Анализ и пути совершенствование системы содействия занятости населения (на примере Кемеровского центра занятости)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является: оценка деятельности системы занятости населения; подготовка предложений, направленных на совершенствование деятельности органов занятости.
В соответствии с намеченной целью в работе рассматриваются следующие задачи:
- выявление актуальных проблем в системе содействие занятости населения;
- оценка эффективности работы системы занятости основанная на комплексной оценке статистических и финансовых данных о деятельности системы занятости за 2007 - 2008 годы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты занятости и безработицы
1.1 Сущность и проблемы занятости и безработицы
1.2 Организационно-правовая структура системы содействия занятости населения
1.3 Государственное регулирование рынка труда
1.4 Финансирование мероприятий по содействию занятости населения
2. Социально-экономический паспорт г. Кемерово
2.1 Показатели социального развития г. Кемерово
2.2 Социально-демографические показатели г. Кемерово
2.3 Структура доходов и расходов населения г. Кемерово
2.4 Структура среднесписочной численности населения по видам экономической деятельности
2.5 Промышленный комплекс г. Кемерово
3. Система содействия занятости населения (на примере кемеровского центра занятости)
3.1 Общие положения центра занятости
3.2 Цели и задачи центра занятости населения
3.3 Структура центра занятости населения г. Кемерово
3.4 Характеристика деятельности центра занятости населения
3.5 Основные направления активной политики занятости
3.6 Объем финансирования мероприятий по содействию занятости по г. Кемерово и Кемеровской области на 2009 год
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Д.П. по Кемерову.docx

— 210.28 Кб (Скачать файл)

- профессиональное консультирование 

- построению плана «профессиональной  карьеры» и его реализации; подбор  сферы профессиональной деятельности  с учетом личных интересов  и склонностей, психофизиологических  особенностей и медицинских показаний;

- психологическая поддержка  - оптимизация психологического  состояния человека посредством  специальных методов, способствующих  разрешению или снижению актуальности  психологических проблем, препятствующих  социально-профессиональной самореализации.

- услуги учащимся - организация  и проведение информационных  массовых мероприятий просветительского  характера, групповых консультаций  превентивного содержания по  оптимизации процесса профессионального  самоопределения и поведения  на рынке труда.

- услуги работодателям  - подбор кадров в соответствии  с заявленными требованиями; повышение  психологической компетентности  персонала; консультирование с  целью профессиональной переориентации  и психологической помощи для  работников, подлежащих увольнению.

Формы услуг:

- индивидуальное консультирование;

- групповые формы работы (информационные консультации, обучающие  семинары, психокоррекционные тренинги);

- профессиональные пробы  лиц с ограниченной трудоспособностью;

- профессиональный отбор  (услуги работодателям);

- массовые мероприятия,  ярмарки учебных мест, дни выбора  профессии (для учащихся общеобразовательных  школ);

- информирование населения  по вопросам профессиональной  ориентации через СМИ и печатную продукцию;

- психологическое сопровождение  процесса профессионального обучения  безработных граждан.

В течение 2006-2008 гг. различными видами услуг воспользовалось 2687 граждан (в том числе: подростки и молодежь, женщины, инвалиды, граждане, уволенные из вооруженных сил и члены их семей, освобожденные из мест лишения свободы, высвобождаемые работники, лица, направляемые на профессиональное обучение, учащиеся образовательных учреждений и работодатели).

Следует отметить, что объем  оказываемых профориентационных услуг сопровождался постоянным увеличением их популярности и востребованности.

Количество граждан воспользовавшихся  профориентационными услугами отражено в таблице 10

 

Таблица 10. Охват профориентационными услугами

Охват профориентационными услугами

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Всего

786

897

1004

в т.ч.:

     

Обязательные услуги безработным  гражданам

675

565

776

Дополнительные услуги:

     

Учащимся

67

387

593

Работодателям (персоналу учреждений и организаций)

-

-

-

Простые услуги по профессиональному  информированию

281

544

765

Сложные услуги:

     

Профессиональное консультирование

123

323

454

Психологическая поддержка

121

155

189


 

В приоритетном порядке профориентационные услуги предоставляются:

- подросткам и молодежи, не имеющей профессии (специальности);

- безработным гражданам,  направляемых на профессиональное  обучения

- лицам с ограниченной  трудоспособностью;

- женщинам, в т.ч. особо нуждающимся в социальной защите;

- гражданам, имеющим длительный  перерыв в трудовой деятельности  и утратившим мотивацию к активному  самостоятельному поиску работы.

Качественное оказание гарантированного законом «О занятости населения  в РФ» комплекса услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке  граждан потребует дополнительного  финансирования для поддержания  соответствующего уровня методического, материально-технического и исполнительского сопровождение

3. Посредничество в трудоустройстве

Формирование банка вакансий осуществляется на основе информации, полученной из письменных и устных (по телефону) заявок работодателей, во время посещения работодателей  специалистами службы занятости, при  непосредственном посещении работодателем  специалистов службы занятости.

Вместе с тем, остаются актуальными проблемы «качества» заявляемых вакансий (низкая заработная плата), сравнительно невысокого удельного веса числа  вакансий, заявленных работодателями в службу занятости (от 30 до 35% по учитываемому кругу предприятий) в их общем  количестве.

Основными причинами, по которым  не все предприятия сообщают о  существующих вакансиях, являются:

- прием на работу граждан,  ранее работавших на данном  предприятии и зарекомендовавших  себя с положительной стороны;

- трудоустройство через  личные контакты;

- определенное недоверие  работодателей к клиентам службы  занятости, среди которых немало  длительно неработающих и уволенных  за нарушение трудовой дисциплины.

В течение 2007-2008 гг. на учете в службе занятости состояло около 20 тыс. чел.

При посредничестве службы занятости подходящую работу нашли  около 24 тыс. чел. кроме того, после  завершения профессионального обучения по направлению службы занятости  трудоустроено 700 человек.

Несмотря на стабильный рост количества заявляемых вакансий и отлаженную технологию работы центра занятости  изменение показателей по трудоустройству  населения носило волнообразный  характер.

Это связано с изменениями  экономической ситуации, уровнем  финансирования активной политики занятости  и колебаниями числа граждан, нуждающихся в услугах службы занятости.

Основными причинами, сдерживавшими  процесс трудоустройства безработных  граждан в этот период, являлись:

- несоответствие профессионально-квалификационной  структуры наличного банка вакансий  составу граждан, желавших трудоустроиться;

- концентрация основной  массы поступивших вакансий в  территориях с небольшой численностью  безработных граждан;

- преобладание в банке  вакансий низкооплачиваемых вакантных  рабочих (должностей);

- временный характер предлагаемой  работы;

- отсутствие у некоторой  части незанятого населения мотивации  к поиску работы 

- социальное иждивенчество.

4. Трудоустройство на временные рабочие места.

К программам временной занятости  относятся:

- общественные работ

- трудоустройство несовершеннолетних  граждан в возрасте от 14-16 лет  в период каникул и в свободное  от учебы время;

- трудоустройство безработных  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите.

Трудоустройство на временные  рабочие места осуществляется в  целях:

- создания условий для  материальной поддержки безработных  граждан в период поиска работы;

- приобщения к труду  несовершеннолетних граждан в  возрасте от 14 до 18 лет, получения ими профессиональных навыков и адаптации на рынке труда;

- обеспечения дополнительных  гарантий занятости для безработных  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите.

5. Организация общественных работ

Одним из направлений активной политики занятости является организация  общественных работ. Служба занятости  населения принимает участие  в организации и проведении общественных работ с 1993 года.

Приоритетным правом на трудоустройство  на общественные работы пользуются: безработные  граждане, не получающие пособия по безработице и безработные граждане, состоящие на учете в органах  службы занятости свыше шести  месяцев.

Общественные работы проводились  в следующих отраслях экономки:

- промышленность и строительство  - 27% от числа участников

- благоустройство и коммунальное  хозяйство - 20%

- органы управления - 15%

- органы дорожной службы - 10%

- сельской хозяйство - 6%.

- социальная сфера - 4%;

- потребительская кооперация - 2%;

- прочие - 16%

Из общей численности  принявших участие в общественных работах составили:

- женщины - 43% (рост в 1,6 раза);

- молодежь - 35% (рост в 1,6 раза);

- лица, имеющие длительный  перерыв в работе - 23% (рост в 1,5 раза);

- граждане предпенсионного возраста - 1,9% (рост в 1,4 раза);

- граждане освобожденные  из мест лишения свободы - 1% (на уровне прошлого года).

За период с 2007-2008 гг. при  содействии центра занятости населения  в общественных работах приняло  участие 1278 чел. из числа незанятых  граждан, С предприятиями и организациями  области заключено 200 договоров на организацию работ. Средняя продолжительность  участия безработных граждан  в общественных работах составляла 2,7 месяца

Наблюдаются тенденции роста  удельного веса участвующих в  общественных работах безработных  граждан, для которых они являются подходящей работой (от 30,% в 2007 г. до 50% в 2008 г.).

Общие финансовые затраты  на организацию и проведение общественных работ в период с 2007-2008 гг. годы составили; из них из средств федерального бюджета – 5188.6 тыс. руб. (65% от общих затрат), средств работодателей – 310,4 тыс. руб. (34%), привлечение средств местных бюджетов было крайне незначительно – 5,6 тыс. руб. (0,6%).

Общественные работы организованы на предприятиях жилищно-коммунального  и лесного хозяйства, в отделах  социальной защиты, администрациях района. Особое внимание уделялось, оказанию помощи больным и престарелым инвалидам, участникам Великой Отечественной  войны, производству сельскохозяйственной продукции в детские дошкольные учреждения.

Основными препятствиями  для более масштабного проведения общественных работ являются:

- недостаточное финансирование  данного направления средств  федерального бюджета;

- отсутствие финансирования  из средств местного бюджета; 

- недостаток средств у  работодателей, готовых принять  участие в организации и проведении  такого вида работ.

Участие в общественных работах  позволяет вернуть в общественное производство 50% безработных граждан  после окончания срока выполнения временных работ; у безработных появляется реальный шанс трудоустройства на постоянное место работы.

6. Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В целях улучшения положения  на рынке труда граждан, особо  нуждающихся в социальной защите, служба занятости ведет работу по организации их временного трудоустройства.

Участие в таком виде работ  позволяет гражданам данной категории: сохранить профессиональные навыки в условиях безработицы, приобрести навыки и стаж работы по специальности (для выпускников учебных заведений), увеличить шансы для дальнейшего  постоянного трудоустройства, повысить доходы на период активного поиска постоянного места работы.

В период 2007-2008 гг. на условиях частичной компенсации расходов работодателей на организацию трудоустройства  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите, трудоустроено 278 чел., из них:

- выпускники начального, среднего и высшего профессионального  образования в возрасте от 16 до 26 лет (программа «Молодежная  практика») – 66 чел.;

- многодетных и одиноких  родителей –112 чел.;

- лиц, предпенсионного возраста –32 чел.;

- лиц, освобожденных из  мест лишения свободы – 25 чел.;

- длительно безработных  граждан – 43 чел.

При организации деятельности по трудоустройству граждан, особо  нуждающихся в социальной защите, на условиях частичной компенсации  расходов работодателям на организацию  их трудоустройства, служба занятости  сталкивается с рядом проблем:

- низкая конкурентоспособность  данной категории граждан на  рынке труда;

Информация о работе Анализ и пути совершенствование системы содействия занятости населения (на примере Кемеровского центра занятости)