидж  профессионала в глазах партнеров  по бизнесу. При общении с зарубежными  партнерами, вы просто обязаны знать  правила этикета и их стран, иначе  неверный шаг в разговоре или  при встрече может обернуться значительными потерями в бизнесе.

Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с манерами и формами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении круга деловых людей.

Правила вербального этикета

В деловом разговоре надо уметь  дать ответ на любой вопрос. Даже на простейшие, задаваемые ежедневно  по несколько раз "Как дела?", всегда необходимо помнить о чувстве  меры. Ничего не ответить невежливо; буркнуть "нормально" и пройти мимо тоже невежливо, если не грубо; пуститься  в долгие рассуждения о своих  делах — прослыть занудой. В таких случаях деловой этикет предписывает отвечать примерно следующее: "Спасибо, нормально", "Спасибо, пока жаловаться грех", и в свою очередь поинтересоваться: "Надеюсь, что и у Вас все обстоит нормально?". Такие ответы нейтральны, они успокаивают всех, следуют сложившимся в России нормам: "Не сглазь, когда дела идут хорошо".

В вербальном (словесном, речевом) общении  деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них — "формула поглаживания". Это словесные обороты типа: "Удачи  Вам!", "Желаю успеха", известные  фразы: "Большому кораблю — большое плавание", "Ни пуха, ни пера!" и т.п., произносимые с различными оттенками. Широко применяются такие речевые знаки расположения, как "Салют", "Нет проблем", "0'кей" и т.п.

В речевом этикете деловых людей  большое значение имеют комплименты  — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в  одежде, внешности, сбалансированность поступков партнера, т.е. оценку ума  делового партнера.. Они воодушевляют вашего делового партнера, придают ему уверенность, одобряют. Особенно важно помнить о комплименте, если вы имеете дело с новичком, к тому же потерпевшем на первых порах неудачу.

Деловой этикет предписывает неукоснительное  соблюдение при переговорах правил поведения страны — партнера по бизнесу. Правила общения людей  связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и  традициями. Все это результат  многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или  иного народа. Какие бы ни были традиции, правила поведения, — их приходится выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха. Здесь особенно справедлива  пословица "В чужой монастырь  со своим уставом не ходят". Нередко  надо соблюдать все правила даже в том случае, если они вам не по душе. Интересы дела выше ваших вкусов и пристрастий.

Деловой этикет требует особого  поведения в общении с клиентами. В каждом виде услуг, оказываемых  клиентам, есть свои профессиональные тонкости в поведении. Но всегда надо помнить, что определяет отношения  с клиентами самый главный  принцип: клиент — самый дорогой  и желанный человек в вашем  офисе (магазине, предприятии). Если клиентов много, то обычно стараются в первую очередь обслуживать женщин и  престарелых. Но в любом случае в  работе с клиентами надо быть хорошим  психологом.

  1. Виды связей частей текста. Когезия,проспекция, ретроспекция.
  2. Речевая тактика делового послания. Содержание и оформление резюме.

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"