Этапы проведения аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Администрации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обусловливает необходимость своевременного получения качественной информации о деятельности различных подразделений предприятия.
Цель работы – изучение теоретических особенностей по основным этапам проведения аудита.

Содержание работы

Введение
1. Договор для проведения аудита и его содержание
2. Основные этапы аудита
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основы аудита 7 семестр - Этапы проведения аудиторской проверки.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

- -

Содержание

 

Введение

3

1. Договор для проведения  аудита и его содержание

4

2. Основные  этапы аудита

6

Заключение

14

Список  литературы

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Аудиторская деятельность или аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, и по оказанию сопутствующих аудиту услуг (п.1 ст.1 Закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 г. № 119-ФЗ).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении проверяемого предприятия и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения (п. 3 ст. 1 Закона об аудите)[1, с. 56].

Направлениями деятельности аудита являются:

• аудит банков;

• аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов;

• аудит страховых  организаций;

• общий аудит.

Актуальность обусловлена тем, что в условиях рынка информация о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметом внимания различных пользователей.

Администрации важно  оперативно контролировать ход хозяйственных  процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обусловливает необходимость своевременного получения качественной информации о деятельности различных подразделений предприятия.

Цель работы – изучение теоретических особенностей по основным этапам проведения аудита.

1. Договор для проведения аудита и его содержание

 

Аудит проводится на основании  договора между аудитором (аудиторской организацией) и заказчиком. При составлении договора в нем должны быть предусмотрены предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон. При этом условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Закона об аудиторской деятельности. В договоре должен быть предусмотрен размер дополнительной оплаты аудиторской работы. Бывают случаи, когда в процессе проверки аудитор сталкивается с необходимостью исследовать вопросы, которые не были предусмотрены двусторонним договором между аудиторской организацией и заказчиком. В связи с этим он вправе обратиться к руководству заказчика с просьбой увеличить размер гонорара, но это может вызвать конфликт, чего аудитору (аудиторской организации) следует всячески избегать. Рекомендуется предусмотреть возникновение дополнительной работы в двустороннем договоре. Договор между аудитором (аудиторской организацией) и клиентом может быть по обоюдному согласию изменен, но при этом они должны договориться о новых условиях соглашения. Аудитор не должен соглашаться на изменение договора, если нет на то достаточного обоснования. Например, неполная или неудовлетворительная информация по банковским или иным счетам не дает повода изменения аудиторской проверки на обзорную. Договор между аудитором (аудиторской организацией) и клиентом может быть не только изменен, но и расторгнут. Все зависит от того, кто именно расторгает договор. Если договор заключен годовым собранием акционеров, а расторгает его администрация предприятия, то это незаконно. Во избежание конфликтов в договоре следует предусмотреть, что:

- условием начала работы является перевод заказчиком исполнителю в качестве гарантии аванса в размере 30-50 % предварительно согласованной суммы договора;

- в случае отказа  заказчика от договора в односторонне  порядке он обязуется оплатить фактически проделанную paбoту  исполнителя.

Аудитор и клиент должны согласовывать условия обязательства  в форме договора и письма-обязательства, которому должно предшествовать официальное предложение клиента[2, с. 49-53].

Письмо-обязательство  аудитора своему клиенту документально подтверждает его согласие с поставленной задачей и масштабом аудита, степень его ответственности перед клиентом и форму представления отчета. Письмо-обязательство должно быть передано аудируемому субъекту до начала аудиторской проверки во избежание неправильного понимания принимаемых обязательств. Договор может составляться на  долгосрочное аудиторское обслуживание сроком на один-три года и разовое выполнение каких-то работ, в частности аудиторской проверки. Форма и содержание писем-обязательств могут быть различными в зависимости от запросов клиентов, но они всегда должны включать ссылку на следующее:

  • цель аудита финансовых отчетов;
  • ответственность руководства за достоверность представляемых данных;
  • объем аудита, включая ссылку на действующее законодательство Республики Казахстан, положения или инструкции Палаты аудиторов Республики Казахстан, которых придерживается аудитор;
  • вид заключения, отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской деятельности;
  • указание на то, что в связи с тестовым характером аудита, риска не выявления существенных неточностей или ошибок в учете, присущими любому бухгалтерскому учету и системе внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые неточности могут остаться необнаруженными;
  • обеспечение свободного доступа ко всем записям, документации и любой другой информации, запрашиваемой в связи с аудитом.

Аудитор может также  включить в письмо:

  • соглашения, касающиеся планирования аудита;
  • просьбу о предоставлении ему необходимой письменной информации;
  • просьбу к клиенту подтвердить условия обязательства, с приложением расписки в получении письма-заявки;
  • описание каких-либо других писем или отчетов, которые он предполагает составить для клиента;
  • условия оплаты и исчисление гонорара [2, с. 58].

 

 

2. Основные  этапы аудита

 

 

Основные стадии (этапы) аудита обозначены в разделе 4 «Объем и стадии аудиторской проверки» Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности». Однако этот стандарт не дает полного перечня стадий (этапов) аудита. В данном разделе перечисляются основные мероприятия, проводимые в ходе аудита.

Аудиторская проверка годовой бухгалтерской отчетности состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

  1. Предплановая (преддоговорная) деятельность;
  2. Планирование аудита;
  3. Проверка годовой бухгалтерской отчетности;
  4. Завершение и оформление результатов аудита.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Этап 1. Предплановая (преддоговорная) деятельность

Деятельность  до момента получения заказа на проведение аудита.

Аудит как вид предпринимательской  деятельности связан с необходимостью формирования определенного портфеля заказов, то есть с поиском и выбором клиентов. При формировании портфеля заказов требуется учитывать условия, обеспечивающие доходность аудиторской фирмы, и соблюдать такие основные принципы аудита, как независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность и профессиональное поведение.

Если незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за 2000 год и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату предоставления аудиторского отчета и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки.

Аудиторская этика не допускает связей аудитора с заказчиком, который не обладает безупречной репутацией. В том случае, когда аудитор не знаком с заказчиком и владельцем организации и не уверен в том, что они обладают безупречной репутацией, ему следует выяснить, обладает ли руководство фирмы информацией о заказчике, его учредителях, руководящих органах, ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью, а по возможности и налоговыми декларациями потенциального заказчика за последние три года.

При смене аудитора рекомендуется  поинтересоваться у заказчика  о  причинах  (например: разные точки зрения по ключевым проблемам, не выплачен гонорар, по корпоративным причинам и т.д.). При смене аудитора руководство организации обязано предоставить новому аудитору копии отчетов по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежним аудитором (п.4.12 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита»).

Необходимой предпосылкой предоставления аудиторских услуг является независимая и безупречная деятельность сотрудников аудиторской фирмы.

Принимая заказ аудитор  обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги в заранее определенном заказчиком периоде времени, т.е. проверить следующее:

  • имеется ли необходимое количество квалифицированных сотрудников для выполнения заказа в заранее установленные с заказчиком сроки;
  • Может ли фирма в случае необходимости привлечь к проведению проверки других специалистов (внутренние и внешние возможности).

Аудитор обязан отказаться от предложенного ему заказа, если он не может гарантировать выполнение всех указанных условий.

О проведенных процедурах аудитор составляет рабочий документ (докладную записку), подтверждающий выполнение данных действий.

Кроме того, аудитор должен учесть дополнительные аспекты для оценки степени риска, связанного с выполнением данного заказа:

  • отрасль хозяйственной деятельности заказчика;
  • текучесть сотрудников за последний год;
  • финансовое положение заказчика и возможности преодоления вероятных финансовых проблем;
  • уровень квалификации сотрудников бухгалтерии, финансового отдела и отдела электронной обработки информации, а также соответствие систем бухгалтерского учета;
  • темпы роста производства и их перспективы.

Формирование  перечня предложений аудитора при подтверждении заказа на проведение аудита. Согласие на проведение аудита аудиторская фирма документально подтверждает, направляя клиенту письмо-обязательство, требования к которому регламентированы Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита».

Письмом-обязательством аудиторская фирма подтверждает свое согласие в отношении целей и масштабов аудита, формы представления отчета, степени его ответственности перед клиентом. Письмо-обязательство посылается клиенту до заключения договора во избежание неправильного понимания взятых обязательств.

В соответствии с требованиями указанного стандарта в письме-обязательстве  дается перечень предложений аудитора, который должен содержать обязательные указания:

  • по условиям аудиторской проверки
  • по обязательствам аудиторской организации
  • по обязательствам экономического субъекта

При сотрудничестве на основе долгосрочного договора письмо-обязательство  направляется клиенту для представления дополнительной информации. Составлением письма-обязательства завершается предплановый этап аудита.

Главное содержание деятельности аудитора на первом этапе заключается в сборе и документировании информации, касающейся новых клиентов и ее обновлении по прежним. При этом следует руководствоваться такими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, как «Аудиторские доказательства», «Документирование аудита», «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», «Понимание деятельности экономического субъекта», «Общение с руководством экономического субъекта» [4, с. 87].

Этап 2. Планирование аудита

Предварительное планирование. Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит.

Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности включает:

а) планирование проверки по существу – составление комплекса  вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

б) планирование персонального состава, т.е. кто именно проверяет отдельные участки;

в) составление календарного графика проверки, т.е. когда и  с какими затратами времени будут  проводиться отдельные аудиторские  процедуры.

Планирование аудита подразделяется на предварительное планирование, подготовку и составление общего плана и программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после согласия аудитора на выполнение договора. Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности является непрерывным процессом. Аудитор обязан внести в план проверки необходимые изменения, если:

  • заказчик предоставил неточные сведения о положении дел, что привело к изменению узловых позиций проверки;
  • обнаружены существенные ошибки, и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры;
  • задержки по вине заказчика привели к изменению сроков проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности.

По итогам предварительного планирования аудиторская фирма  окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

Разработка  и составление общего плана аудита.

Информация о работе Этапы проведения аудиторской проверки