Анализ и пути совершенствование системы содействия занятости населения (на примере Кемеровского центра занятости)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является: оценка деятельности системы занятости населения; подготовка предложений, направленных на совершенствование деятельности органов занятости.
В соответствии с намеченной целью в работе рассматриваются следующие задачи:
- выявление актуальных проблем в системе содействие занятости населения;
- оценка эффективности работы системы занятости основанная на комплексной оценке статистических и финансовых данных о деятельности системы занятости за 2007 - 2008 годы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты занятости и безработицы
1.1 Сущность и проблемы занятости и безработицы
1.2 Организационно-правовая структура системы содействия занятости населения
1.3 Государственное регулирование рынка труда
1.4 Финансирование мероприятий по содействию занятости населения
2. Социально-экономический паспорт г. Кемерово
2.1 Показатели социального развития г. Кемерово
2.2 Социально-демографические показатели г. Кемерово
2.3 Структура доходов и расходов населения г. Кемерово
2.4 Структура среднесписочной численности населения по видам экономической деятельности
2.5 Промышленный комплекс г. Кемерово
3. Система содействия занятости населения (на примере кемеровского центра занятости)
3.1 Общие положения центра занятости
3.2 Цели и задачи центра занятости населения
3.3 Структура центра занятости населения г. Кемерово
3.4 Характеристика деятельности центра занятости населения
3.5 Основные направления активной политики занятости
3.6 Объем финансирования мероприятий по содействию занятости по г. Кемерово и Кемеровской области на 2009 год
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Д.П. по Кемерову.docx

— 210.28 Кб (Скачать файл)

Подавляющее большинство  — люди среднего возраста. Четверть сотрудников — 40 лет и старше («зрелый возраст»).

У подавляющего большинства сотрудников  высокий уровень образования (96% имеют за плечами техникум или  вуз). Образование, прежде всего вузовское, формирует у человека определенный тип мышления, который необходим учреждению в условиях высокой степени неопределенности социальной и экономической среды.

По своей занимаемой должности  работников службы занятости населения  можно сгруппировать следующим  образом.

директоры центров занятости  населения и их заместители — 12%,

главный бухгалтер, бухгалтера — 32%,

специалисты — 56%.

Состав занимаемых должностей показан на рис. 4.

 

Рисунок 4. Состав занимаемых должностей сотрудников ЦЗН

 

Стаж работы в службе занятости  населения до одного года имеет 10% от одного года до 3 лет 35%, от 3 до 5 лет 40% сотрудников и от 5 лет и более 15% Стаж работы сотрудников отражен на рисунке 5.

 

Рисунок 5. Стаж работы сотрудников  ЦЗН

 

 

Социально-профессиональный состав руководителей и специалистов службы занятости населения в  включает

экономисты, бухгалтеры,

финансисты, товароведы — 17%,

библиотекари, библиографы,

статистики — 14%,

агрономы, зооинженеры,

зоотехники — 30%,

учителя, педагоги — 14%,

инженеры, техники, мастера  — 10%,

юристы, правоведы,

журналисты, психологи,

медицинские работники,

программисты — 10%,

другие – 5%

Социально-профессиональный состав сотрудников центра занятости отражен на рисунки 6.

 

 

Рисунок 6 Социально-профессиональный состав сотрудников ЦЗН

 

Самые значимые качества сотрудника службы занятости, с точки зрения безработных, это — не интеллектуальные интересы, не кругозор, не исполнительность, не коллективизм и даже не психологическая  устойчивость и умение анализировать  статистические данные. Самыми востребованными  у посетителей служб занятости становятся нравственные качества, связанные с отзывчивостью, желанием помочь людям, с умением доходчиво объяснять людям их права, с общительностью, умением контактировать с людьми, со знанием нормативно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере труда, занятости и миграции населения [19]

Самыми востребуемыми профессионалами в службе занятости населения, являются юристы и психологи. Выбор юристов закономерен, если учесть, насколько беззащитно в правовом отношении население.

Выбор психологов так же представляется не просто «данью моде». Здесь сказывается также попытка  опереться на специалистов, способных  оказать поддержку, причем не столько  во внешней социальной среде безработных, сколько внутри сферы профессиональной занятости населения.

Как правило, нужны специалисты  по первичному приему посетителей службы занятости, по анализу и прогнозу ситуации на рынке труда, сбору вакансий рабочих мест в территории, созданию и обслуживанию банка данных этих вакансий, по профориентации и консультированию, организации профессионального  переобучения и переквалификации, психологической  поддержки, адаптации и реабилитации, маркетингу в сфере занятости. [22]

Вместе с тем, все без  исключения сотрудники службы занятости  сами нуждаются в постоянной психологической  поддержке, информационно-коммуникативной  подготовке, «Активная» стратегия способствует формированию убеждения в том, что служба занятости выступает не более чем одним, хотя и важнейшим, помощником для ищущих работу, «пассивная» стратегия в большей степени ориентирует людей на потребительское отношение к такого рода службам.

В процессе формирования и  развития службы занятости населения. г. Кемерово сложилась глубокая потребность в выявлении качественно-количественной основы измерения социальной эффективности деятельности ее сотрудников.

К показателям такой деятельности следует отнести их профессиональную подготовку. Сотрудники службы занятости  населения в нуждаются сегодня  в значительной степени в повышении  квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке. В ряд наиболее значимых условий, необходимых для  того, чтобы стать хорошим специалистом, попадают предложения, связанные в  той или иной степени с совершенствованием профессиональных качеств, получением профессионального образования, овладением необходимыми технологическими навыками в работе, постоянном обновлением  информационной, нормативно-правовой базы, используемыми в своей деятельности [27].

Повышение социально-профессионального  статуса сотрудников службы занятости  населения до уровня государственных  служащих закономерным образом предполагает качественное изменение их профессиональной подготовки и образования.

С учетом важнейших направлений  работы службы занятости населения  среди их сотрудников,, выдвигаются  на первое место такие специальности, как юриспруденция и психология. Это отвечает объективным потребностям в социально-правовой и социально-психологической  помощи и защите граждан, ищущих работу.[27]

 

3.4 Характеристика деятельности центра занятости г Кемерово

 

Ситуация на рынке труда, возникшая в результате финансового  кризиса, вызвала увеличение потока граждан в 2008 г. по сравнению с 2007 г., обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. В результате мер, предпринятых специалистами службы занятости, с начало года удалось снять с учета по различным причинам 8976 чел. Таким образом, статус безработного на конец отчетного года имели 15194. чел. Уровень безработицы, рассчитанный к численности трудоспособного населения, с начала года увеличился до 2%.Показатели отражены в таблице 4 [24;25].

 

Таблица 4. Сводная таблица  основных показателей ЦЗН г.Кемерово за период 2007-2008 гг.

Показатели

2007 г.

В % к имевшим статус

2008 г.

В % к имевшим статус

На начало периода

       

Уровень безработицы

1.4

-

1

-

Имели статус безработного

6445

46,2

2207

33,2

В течение периода

       

Признаны безработными

6779

53,8

12987

66,8

Имели статус безработного

13224

100

15194

100

Сняли с учета, всего

9987

71,0

8976

66,0

В том числе

       

Оформлено на досрочную пенсию

470

0,6

687

1,0

Направлено на профобучение всего

560

6,0

1020

8,7

В том числе безработных

364

32,8

765

26,1

На конец периода

       

Имели статус безработного

2207

29,0

4511

34,0

Уровень безработицы

1,4

-

3.6

-


 

При содействии службы нашли работу 13,5 тыс. человек (на 27% больше, чем год назад). В их числе 11 тыс. человек – безработные.

Большинство нашедших работу клиентов (83%) приняты на постоянное рабочее  место - это 11,2 тыс. человек, что почти  на треть (на 32%) превысило показатель годичной давности.

Остальные получили возможность трудоустроиться  на условиях временной занятости.

В их числе 1 тыс. человек - подростки  в возрасте от 14 до 18 лет, приступившие к временным работам в свободное от учебы время.

В составе участников преобладали  учащиеся общеобразовательных школ, 14% - учащиеся учреждений начального и  среднего профессионального образования, 5% - подростки, состоявшие на учете в  комиссиях по делам несовершеннолетних; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения  родителей.

Возросла численность  трудоустроенных на временные работы клиентов, испытывавших трудности в  поиске работы. В составе безработных, которые воспользовались данной услугой:

- почти треть (31%) – граждане, относящиеся к категории инвалидов, 

- 41% - одинокие или многодетные  родители, воспитывающие несовершеннолетних  детей, детей-инвалидов, 

- 16% – в предпенсионном возрасте;

- 9% – в возрасте от 16 до 18 лет.

Средний период участия во временных  работах составил 1,1 месяца.

В связи с трудоустройством снято  с учета 38% участников оплачиваемых общественных работ (год назад – 48%). Всего участвовало в работах 1,9 тыс. человек (в 1,6 раза больше). Среди  них:

14% - граждане, стремившиеся трудоустроиться  после длительного перерыва в  работе;

7% - впервые ищущие работу, преимущественно  не имеющие профессии (специальности).

Данные по численности  граждан нашедших работу при содействии ЦЗН отражены в таблице 5.

 

Таблица 5

Численность граждан нашедших работу при содействии ЦЗН 

Показатель

человек

% к итогу

2008 г. в % к 2007 г.

2007 г.

2008 г.

2007 г.

2008 г.

Трудоустроено, всего

10652

13494

100

100

127

из них:

         

безработные

7658

10936

85

81

121

Предоставлена работа на условиях:

         

постоянной занятости

8504

11226

80

83

132

временной занятости, всего

2148

2268

20

17

106

из них:

         

- подростки от 14 до 18 лет

1072

975

10

7

91

- граждане, испытывающие  трудности в поиске работы

354

480

3

4

136

- выпускники от 18 до 20 лет

91

84

0,9

0,6

92

- общественные работы (со снятием с учета в ЦЗН)

565

713

5

5

126


 

Следует отметить, что работодатели государственного сектора экономики  снизили подачу вакансий на 13%. Частные  предприниматели меньше подали заявок на 31%.

Муниципальные предприятия  и организации, наоборот, увеличили  количество вакансий, поданных в Центр  занятости.

Ими заявлено 2258 вакансий, что  на 85% больше предыдущего года. Уменьшение количества вакансий от предприятий  и организаций в значительной мере компенсируется вакансиями по общественным работам.

В рамках антикризисной программы, за счет государственной поддержки  за 4 месяца было создано 3129 рабочих  мест для безработных граждан  и более 2 тыс. мест для специалистов, работающих на предприятиях и в организациях города в режиме неполного рабочего дня.

Следует отметить, что вакансии от предприятий и организаций  пользуются большим спросом, чем  вакансии по общественным работам, в  силу их ограниченного разнообразия и низкой заработной платы.

На одну условную вакансию, поданную работодателями, было выдано 2,7 направления, протии 1,4 направления  на одну вакансию по общественным работам.

Тем не менее, у граждан, временно не имеющих работу, сегодня есть выбор.

В настоящее время в  банке данных Центра занятости имеется 3395 вакансий по 395 специальностям от 783 предприятий и организаций всех отраслей и направлений экономической  деятельности на рынке труда г. Кемерово. Банк общественных работ включает более 3 тыс. вакансий.

Ежегодно в конце первого  полугодия рынок труда пополняется  выпускниками профессиональных учебных  заведений и общеобразовательных  школ.

Перед каждым выпускником  профессионального учебного заведения  непременно встает вопрос, как начат  поиск работы по специальности, на приобретение которой потрачено несколько  лет учебы.

Выпускник школы решает другой вопрос, какую профессию выбрать  и как ее выбрать, чтобы она  стала основой карьеры и приносила  удовлетворение.

Центр занятости содействует  в решение важных для молодежи вопросов. Многолетняя практика работы ЦЗН с учебными заведениями выработала систему взаимоотношений, которая  включает адаптационные мероприятия  по вхождению молодого поколения  специалистов в непростые условия  современного рынка труда.

Большое значение Центр занятости  уделяет профориентационным мероприятиям для выпускников общеобразовательных школ.

Особой популярностью  пользуются встречи специалистов ЦЗН  с учащимися, как в стенах учебных  заведений, так и на территории Центра занятости.

Информация о работе Анализ и пути совершенствование системы содействия занятости населения (на примере Кемеровского центра занятости)