Этапы проведения аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению основных этапов и порядку проведения аудиторской проверки.
Актуальность темы определяется тем, что переход всего народного хозяйства страны к рыночной эко¬номике, ускоренное развитие предпринимательства, возникно¬вение новых организационно-правовых форм организаций (ак¬ционерных обществ, обществ с различной ответственностью, производственных кооперативов) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм систе¬мы экономического контроля. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля. От грамотной организации работы аудита зависит не только эффективная деятельность самих аудиторов, но и предприятия (банка) в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
1 Сущность и значение аудита……………………………………………….
1.1 Понятие, необходимость и цели аудита………………………………..
1.2 Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки………………………………………………………………………
2 Организация и порядок проведения внутреннего аудита в
ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК…………………………………………………
2.1 Характеристика деятельности ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК» на рынке банковских услуг Республики Беларусь……………………………….…
2.2 Правила проведения аудиторских проверок в ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК»
2.3 Организация контроля исполнения рекомендаций внутреннего аудита…..
2.4 Подготовки отчета по результатам аудиторской проверки в форме выражения аудиторского мнения……………………………………...
3 Проблемы внутрибанковского аудита на современном этапе, пути его совершенствования………………………………………………..........................
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Получив "Письмо-приглашение" аудиторская фирма принимает решение. В случае положительного решения руководителю предприятия направляется "Письмо-обязательство". При сотрудничестве на основе долгосрочного договора письмо-обязательство направляется клиенту для представления дополнительной информации. Составлением письма-обязательства завершается предплановый этап аудита.

2.Планирование аудита

Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит.

Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности включает:

а) планирование проверки по существу – составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

б) планирование персонального состава, т.е. кто именно проверяет отдельные участки;

в) составление календарного графика проверки, т.е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

Планирование аудита подразделяется на:

-           предварительное планирование,

-           подготовку и составление общего плана и программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после согласия аудитора на выполнение договора. Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности является непрерывным процессом.

Аудитор обязан внести в план проверки необходимые изменения, если:

1.   Заказчик предоставил неточные сведения о положении дел, что привело к изменению узловых позиций проверки.

2.   Обнаружены существенные ошибки, и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры.

3.   Задержки по вине заказчика привели к изменению сроков проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности.

По итогам предварительного планирования аудиторская фирма окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

После написания письма на проведение аудиторской проверки аудиторская организация и предприятие заключают договор на оказание аудиторских услуг.

В аудиторской деятельности используются различные виды договоров: на проведение аудита, на абонентское обслуживание, на консультационно-информационное обслуживание и так далее.

Договор на проведение аудиторской проверки – это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и предприятием. Как и другие договоры предпринимательской деятельности, договор на проведение аудита юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон-участниц (в данном случае заказчика-клиента и исполнителя-аудитора). Однако договор на проведение аудита существенно отличается от других договоров.

Перед подписанием договора аудитору необходимо не только уяснить желание клиента, но и по возможности постараться помочь ему правильно сформулировать свой заказ. Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтность взаимоотношений аудитора с клиентом во многом зависят от качества заключенного договора на проведение аудита.

В договоре необходимо учитывать некоторые особенности аудита. Это обусловлено тем, что аудиторская деятельность специфична и руководство экономического субъекта зачастую не в полной мере понимает суть и содержание аудита.

После предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг начинается подготовка договора: определение трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов и экспертов.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый характер.

В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия договора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.

Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законодательством в области аудита.

Если договор не сопровождается письмом, то в тексте договора должны быть подробно описаны условия будущего сотрудничества, права и обязанности сторон.

Договор оформляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Республики Беларусь. Текст договора должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:

   предмет договора на оказание аудиторских услуг;

   условия оказания аудиторских услуг;

   права и обязанности аудиторской организации;

   права и обязанности предприятия;

   ответственность сторон и порядок разрешения споров;

   стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты.

Наряду с этим текст договора может содержать и другие важные для сторон пункты.

В пункте «Условия оказания аудиторских услуг» должны быть указаны:

-         цель оказания услуг и объект (в частности, при проведении аудита – порядок аудита филиалов и подразделений предприятия, а также его дочерних компаний в случае их наличия);

-         сроки и этапы оказания аудиторских услуг;

-         ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых оказаны аудиторские услуги.

Пункт «Права и обязанности аудиторской организации» предусматривает:

-      неукоснительное соблюдение при оказании аудиторских услуг требований законодательства РБ;

-      самостоятельное определение форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов РБ;

-      проверку любой документации предприятия, необходимой для проведения аудита, а также получение разъяснений и дополнительных сведений по возникшим в ходе проверки вопросам;

-      получение по письменному запросу необходимой для осуществления аудиторской проверки информации от третьих лиц, в том числе государственных органов;

-      отказ от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым предприятием необходимой документации;

-      доступ в систему компьютерной обработки данных;

-      обращение к консультанту или эксперту в случае выявления такой необходимости;

-      распоряжение своей рабочей документацией;

-      необходимость привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;

-      квалифицированное проведение аудиторской проверки и соблюдение конфиденциальности и коммерческой тайны;

-      обеспечение сохранности документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, и неразглашение их содержания без согласия собственника (руководителя) предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РБ.

-      Пункт «Права и обязанности предприятия» предусматривает:

-      получение информации о требованиях законодательства,              касающегося проведения аудита, в том числе являющихся основаниями для замечаний, сделанных аудитором;

-      создание аудитору (аудиторской фирме) условий для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставление всей      необходимой документации, доступ в систему компьютерной обработки информации, а также дача по запросу аудитора разъяснений и объяснений в устной и письменной форме;

-      оперативное устранение выявленных аудиторской проверкой нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

-      отсутствие действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

-      отсутствие давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия.

Пункт «Ответственность сторон и порядок разрешения споров» предусматривает:

-         полноту      и     достоверность      представленной    для   аудита    документации, функционирование системы внутреннего контроля;

-         качество оказания аудиторских услуг в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

-         ответственность за частичное или полное неисполнение обязательств;

-         возможность и необходимость разрешения возникших споров путем переговоров либо в судебном порядке.

-         В тексте договора на оказание аудиторских услуг, в соответствии с пожеланиями сторон по договору, могут быть включены:

-         общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала;

-         примерный календарный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов;

-         общая характеристика применяемых методов проведения проверки;

-         предложения об использовании услуг других аудиторов (аудиторских фирм), независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудиторская организация и предприятие сочтут необходимыми;

-         уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;

-         согласие предприятия на использование результатов, полученных предшествующей аудиторской организацией;

-         описание важнейших ограничений ответственности аудиторской организации;

-         рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению;

-         предложения о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и предприятием;

-         финансовые санкции за просрочку оплаты аудиторских услуг;

-         условия оплаты дополнительных расходов, возникших в ходе проверки.

При составлении договора, предусматривающего оказание сопутствующих аудиту услуг, целесообразно предусмотреть раздел, уточняющий содержание аудиторского задания.

Изменения или дополнительные соглашения прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью.

Также в тексте договора на оказание аудиторских услуг целесообразно предусмотреть:

-      возможность аудитора отказаться от выдачи положительного аудиторского заключения;

-      пункт о сроках предоставления клиентом документов, необходимых для проведения проверки;

-      предоплату заказчика аудиторской фирме – предоплата обеспечивает финансовую независимость аудитора в процессе аудита, устраняет возможность «давления» в процессе проверки со стороны клиента путем угрозы не выплатить вознаграждение за аудит. Обычно предоплата, которую требуют аудиторские фирмы, составляет от 50 до 100%;

-      пункт, обязывающий заказчика оказывать помощь аудитору в ходе проверки (выделение работников для оказания помощи при проведении инвентаризации, предоставление транспорта и гостиницы аудитору в случае необходимости его выезда в командировки и так далее);

-      пункт о предоставлении клиенту дополнительных услуг;

-      пункт о том, что в случае отказа заказчика от договора в одностороннем порядке он обязуется оплатить фактически проделанную работу исполнителя.

Можно также указать сумму значимой ошибки в отчетности, значимость     неточностей, которые необходимо исправить, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, порядок зачета времени, потраченного на аудит, размер ответственности аудиторской фирмы.

Важным моментом при заключении договора на аудиторскую проверку является оценка стоимости аудиторских услуг. Необходимо стремиться к тому, чтобы не занизить и не завысить стоимость услуг, так как и то, и другое зачастую оказывает негативное воздействие на предприятие, особенно если он впервые обращается в данную аудиторскую фирму.

Все имеющиеся в настоящее время в РБ формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг можно условно разделить на следующие группы:

     •    аккордная оплата;

     •    повременная оплата;

     •    сдельная оплата;

     •    комбинированная оплата.

При аккордной оплате сумма оплаты заранее определяется и фиксируется в договоре на проведение аудиторской проверки до ее начала. Некоторые аудиторские фирмы определяют ее произвольно, в зависимости от финансовых возможностей клиента, или, например, в размере годовой зарплаты главного бухгалтера клиента. Но многие отечественные фирмы при оценке стоимости работ поступают следующим образом: за определенную плату к клиенту перед заключением договора направляется аудитор, который знакомится с особенностями деятельности клиента, оценивает ориентировочный аудиторский риск и примерную трудоемкость работы. После этого аудиторская фирма определяет общую стоимость работ и заключает договор с клиентом.

К недостаткам этой формы оплаты относится невозможность обоснованно оценить реальную трудоемкость работы и предусмотреть непредвиденные обстоятельства. Если эти «непредвиденные обстоятельства» в ходе аудиторской проверки резко увеличивают ее трудоемкость, то это неблагоприятно отражается на финансовых результатах проверки для аудиторской фирмы; если же трудоемкость не увеличивается, аудиторская фирма даже выигрывает в финансовом отношении.

Повременная оплата наиболее широко распространена на рынке аудиторских услуг во всех странах. Появление непредвиденных обстоятельств лишь увеличивает трудоемкость и соответственно стоимость работ.

Информация о работе Этапы проведения аудиторской проверки