Шпаргалка по риторике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:02, шпаргалка

Описание работы

2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи. Становление риторики , как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Первая - политическая. Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия , логографа - составителя речей. Вторая причина – философского толка.

Файлы: 1 файл

Риторика ответы к экзамену.docx

— 64.98 Кб (Скачать файл)

4. Основная часть. Основная часть может представлять собой повествование (динамичное описание, перечень событий, предшествовавших текущей ситуации); описание (статичный срез, без динамики, обычно это описание интерьера/образа жизни/места происшествия/условий эксперимента и пр.); доказательство (аргументация в пользу тезиса); опровержение (разбор аргументов противника с целью дискредитации); воззвание (эмоциональные доводы, которые могут следовать за рациональными).

5. Заключение.  Итог, резюме._________________________________________________________________________________________

17. Вступление. Виды. Задача.

вступление (обозначение тезиса)- представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения, и потому имеющую в качестве предмета речи одно понятие или образ.

Вступления бывают:

 естественные (автор рассказывает о важности своей темы, может обозначить отдельные ее аспекты);

 искусственные (автор подбирается к обозначению темы издалека, на тот случай, если выдвигаемый им тезис спорен);

 внезапные (автор сразу берет за рога подвернувшегося быка).

Задачи вступления:

привлекать внимание слушателей ("реклама", в соответствии с современной терминологией);

настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи ("вербовка" союзников);

готовить почву для разработки темы (презентация темы).

Однако какая бы из задач введения ни доминировала, назначение этой части композиции было одним и тем же подготовить слушателя/слушателей к восприятию сообщения._____________________________________________________________________

18. Основная часть речи. Методы изложения материала.

Основная часть - применительно в том числе и к классической судебной речи - обычно рассматривалась риторикой как двухэлементная. Такое рассмотрение ее было следствием поисков рациональной и экономной речевой структуры, способной наиболее отчетливо "защищать интересы слушателей", то есть давать им возможность ориентироваться в потоке высказываний.

Основная часть., может представлять собой:

повествование (динамичное описание, перечень событий, предшествовавших текущей ситуации); описание (статичный срез, без динамики, обычно это описание интерьера/образа жизни/места происшествия/условий эксперимента и пр.); доказательство (аргументация в пользу тезиса); опровержение (разбор аргументов противника с целью дискредитации); воззвание (эмоциональные доводы, которые могут следовать за рациональными).

Методы изложения материала.

  1. Дедуктивный метод изложения считался основным методом развертывания сообщения и предполагал движение от общего к частному.
  2. Индуктивный метод изложения предполагал перемещение в структуре речевого целого от частного к общему.
  3. Аналогический метод характеризовался как отдельный метод сопоставление фактов, явлений, событий и проч. в целях перенесения закономерности, выявленной при анализе хорошо изученного объекта.
  4. Стадиальный метод изложения сильно напоминает хронологический метод: построение сообщения, то есть последовательное движение говорящего вперед, без каких бы то ни было ретроспекций ("stadia" переводится с греческого как ступенька, уровень).
  5. Концентрический метод изложения есть метод, когда в задачи говорящего входило осветить лишь одну проблему (группу однородных проблем), вокруг которой и предлагалось построить сообщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Заключение. Виды. Задача.

Заключение - это  Итог, резюме.

Виды:  Суммирующее заключение определялось как подведение итога и формулирование выводов. Это заключение синтетическое.

              Типологизирующсс заключение- это в классическом определении заключение, ставящее сообщение в перспективу или вводящее фон для лучшего его понимания. Перед нами, таким образом, аналитический тип заключения.

               Апеллирующее заключение - в отличие от суммирующего (синтетического) и типологизирующего (аналитического) — представляет собой способ эмоционально покинуть речевую ситуацию.

Дело в том, что каждый из типов вполне может "работать" примени­тельно к любому сообщению. Важно лишь понять, чего именно добивается говорящий в конкретной речевой ситуации. Нет типа заключения, который в том или ином случае было бы "запрещено" использовать, как нет и идеальных типов заключения для сообщений, ориентированных  прежде всего на логику._______________

20. Элокуция. Общая характеристика качеств хорошей речи.

Элокуция * это украшение речи, последний из этапов работы.

Текст, неважно, устный или письменный, должен производить хорошее впечатление.

Хорошая  речь отличается благодаря следующим коммуникативным качествам:

Красота- Текст должен быть эстетически привлекательным.

Богатство – 250 тыс. слов

Точность – текст должен соответствовать тем стандартам, которые предъявляются в среде носителей языка к данному конкретному типу.

Уместность. Текст должен быть в тему, он должен быть рассчитан на конкретную аудиторию.

Выразительность , за счет использования её  средств,  достигается красота.

Законченность._______________________________________________________________________________________________

21. Виды тропов и их использование в речи.

Метафора – употребление слова для обозначения предмета в чем-то сходного с тем, который обозначается основным значением слова; слово или выражение в пере­носном значении, основанном на сходстве, аналогии, контрасте: говор волн, пожар сердца. Иногда метафору называют «сравнением без сло­ва как».

Человек хуже зверя, когда он зверь. (Тагор) Я клавишей стаю кормлю с руки. (Б. Пастернак).

Метонимия – перенос значения по смежности. Обозначаемый предмет наделяется свойствами своего соседа, с которым он тесно связан: шерсть – покров животных и ткань, и одежда из нее; золото и серебро – металлы и медали из них.

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие проявляется путем сопоставления его с другим явлением: «Как щелоч­ка, чернеет переулок» (А.А. Ахматова).

Эпитет – образное определение, подчеркивающее свойства, ка­чества, признаки предмета или явления, придающее ему художествен­ную изобразительность, поэтическую яркость: чистая красота, чудное мгновенье, вольный ветер, золотая осень.

Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: «Редкая птица долетит до се­редины Днепра...» (Н.В. Гоголь); триста лет ничего не ел, сто лет тебя не видел, мне всегда не везет.

Синекдоха – часть вбирает в себя значение целого, которое как бы «додумывается» и воссоздается по одной детали. Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин).

Литота (обратная гипербола) – художественное преуменьшение: мальчик с пальчик.

Аллегория – образное иносказание, выражение чего-либо отвлеченного, какой-либо мысли, идеи в конкретном образе: образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках — богини Фемиды  аллегория правосудия._______________________________

22. Группы и виды риторических фигур.

Группы и виды риторических фигур:

а) фигуры убавления : эллипсис и его разновидности (элизия, зевгма), асиндетон (бессоюзие), апосиопезис (умолчание), просиопезис; б) фигуры прибавления: геминация, полисиндетон (многосоюзие), гомеология и гомеотелевтон, период, эпимона , анафора, эпифора, эпанафора, стык (анадиплозис), кольцо, хиазм; в) фигуры размещения: инверсия, гипербатон, парентеза, парцелляция.

Антитеза – резко выраженное противопоставление понятий или явлений: «Чин следовал ему – он службу вдруг оставил»

Анафора – фигура, в которой один и тот же элемент повторяется в начале каждой конструкции. Выдать чужой секрет – предательство, выдать свой – глупость. (Вольтер).

Градация. Выделяется восходящая и нисходящая градация. Восходящая градация –усиливает эмоциональное и смысловое воздействие предыдущей. Не сломлюсь, не дрогну, не устану, не крупицы не прощу врагам. (О. Бергольц). Нисходящая градация наблюдается, когда идет постепенное ослабление признака.

Повтор. Выделяется повтор синонимов: Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А.Н. Толстой); словесный повтор: Ленин жил, жив и будет жить; повтор однокоренных слов: Экономика должна быть экономной.

Риторический вопрос – это вопрос, не предполагающий в ответе новой информации, говорящий спрашивает о том, что ему уже известно, для него важно, чтобы такой ответ дали себе слушатели. Он не предполагает ответа, но усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: Кому не было восемнадцати лет?

Инверсия – изменение обычного порядка слов. К вам обращаюсь я, друзья мои!

Эллипсис – сокращение, «пропуск» слов: «Я за книжку. Та – бе­жать...» (К. Чуковский).

Многосоюзие – такое построение речи, при котором увеличено число союзов между словами или предложениями: «И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют...» (М.Ю.  Лермонтов).

23. Языковая уместность выступления и функциональные стили

Уместность речи – это такой подбор и организация языковых средств, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения; соответствие структуры речи функциональному стилю, теме, ситуации общения, обстановке речи, составу слушателей. Уместность определяет степень обязательности других качеств  речи.   Например,   в   ситуации   дружеского, непринужденного общения вполне естественна языковая игра, в основе которой лежит намеренное и мотивированное целями говорящего нарушение правильности.

функциональные стили:

Литературно-художественный стиль   Занимает особое положение по отношению к другим стилям, потому что там могут использоваться языковые средства всех других стилей.

Публицистический стиль  Цель – воздействие. Функции: 1. информационная; 2. воздействующая, (информационно-воздействующая). Сфера: СМИ, публичные выступления на общественно-значимые темы (речь на митинге).

Научный стиль Цель – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.

Функция – информативная,  Сфера функционирования – наука, общение между специалистами той или иной области научного знания.

Официально-деловой стиль  Цель – информативная. Функция – сообщение прагматически значимой информации.  Сфера, в которой используется, – обслуживает сферу деловых отношений, стиль учреждений.

Разговорный стиль  Цель – общение.  Функция – обмен информацией, коммуникативная. Сфера, в которой реализуется, – в повседневной жизни, используется в непринужденных беседах со знакомыми людьми (с незнакомыми – смешение стилей).

24. Метафора и тропы сходства

Метафора – (греч.) вид тропа, перенесение свойств одного предмета/явления на другой, по принципу сходства или контраста. Отличается от сравнения тем, что слова «как» «как будто» «словно» и т.п.(сравнение скрытое).

есть бытовые метафоры (наступил вечер),

есть художественные метафоры (неавтоматическое восприятие),

Развернутая метафора – распространяется на все произведение (стихотворение Пушкина «Телега жизни», «стих в прозе» Тургенева «Старуха»)

Реализация метафоры – развертывание ее в буквальном смысле ( улыбка бабочкой выпорхнула на ее лицо, а потом перелетела на зеркало.  Девушка попыталась ее поймать…)

– по типу сходства  ( олицетворение- описание образов в тексте, гипербола-преувеличение , мейозис- некорректное определение, эпитет- художественное определение)______________________________________________________________________________

25. Коммуникативные качества речи

Коммуникативные качества хорошей речи – это система ориентиров, которая помогает исправить речь, сделать ее лучше.

Эти качества названы коммуникативными, так как они должны улучшить общение.

Выделяются следующие коммуникативные качества речи:

точность- речь четкая ничего лишнего ,  чистота- отсутствие слов паразитов, логичность- это соответствие текста законам логики, уместность- соответствует теме сообщения, богатство- 250 тыс., выразительность- (красота) речи – это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности .________________________________________

26. Основные способы речевого воздействия.

Доказывание -  аргументы в подтверждение, Убеждение-  эмоциональное воздействие, Уговаривание – эмоциональное побуждение

Отказаться от своей позиции  и принять точку зрения говорящего., Внушение – воздействие речи на человека без доказательств, внушаемый прямо заимствует чужое мнение, воспринимая его некритически., Просьба – это призыв сделать что-либо  в  интересах говорящего на основе положительного отношения. Принуждение – заставить человека что-нибудь сделать против его воли.

Приказ - заставить человека что-нибудь сделать без противоречий._________________________________________________________

27. Образ оратора. Приёмы взаимодействия с аудиторией.

Образ оратора. Понятие образа  Идеальный образ оратора. Составляющие образа оратора: этос, логос, пафос. Составляющие имиджа оратора:  визуальная  (динамический и статический облик),  текстовая,  событийная. Категория обаяния.

Пафос – поэтапная, последовательность речи.   Логос -  логико-рациональная организация текста и его словесное оформление.

Этос -  это содержание и коммуникативная направленность речи.

Приёмы взаимодействия с аудиторией  :

а) доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса;

б) естественность;

в) раскрепощенность;

г) разговорный стиль изложения;

д) свободные жесты и движения._______________________________________________________________________________

28. Элементы композиции речи. «Закон рамки».

Вступление, Основная часть, Заключение.

«Закон рамки» - фактор края , Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое, оно запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. И наоборот, плохое заключение губит порой отличное выступление. Психологами установлено, что в процессе восприятия человек запоминает лучше всего начало и конец, это действие так называемого закона края. В заключении подводятся итоги сказанному, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания речи. Подготавливая заключение, особое внимание следует уделить последним словам (концовке). Если первые слова призваны привлечь внимание слушателей, то последние – усилить эффект выступления.

Информация о работе Шпаргалка по риторике