Этапы аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Аудиторская проверка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Аудиторская проверка состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
1. Предплановая (преддоговорная) деятельность; - назначение руководителя проверки;
Это деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Аудиторская этика не допускает связей аудитора с заказчиком, который не обладает безупречной репутацией.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 30.77 Кб (Скачать файл)

Этапы аудиторской проверки

Аудиторская проверка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Аудиторская проверка состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

        1. Предплановая (преддоговорная) деятельность; - назначение руководителя проверки;

Это деятельность до момента получения  заказа на проведение аудита. Аудиторская  этика не допускает связей аудитора с заказчиком, который не обладает безупречной репутацией. В том случае, когда аудитор не знаком с заказчиком и владельцем организации и не уверен в том, что они обладают безупречной репутацией, ему следует выяснить, обладает ли руководство фирмы информацией о заказчике, его учредителях, руководящих органах, ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью, а по возможности и налоговыми декларациями потенциального заказчика за последние три года.

Гарантии  и обеспечение действительной независимости  сотрудников аудиторской фирмы – предпосылка предоставления независимого аудиторского заключения.

Принимая  заказ аудитор обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги в заранее определенном заказчиком периоде времени, т.е. проверить следующее:

- имеется  ли необходимое количество квалифицированных  сотрудников для выполнения заказа  в заранее установленные с  заказчиком сроки;

- может  ли фирма в случае необходимости  привлечь к проведению проверки  других специалистов (внутренние  и внешние возможности).

Аудитор обязан отказаться от предложенного  ему заказа, если он не может гарантировать выполнение всех указанных условий.

О проведенных  процедурах аудитор составляет рабочий  документ (докладную записку), подтверждающий выполнение данных действий.

Кроме того, аудитор должен учесть дополнительные аспекты для оценки степени риска, связанного с выполнением данного  заказа:

- отрасль хозяйственной деятельности заказчика;

- текучесть сотрудников за последний год;

- финансовое положение заказчика и возможности преодоления вероятных финансовых проблем;

- уровень квалификации сотрудников бухгалтерии, финансового отдела и отдела электронной обработки информации, а также соответствие систем бухгалтерского учета;

- темпы роста производства и их перспективы.

Во время предварительной проверки следует выяснить:

  • правовые основы организации, ее учредительные документы и их соответствие действующему законодательству;
  • в каком состоянии находится система бухгалтерского учета и отчетность, можно ли ее проверить.

Как правило, новая оценка постоянных заказчиков необходима, если:

  1. произошли существенные изменения в составе высшего руководства организации, которые могут повлиять на развитие и политику предприятия;
  2. аудитор и заказчик имеют разные точки зрения и не могут найти компромиссного решения;
  3. имеется уверенность в том, что заказчик умышленно, для того, чтобы ввести в заблуждение аудитора, не предоставляет необходимую для проверки годовой бухгалтерской отчетности информацию;
  4. имеется судебное решение по отношению к заказчику, по руководящим или другим сотрудникам в результате нарушений действующего законодательства;
  5. обнаружено, что руководящие или другие сотрудники заказчика могут совершать действия, ведущие к нарушению действующего законодательства;
  6. участие в деятельности заказчика сотрудников аудиторской компании или иные деловые связи могут повредить объективности и независимости.

Письмом-обязательством, требования к которому регламентированы Правилом (стандартом) аудиторской  деятельности «Письмо-обязательство  аудиторской организации о согласии на проведение аудита», одобренного  Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 25.12.96, протокол №6, аудиторская фирма подтверждает свое согласие в отношении целей  и масштабов аудита, формы представления  отчета, степени его ответственности перед клиентом. В соответствии с требованиями указанного стандарта в письме-обязательстве дается перечень предложений аудитора, который должен содержать обязательные указания:

- по условиям аудиторской проверки:

- объект и цели аудиторской проверки;

- включение в аудиторское заключение мнения о достоверности отчетности филиалов и подразделений;

- законодательные акты и нормативные документы;

- по обязательствам аудиторской организации:

     - форма отчетности о результатах проведенной работы;

- ответственность  аудиторской организации за оказываемые  услуги;

- соблюдение  коммерческой тайны;

- риск  необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля клиента.

- по обязательствам экономического субъекта:

- ответственность  экономического субъекта за полноту  и достоверность представленной  документации бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности;

- обеспечение  свободного доступа к первичным  документам и бухгалтерским регистрам,  компьютерной базе данных и  другой информации;

- получение  подтверждений о состоянии дебиторской  и кредиторской задолженности;

- неоказание  давления на аудиторскую организацию  в целях изменения ее мнения  о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

- а также дополнительные данные:

- общие  сведения об оказываемых услугах,  квалификации персонала, крупных  клиентах, членстве в российских  и международных аудиторских  организациях и союзах;

- примерный  календарный план проведения  аудита и состав аудиторской  группы;

- условия  оплаты;

- предложение  об использовании услуг других  аудиторов, независимых экспертов;

- использование  результатов работы предшествующей  аудиторской организации;

- важнейшие  ограничения ответственности аудиторской  организации;

- рекомендации  по использованию аудиторского  заключения по назначению;

- предложения  о дальнейшем развитии договорных отношений.

Главное содержание деятельности аудитора на первом этапе заключается в сборе  и документировании информации, касающейся новых клиентов и ее обновлении по прежним. При этом следует руководствоваться такими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, как «Аудиторские доказательства», «Документирование аудита», «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», «Понимание деятельности экономического субъекта», «Общение с руководством экономического субъекта».

 

        1. Планирование аудита; - утверждение состава рабочей группы

Планирование - один из важнейших этапов аудита, так  как без разработки общей стратегии  и детального подхода невозможен качественный аудит.

Планирование проверки включает:

а) планирование проверки по существу – составление  комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

б) планирование персонального состава, т.е. кто именно проверяет отдельные участки;

в) составление  календарного графика проверки, т.е. когда и с какими затратами  времени будут проводиться отдельные  аудиторские процедуры.

Планирование аудита подразделяется на:

- предварительное планирование,

- подготовку и составление общего плана и программы аудита.

По  итогам предварительного планирования аудиторская фирма окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

После написания письма на проведение аудиторской  проверки аудиторская организация  и предприятие заключают договор  на оказание аудиторских услуг.

В аудиторской  деятельности используются различные  виды договоров: на проведение аудита, на абонентское обслуживание, на консультационно-информационное обслуживание и так далее.

При разработке общего плана и программы  аудита определяется и стратегия  аудиторской проверки.

На  основании сведений, полученных в  результате сбора информации, во время  предварительного планирования определяются основные позиции для проведения системной проверки.

Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.

На  следующем этапе необходимо определить, по каким участкам проводится системная проверка, по каким – проверка отдельных элементов.

Во  время разработки общего плана проверки необходимо с учетом степени риска определить аудиторские процедуры и для тех позиций годовой бухгалтерской отчетности, которые не подлежат системной проверке.

Разработка  и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Программа аудита представляет собой  детальный перечень аудиторских процедур с указанием периода проверки, исполнителя и рабочих документов.

Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами.

 

        1. Проверка годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; - проведение аудиторской проверки с оформлением рабочих документов аудитора в соответствии с внутрифирменными стандартами

Во  время проверки отчетности члены  аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности:

- сбор и оценка аудиторских доказательств («Аудиторские доказательства»);

- оценка результатов выборки и распространение ее результатов на проверяемую совокупность («Аудиторская выборка»);

- исследование необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности («Аналитические процедуры»);

- проверка достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности («Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»);

- получение и рассмотрение заключения эксперта («Использование работы эксперта»);

- отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов («Документирование аудита»);

- оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур («Существенность и аудиторский риск»);

- установление соответствия финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству («Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»);

- получение доказательств («Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта»);

- проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчетности клиента («Применимость допущения непрерывности деятельности»);

- проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами («Учет операций со связанными сторонами»);

- проведение аудита в среде компьютерной обработки данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);

- оценка риска искажения бухгалтерской отчетности и корректировка проводимых процедур («Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»);

К концу  проверки руководитель аудиторской  группы (проекта) обобщает результаты проверки годовой бухгалтерской  отчетности клиента на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы.

Заявление об ответственности заказчика имеет  очень большое значение для аудитора, поэтому он должен проследить за тем, чтобы заказчик предоставил ему подписанное заявление об ответственности в случае ограничения допуска к информации. Заявление подтверждает, что членам аудиторской группы были предоставлены все необходимые для проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности документы, сведения и информация.

Информация о работе Этапы аудиторской проверки