Этапы проведения аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению основных этапов и порядку проведения аудиторской проверки.
Актуальность темы определяется тем, что переход всего народного хозяйства страны к рыночной эко¬номике, ускоренное развитие предпринимательства, возникно¬вение новых организационно-правовых форм организаций (ак¬ционерных обществ, обществ с различной ответственностью, производственных кооперативов) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм систе¬мы экономического контроля. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля. От грамотной организации работы аудита зависит не только эффективная деятельность самих аудиторов, но и предприятия (банка) в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
1 Сущность и значение аудита……………………………………………….
1.1 Понятие, необходимость и цели аудита………………………………..
1.2 Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки………………………………………………………………………
2 Организация и порядок проведения внутреннего аудита в
ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК…………………………………………………
2.1 Характеристика деятельности ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК» на рынке банковских услуг Республики Беларусь……………………………….…
2.2 Правила проведения аудиторских проверок в ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК»
2.3 Организация контроля исполнения рекомендаций внутреннего аудита…..
2.4 Подготовки отчета по результатам аудиторской проверки в форме выражения аудиторского мнения……………………………………...
3 Проблемы внутрибанковского аудита на современном этапе, пути его совершенствования………………………………………………..........................
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

- эффективность принятых мер по устранению выявленных нарушений в организации внутреннего контроля по результатам проверок.

Аудиторы при проведении проверки должны осуществлять сбор, систематизацию, анализ, оценку и документирование информации о состоянии объекта аудита в подтверждение результатов проверки.

При проведении проверки аудиторы могут применять контрольные листы, опросники или тесты, аналитические процедуры, заключающиеся в изучении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого подразделения.

В процессе проведения аудита могут применяться следующие аналитические процедуры:

- сопоставление показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности с плановыми (сметными) показателями;

- сопоставление фактических показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за различные периоды;

- сопоставление финансовой и нефинансовой информации;

- сопоставление показателей бухгалтерской и другой отчетности с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством и локальными нормативными правовыми актами банка;

- другие виды аналитических процедур, в том числе учитывающие особенности организационной структуры проверяемого подразделения банка.

Цель применения аналитических процедур:

- выявление неординарных или неверно отраженных фактов и результатов деятельности, определяющих области потенциального риска и требующих особого внимания аудитора;

- выявление фактов искажения финансовой отчетности.

Аудиторы при проведении проверок производят оценку достаточности и эффективности системы внутреннего контроля объекта аудита.

Аудитору необходимо изучить и оценить систему внутреннего контроля и эффективность ее работы. Чем выше уровень надежности внутреннего контроля, тем ниже аудиторский риск. В то же время аудитор не должен в полной мере полагаться на систему внутреннего контроля подразделения Банка.

При проверке системы внутреннего контроля устанавливается совокупность методов и процедур внутреннего контроля, принятых проверяемым подразделением в целях правильного и эффективного функционирования и достижения следующих целей:

1) достоверности и целостности (непрерывности, завершенности и последовательности) информации;

2) соблюдения установленных правил, процедур, актов законодательства, локальных нормативных правовых актов Банка;

3) сохранности имущества;

4) рационального использования имущества и экономного расходования средств, предусмотренных сметой расходов (бюджетом) Банка;

5) выполнения поставленных перед проверяемым подразделением целей и задач.

При оценке состояния внутреннего контроля аудиторы могут применять:

опросники, тесты, контрольные листы;

схемы прохождения документов и проведения проверяемым подразделением контрольных процедур.

Для оценки системы внутреннего контроля и принятия решения, в  какой мере на нее можно полагаться, аудитор должен использовать специальные аудиторские процедуры, называемые тестированием средств контроля.

Тестирование средств контроля может включать в себя проверку:

- наличия четкой структуры управления подразделением Банка и четкого административного контроля;

- соблюдения распределения обязанностей между работниками службы бухгалтерского учета и материально ответственными лицами;

- периодичности кратковременных замен работников службы бухгалтерского учета в связи с отпуском или болезнью;

- возможности появления ошибок, имеющих единичный и случайный характер;

- обеспечения сохранности имущества и документации учреждения банка.

Данный перечень может быть значительно расширен аудитором в зависимости от объемов, условий и специфики деятельности подразделения банка.              В ходе аудиторской проверки аудитор осуществляет процедуры, которые оформляются соответствующей документацией (рабочие документы аудитора).

Рабочие документы являются вспомогательными инструментами при проведении аудиторской проверки и используются при составлении аудиторского заключения как доказательства выполненной работы. Информация, которая включается в рабочие документы, должна быть достаточной, обоснованной, существенной, полезной и обеспечивать прочную базу для подтверждения выявленных фактов и для предоставления рекомендаций.

 

 

2.4 Завершение аудиторской проверки и заполнение рабочего листа с ее результатами

 

 

После проведения анализа предоставленных материалов и документов по каждому разделу проверки аудитором заполняется рабочий документ - рабочий лист, где отражаются основные результаты, включающие в себя результаты оценки риска средств контроля, выявленные нарушения и рекомендации.

Документирование процесса проверки осуществляется в рабочих записях, как правило, в электронном виде (рабочие листы, контрольные листы). При невозможности осуществить документирование в электронном виде рабочие записи ведутся на бумажном носителе.

Доказательства фактов нарушений, недостатков, выявленных в ходе проведения проверки, во избежание их фальсификации в дальнейшем аудиторы должны фиксировать документально в виде копий документов, файлов, если данное требование применимо. 

Аудиторы несут ответственность за полноту документирования процесса проверки и архивирования материалов проверки.

Руководитель рабочей группы проверяющих с целью контроля правильности проведения процедур и полноты охвата проверяемого объекта может знакомиться с рабочими записями членов группы.

По окончании проверки все рабочие документы в систематизированном виде передаются руководителю рабочей группы проверяющих.

По завершении проверки и составления Отчета все рабочие бумаги подшиваются и хранятся вместе с копией Отчета до проведения проверки такого же объема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

3        Проблемы внутрибанковского аудита на современном этапе, пути его совершенствования

 

 

Интерес к внутреннему аудиту в последнее время неуклонно возрастает, что, несомненно, обусловлено рядом объективных причин. Но, в то же время, по мнению отдельных специалистов и менеджеров, для белорусской практики организация внутреннего аудита является делом новым и в силу своей законодательной необязательности ненужным.

              В настоящее время менеджер уделяет очень мало внимания вопросам организации учета и контроля. Организация учета и контроля воспринимается им как оброк, установленный законом, но абсолютно неэффективный и ненужный. До сих пор у значительной части белорусских менеджеров, к сожалению, сохраняются прежние представления о содержании контроля, основанные на прошлом опыте взаимодействия с ревизорами, они понимают аудит исключительно как проверку  бухгалтерской документации и годовой бухгалтерской отчетности. Это обусловлено очень многими причинами:

1) отсутствием у организации какой-либо стратегии развития;              

2) недостаточностью экономического образования у ряда топ-менеджеров компаний;

3) неосознанием всей совокупности потенциальных угроз, стоящих перед организацией в ходе осуществления деятельности;

4) непониманием назначения и роли учета и контроля как инструмента повышения эффективности деятельности организации;

5) отсутствием необходимых теоретических разработок в области методологии и организации внутреннего аудита применительно к белорусским условиям;

6) недостатком нормативных документов по регулированию деятельности внутренних аудиторов и недостаточным уровнем профессионализма аудиторских кадров;

7) понятийной неопределенностью и ассоциацией деятельности внутренних аудиторов в процедурном плане с деятельностью ревизоров различного уровня, внешних аудиторов, ревизионной комиссии.

              Такие представления уже не соответствуют современным требованиям к кадровому потенциалу, современной структуре организации, в которой высока доля умственного труда, уровня ответственности за принимаемое решение.

В связи со значимостью внутреннего аудита в деятельности банков Базельский комитет провел обследование в банках стран, представленных в Базельском комитете, по вопросу организации службы внутреннего аудита в банке. Национальный банк Республики Беларусь полагает необходимым обратить внимание банков на передовую практику по некоторым вопросам деятельности внутреннего аудита, приведенную в данном обследовании.[24]

В банках охват внутренним аудитом является обширным и включает такие основные направления, как система внутреннего контроля, процедуры управления рисками, системы финансовой информации, тестирование сделок и процедур, соблюдение законодательных и нормативных требований, контроль нормативной прибыли и специальные расследования. Руководство банка при решении вопроса о работе с тем или иным аудитором, принимает на себя соответствующий риск. Во-первых, это риск, связанный с профессиональным уровнем подготовки специалиста, имеющимся у него опытом. С целью его минимизации мы предлагаем кроме личного собеседования с кандидатом на должность, разработать в банке с использованием информационных технологий систему внутреннего тестирования кандидата. Во-вторых, риск заниженной либо завышенной оплаты труда.

При организации деятельности службы внутреннего аудита банки придерживаются стандартов Института внутренних аудиторов, в соответствии с которыми она должна оказывать содействие банку в достижении своих целей путем использования системного, упорядоченного подхода к оценке и улучшению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления. При этом особое внимание уделяется оценке рисков. Как показывает передовая практика, официальное заключение по оценке риска служба внутреннего аудита направляет совету директоров (аудиторскому комитету) не реже одного раза в год.

              Однако в то же время, если говорить о внешнем аудите банков по итогам заседания Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, посвящённого аудиту, планируется внесение существенных изменений в правовую базу, регулирующую аудиторскую деятельность. Причиной тому послужили как низкая профессиональная подготовка аудиторов (в частности, отсутствие должного профессионального опыта работы у директоров фирм), так и слабый внутренний контроль качества аудиторских услуг. Эти выводы сделаны небезосновательно, поскольку на основании результатов 78 проверок, проведённых Министерством финансов, лишены лицензий 3 аудиторских фирмы и 4 аудитора - Индивидуальные предприниматели.[24]

              Всё это не может не волновать белорусских аудиторов как внешних, так и внутренних сотрудников СВА и широко ими обсуждаться, в том числе и в печати.

              Почему же возник вопрос о качестве белорусского аудита?

              Практика показывает, что некачественный аудит бывает в следующих случаях:

              1) несоблюдения законодательства, внутренних локальных нормативных правовых актов, регламентирующих работу СВА. Отсутствия внутренних стандартов работы СВА.

1)  когда аудитор из-за недостатка профессионального опыта и по иным причинам не в состоянии предоставить требуемый уровень качества проведения  внутренней проверки;

2)  когда руководство банка не оплачивает время, необходимое для выполнения аудиторских процедур качественно и в достаточном объёме;

              3) личной заинтересованности, которая может возникнуть вследствие финансовых или других интересов аудитора, его ближайших родственников или членов семьи;

              4) близких знакомств, которые могут возникнуть, если в результате близких отношений аудитор начинает с излишним сочувствием относиться к интересам других лиц;

              5) угроз, шантажа, которые могут возникнуть, когда аудитору пытаются помешать действовать объективно, угрожая ему или его близким.

Таким образом, можно утверждать, что реальная трудоёмкость аудита значительна выше, оплачиваемой в настоящее время многими собственниками банков.  Общая стоимость аудита на нашем рынке сильно занижена - и это главная причина, по которой страдает качество.

К обстоятельствам, при которых могут возникнуть угрозы качества аудита в случае близкого знакомства, относятся следующие:

-         работник службы внутреннего аудита находится в родственных отношениях с руководством или иными должностными лицами банка;

-         длительные деловые или дружеские отношения между руководителем, сотрудниками структурных подразделений банка и аудитором, или между аудитором и руководством, собственником банка.

К обстоятельствам, при которых могут возникнуть угрозы шантажа, относятся:

-         угроза увольнения или отстранения от выполнения аудиторского задания;

-         угроза возбуждения судебного разбирательства;

-         давление со стороны руководства, выражающееся в необоснованном снижении объемов выполняемых работ, от которых зависит размер заработной платы.

              Оплата аудиторских услуг - это один из важных вопросов для аудитора и собственника банка. В Республике есть серьёзные наработки по данному вопросу. Белорусскими учёными совместно с аудиторами-практиками создана уникальная экспертная система по оценке трудоёмкости и качества аудита. При  помощи экспертной системы аудиторы, руководство банка могут оценить трудоёмкость каждого проверяемого вопроса, определить план проверки, рассчитать её стоимость. Поэтому нам видится целесообразным  разрабатывать внутреннюю  экспертную систему по оценке трудоёмкости и качеству аудита в банке, привлекая к данной работе начальника СВА, а также внешних специалистов - создателей экспертной системы.

Информация о работе Этапы проведения аудиторской проверки