Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:42, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет синтаксиса. Единицы синтаксиса. Синтаксические связи и отношения.

Предмет синтаксиса. Единицы синтаксиса

Любой язык представляет собой сложную систему, в которой выделяются отдельные подсистемы, или уровни языка. Особой подсистемой является и синтаксический строй. Термин «синтаксис» (с греч. – построение, строй) употребляется в двух значениях: 1) синтаксис языка – это синтаксический строй языка, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических конструкций; 2) синтаксис как наука – это раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 64.57 Кб (Скачать файл)

 

Признаки предложения

 

1. Грамматическая организованность. Чтобы получить предложение, необходимо  грамматически оформить связи  и отношения между словами  и словосочетаниями, используя в  качестве средств связи предлоги  и союзы, изменяя определенным  образом слова.

 

2. Предикативность – отнесенность  содержания предложения к действительности, выраженная синтаксическими средствами.

 

Предикативность выражается в трех основных грамматических категориях предложениях:

 

- синтаксической модальности

 

- синтаксического времени

 

- синтаксического лица.

 

Модальность – это оценка содержания говорящим с точки зрения реальности, достоверности, возможности. Основным модальным значением предложения является реальность – ирреальность как результат объективной оценки содержания говорящим. Значение реальности опирается на формы изъявительного наклонения глагола и на интонацию сообщения. Значение ирреальности передается с помощью глагольных форм повелительного и сослагательного наклонений, интонации вопроса, волеизъявления, а также модальных частиц бы, пусть, пускай. 

5-2 Субъективная оценка  содержания говорящим заключается  в модальных значениях достоверности-вероятности, которые выражаются с помощью  водно-модальных компонентов конечно, вероятно, может быть и т. д. Модальные  значения возможности, долженствования, желательности, невозможности выражаются  специальными лексическими средствами  в составе сказуемого: Отец хотел  вернуться. Отец не мог вернуться. Отец должен был вернуться. Категория  синтаксического времени выражает  отношение высказывания к моменту  речи и опирается на морфологические  глагольные показатели времени. Отношение высказывания к моменту  речи не всегда выражается  в формах определенного времени, оно может быть представлено  как вневременность (Здесь не  пройти), временная обобщенности (Снявши  голову по волосам не плачут), временная неопределенность (Скорее  бы лето). Категория синтаксического  лица указывает на отношение  высказывания или его элементов  к говорящему. Это отношение может  быть представлено как совпадение  субъекта с говорящим, с собеседником  или с третьим лицом. Кроме  того, лицо может быть представлено  неопределенно (Тебя сегодня искали) или обобщенно (От добра добра  не ищут). Синтаксическое лицо  выражается с помощью личных  глагольных форм, личных местоимений, но может получать в предложении  и иное проявление: в выражении  авторства модально-оценочного значения  связки (Книга показалась мне  интересной) или в указании на  то или иное лицо как источник  информации с помощью вводных  компонентов (по-моему, по мнению  многих). 3. Интонация. Благодаря интонации  не только соединения слов, но  и отдельные слова могут приобретать  значение предложения: Зима. Вечер. Только интонацией различаются  основные типы предложений, выделяемые  по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. 

6. Классификация предложений  по структуре, по характеру предикативных  отношений.

 

Классификация предложений по структуре

 

по структуре предложения делятся на простые и сложные.

 

простые предложения 1. Строятся из словоформ и словосочетаний.

 

2. Включают только одно  предикативное сочетание.

 

3. Имеют более простую  семантику.

 

Сложные предложения 1. Строятся из простых предложений.

 

2. Включают не менее  двух предикативных сочетаний.

 

3. Имеют более сложную  семантику.

 

Следует отметить, что, входя в состав сложных предложений, простые предложения теряют интонационную завершенность, нередко изменяют порядок слов, поэтому части СП называют часто не предложениями, а предикативными единицами.

 

Типы предложений по характеру предикативных отношений

 

Утвердительные предложения. В них утверждается то, что высказывается о предмете речи (или мысли). Дождь все усиливался (Шол.).

 

Общеотрицательные предложения имеют следующие структурные признаки:

 

1) наличие частицы не  в составе сказуемого; Жара не  спадала (Шол.).

 

2) наличие слова НЕТ  в роли сказуемого безличных  предложений;

 

Дождя нет.

 

3) наличие частицы ни  в предложениях типа На небе  ни облачка;

 

4) наличие отрицательных  местоимений и наречий в предложениях  типа Не с кем поговорить. Некуда  пойти.

 

В частноотрицательных предложениях отрицание связано со всеми остальными членами предложения (подлежащим, определением, обстоятельством) Не все разлуку побеждают (Симонов). Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца (Л.).

 

Предложения, включающие грамматически оформленное отрицание и утверждение, называются отрицательно-утвердительными. Такие предложения могут быть как простыми, так и сложными Жизнь жива и прекрасна работою, жизнь не бремя, а крылья, творчество и радость… (Вересаев). 

 

7. Функциональная классификация  предложений, классификация предложений  по эмоциональной окраске.

Функциональные типы предл-я 

Пример

 

Повествовательное предложение предназначено для сообщения о событии (ситуации)

 

- реальном (в виде утверждения  или отрицания)

 

- желаемом 

Роняет лес багряный свой убор (П.). Ни в лодке, ни в телеге нельзя попасть сюда (Ахм.).

 

О, если б в небо хоть раз подняться! (М. Г).

 

Частновопросительные предложения строятся при помощи местоименных слов. Имеется некая информация, требующая уточнения места, времени, причины события; эти сведения даются в ответе. 

- Вы где живете? – В  деревне.

 

Общевопросительные предложения оформляются без помощи вопросительных местоимений. Они выражают предполагаемую говорящим информацию в форме высказывания, которую собеседник подтверждает или отрицает в ответе (да, нет) 

- Говорят, ты поешь хорошо? – Да, пою.

 

Невопросительно-утвердительные

 

Невопросительно-отрицательные 

Куда меня только не гоняли за два года плена! (Ш.)

 

К чему стадам дары свободы? (П.)

 

Побудительное предложение предназначено для выражения воли говорящего, направленной на другое лицо. Волеизъявление, побуждение означает, что собеседник (адресат) должен совершить, выполнить действие 

Сюда ко мне поближе сядь, гляди веселыми глазами (Ахм.).

 

7-2

Вопросительно-риторические предложения имеют все элементы вопросительной формы, в том числе и интонационные. Однако они не предполагают ответа, не предназначены для получения информации, а выражают раздумья, сомнения, эмоции 

Куда, зачем стремлюся я? Что мне сулит судьба моя? (П.).

 

Вопросительно-побудительные предложения выражают побуждение (призыв, запрет, предложение, упрашивание) в форме вопроса; ответа они не предполагают. 

Зачем же, зачем вы разрушаете самого себя? Не надо, не надо, умоляю, заклинаю вас (Ч.).

 

 

о эмоциональной окраске выделяют предложения:

 

восклицательные (в них содержание сопровождается выражением чувств говорящего; восклицание передаётся особой интонацией, эмоциональными частицами, междометиями, на письме - восклицательным знаком): Дети, учитесь в школе!

 

не восклицательные (в них говорящий излагает содержание без выражения собственных эмоций): Дети должны учиться в школе. 

9. Общая характеристика  сказуемого и его типов.

 

СКАЗУЕМОЕ – гл. член двусот. П, кот. грамм-ки зависит от подлеж. и утвержд. или отриц. его предикат. признак. Чаще всего сказ. обозн. дей-е: Мальчик пишет, сост-е Мальчик спит, Собств. признак предмета Наш язык велик и могуч, что есть подлежащее Москва- столица России. Как и подл. сказ. соотнос. с предикатом явл. комп-том стр-рной схемы и комп-том акт. членения. При акт. членении, при прям. порядке слов сказ. явл. ремой. По семантике в сказ. различ. а) веществ. знач.-соответст. понятию, опир. на лекс. знач. сл. б)грам. знач. - мод.-врем. знач.,выраж. соответств. ср-вами(лица, числа и тд). Вещ. и грам. знач. в сказ. м. б. выр. совместно в одном комп-те и расчлененно→простоеОн учится и составное Он явл. учащимся. Простое глагольное сказуемое выр. одним сл. м. б. соглас. и несоглас. Соглас.- выр. формами изъяв., повел., сослаг., наклон. При сказ. в форме повел. накл. норма - отсутств. подлежащ. Принеси книгу. Несоглас. м. б. выр. формами: инф-ва А он кричать, глаг. междомет. Он бах по столу. К простым относ. сказ. выраж. глагольн. фразеологизмами Он бил баклуши целый день. Прост. гл. сказ. м. б. осложн-но: 1)глаг. форм., кот утрат. св лекс. знач. Он взял и рассказал 2) частиц. Слезы ТАК и бегут из его глаз 3) повторением глаг. Еду-еду в чистом поле СГС – сост. ю из 2-ух частей: вспом. часть(гр. знач.) и инфинит.(вещ. знач.) В роли вспом. ч. выст.: 1)фазисные гл.(начало, продолж., конец)глаголы-стать, броситься, кинуться. б)модальн. гл. (хотеть, мочь и др), в) глаг. эмоц. сост: любить, бояться и др. г)устойч. гл. соч. с мод. знач. (иметь возможность). Всп. комп-т СГС м иметь двучлен. стр-ру: из связки и имени. Такая вспом. часть м. выр.:1. Кр. прил/прич. с мод. знач.-рад, должен, готов, обязан 2.Сущ. со знач. кач. хар-ки мастер, любитель и тд 3. Слова катег. сост. со знач. модальным или эмоц.-этич. оценки: надо, нужно, плохо, стыдно. Осложн. формы СГС: м. б ослож. за счет вспом. комп.-ов, в кот. сочет. 2гр. знач. фазисн. и модальн. типа. Осн. знач.-в инф-ве. Ее дети могут захотеть учиться Инф-в вход. в сост. сказ.: 1)Если обозн. дей-е подлеж. 2) если примык. к тем разрядам слов, кот. м. б. вспом. частью СГС. СИС – осн. вещ. знач. выр. именем. Грам. роль – связка. Связка указ. на лицо, время, род, накл., а также осущ. связь м\у присвяз. членом и подлеж. 3 вида:. Отвлеч. - гл. быть во всех формах, вып. т-ко грам. ф-цию и полностью утрат. ЛЗ. Полуотвлеч. – гл. с ослабленным ЛЗ: казаться, становиться, стать, сделаться, оказаться. Знаменат. – гл. полным ЛЗ, хар-щие движ. или сост. предмета: жить, сидеть, лежать, родиться. Данные гл. спос. выст. в кач-ве сказ., но в опр. констр. вып. ф-цию связок. Способы выраж. именной части: 1)сущ. в И. п. - выраж. устойч., пост. признак, в Т. п. выраж. непост., врем. признак (когда-то он был парикмахером, а вот теперь стал солдатом); в Р. п. – сущ. лексич. ослаблено и треб. прил. Наш сосед невысокого роста2) полн/кр прил: кр. прил. обознач. непост. качества (осень была дождлива), полн. – пост. (вид у него ужасный); 3) прич. чаще кр. страд. 

9-2 Провода были прорваны); 4) мест. (красота уже не та); 5) числ.(колич.,порядк.) (солдат был не один); 6) нар. (друг  бал навеселе); 7) фраз. соч.(для вас  это темный лес).8)срав. степ. прил. Вася на голову выше меня 9) слова кат. сост.Учиться-интересно10)инф-вДело  художника рождать радость. Осложненные  формы: их отличает как и в  СГС добав. грам. знач. Осложнение  с пом. глаголов или др. форм  с модальн., фазисн. знач. Никто не  умеет так постоянно хотеть  быть любимым.

 

11. Предложения-тождества. Приемы  разграничения подлежащего и  сказуемого. Общая характеристика  второстепенных членов предложения (присловных и приосновных).

 

Второстепенными наз. ЧП, не образ. предик. (грам.) основы, нах-ся за ее пределами. Их наличие очень часто не обязат. в стр-ре П. ВЧП поясняют в том или ином отнош. ГЧП либо др. ВЧП, являясь рапростр-ми П. При этом они м/распр-ть отд. ЧП (присловные ВЧП) или в целом предик. основу и все П (приосновные ВЧП или детерминанты).

 

Определением наз. ВЧП, отнс-ся к слову с предметным знач. и обозн. признак, кач-во/ св-во. Опр. отвеч. на? какой? чей? который? В завис. от хар-ра синт. связи : соглас. и несоглас. Согл-ми наз. О., кот. связ. с поясн. словом по способу соглас., т. е. уподобл. ему в числе и падеже, а в ед. ч. и в роде. Согл. О. выраж.: полн. прил., мест.-прил. (мой труд), порядк. числ. (пятый отряд), прич. (смеющийся чел). Несогл-ми наз. О., кот. связ. с поясняемым сл. по сп-бу упр. и примык. Они выраж.: 1)сущ. в косв. падежах с предл. и без (ручка двери, волосы с проседью); 2) личным мест. 3 л. в форме Р. п., имеющим притяжат. знач. (книга ее); 3) прост. формой сравн. степ. прил. (события крупнее и важнее не бало в истории); 4) нар. (поездка верхом); 5) инф. (желание рассказать); Дополнение как стр-но-семант. комп-т П имеет след. св-ва: 1) явл. ВЧП; 2) обозн. предмет (объект. д-я); 3) выраж. сущ. и мест.; 4) стоит после распр-го слова; 5) связ. с ним спос. управл. (реже – прим.). Осн. f дополнения – обознач. объекта д-ия/сост., и→ они относ. к ЧП, выраж-м сказуемым. Сущ., м. иметь при себе доп. , если сущ. образованы от гл. или соотн. с ними по знач. Доп. со знач. объекта, по отнош. к кот. проявл. тот или иной признак, могут относ. к ЧП, выраж. прил. (мы горды своими достижениями) или нар. (делать незаметно для других). Т. о., доп. относ. к тем ЧП, кот. так или иначе связ. с глаг. Доп.: прямые и косв. Прямое доп. выраж. В. п. без предл. Прямое доп. обозн. объект, на кот. напр. д-ие (он обошел кровать и сел на пол, поджав ноги) распростр-ет переход. глаг. и слова кат. сост. Видно дом. Косв. доп. выраж. формой В. п. с предл., а также формами др. косв. падежей без предл. и с предл. и относ. к глаг.,прил., сущ., кат. сост. Обстоятельство 1) явл. ВЧП;2) обознач. обст-ва; 3) выраж. нар., деепр., паджными и предложно-падежными формами сущ; 4) заним. разн. позиции, чаще всего – постпозицию; 5) связ. опр-мым словом поср-вом прим. и слаб. упр.; 6) обычно подчин. глаг. слову. 

11-2 Обозначая качеств. хар-ку  действ., сост. или признака, а также  усл., сопровожд. их (указ. на причину, время, место и т. д.), обстоятельства % на обст. образа д-я, степ., места, вр., меры, прич., цели, усл., уступ. Обст. обр. д-я обозн. спос. соверш. д-я: как? каким образом? Обст-ва места обозн. место, напр-я где? куда? откуда?. Обст. вр. обозн. вр. дей-я, его продолж-ть  и меру:когда? как долго?. Обст. меры  дают колич. хар-ку дей-я/признака:в  какой мере?. Обст причины указ. на прич. дей-я: почему? отчего? Обст. цели обозн. цель действия:зачем? для чего?. Обст. уступки обозн. факт, вопреки кот. соверш. д-е :несмотря  на что? Детерминанты - сл., кот. относ. ко всему П. в целом. По вечерам←  доктор→ оставался один. Детер-ты  участв. в формир. семант. стр-ры П. , как и все чл. П.→Д-ты дел-ся  на:1)формирующие элементарные осн. семантич. комп-ты Сыну год 2)не  элементарн. сем-кие комп-ты. По значению:1) субъектно-объектные а) м. обозн. субъект  врем. состояния Сыну год б)субъект  желания Ему хочется все знать 2) объектные а)адресата Тебе письмо  б)объект мысли, речи Об этом  ни слова 3) обст-венные а) временное  знач. За 5-летие строится много  нов. зданий б)локальное, простр-ое  знач. В стороне от дороги сторожка  в) причинно-следств. знач. Благодаря  ему дома снова мир г)условия  Песни нет без поэта 

12. Определение. Приложение.

 

Определение – ВЧП, который поясняет слово с предметным значением и обозначает в широком смысле слова признак предмета, непредикативный, конкретизирующий.

 

Семантика:

 

1.  Признак предмета

 

2.  Признак предмета  по действию

 

3.  Признак по материалу.

 

4.  Признак по принадлежности

 

5.  Признак предмета  по месту

 

6.  Признак по времени

 

Определение согласованное – согласуется с определяемым словом в общих для них грамматических категориях и выражается:

 

Прилагательным

 

Причастием

 

Местоимением прилагательным

 

Порядковым числительным

 

Количественным числительным в косвенном падеже.

 

Краткие прилагательные если являются обособленными

 

Определения несогласованные – определения с категориальным значением признака, который связан с определяемым словом по типу управления и примыкания.

 

Модели:

 

косвенный падеж сущ.

 

СЦС

 

Простая сравнительная степень

 

Сост превосходная степень

 

Превосходная срав степень + всп слова «всего», «всех»

 

Инфинитив или инфинитивный оборот.

 

Наречия

 

Притяж мест его, их, ее 

12-2 Приложение

 

Приложение заключает в себе второе наименование предмета, обозначенного определяемым существительным (студент-филолог).

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"