Анализ и пути совершенствование системы содействия занятости населения (на примере Кемеровского центра занятости)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является: оценка деятельности системы занятости населения; подготовка предложений, направленных на совершенствование деятельности органов занятости.
В соответствии с намеченной целью в работе рассматриваются следующие задачи:
- выявление актуальных проблем в системе содействие занятости населения;
- оценка эффективности работы системы занятости основанная на комплексной оценке статистических и финансовых данных о деятельности системы занятости за 2007 - 2008 годы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты занятости и безработицы
1.1 Сущность и проблемы занятости и безработицы
1.2 Организационно-правовая структура системы содействия занятости населения
1.3 Государственное регулирование рынка труда
1.4 Финансирование мероприятий по содействию занятости населения
2. Социально-экономический паспорт г. Кемерово
2.1 Показатели социального развития г. Кемерово
2.2 Социально-демографические показатели г. Кемерово
2.3 Структура доходов и расходов населения г. Кемерово
2.4 Структура среднесписочной численности населения по видам экономической деятельности
2.5 Промышленный комплекс г. Кемерово
3. Система содействия занятости населения (на примере кемеровского центра занятости)
3.1 Общие положения центра занятости
3.2 Цели и задачи центра занятости населения
3.3 Структура центра занятости населения г. Кемерово
3.4 Характеристика деятельности центра занятости населения
3.5 Основные направления активной политики занятости
3.6 Объем финансирования мероприятий по содействию занятости по г. Кемерово и Кемеровской области на 2009 год
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Д.П. по Кемерову.docx

— 210.28 Кб (Скачать файл)

Актуальной является задача защиты российского внутреннего  рынка и восстановление весьма ослабленных  в последние годы хозяйственных  связей со странами Содружества независимых  государств (СНГ), формирование единого  экономического пространства на территории стран СНГ. Здесь роль государственных  законодательных и исполнительных органов представляется несомненной. На этих органах лежит и необходимость  разработки законодательных и нормативных  актов, регулирующих трудовые отношения  в новых рыночных условиях, обеспечивающих справедливое вознаграждение за труд в соответствии с его количеством  и качеством, результативностью  и одновременно повышающих ответственность  наемных работников и работодателей  всех форм собственности за выполнение договорных обязательств.

 

1.3 Финансирование мероприятий по содействию занятости населения

 

По соглашению губернатора  Кузбасса с главой Минздравсоцразвития увеличено финансирование из федерального бюджета мероприятий по содействию занятости населения области. Всего теперь к нам в 2009 году на эти цели поступит 1 млрд. 840 млн. рублей. По сравнению с первоначальными цифрами — увеличение на 613 миллионов. Сумма в 307 миллионов рублей, предусмотренная на I квартал, уже поступили в Кузбасс. Средства планируется направить на профессиональное обучение безработных, организацию временных, в том числе и общественных работ, на выплату пособий и стипендий тем, кто получает новую специальность по направлениям службы занятости [36;37].

Увеличение финансирования позволит дополнительно обучить  более трех тысяч безработных  кузбассовцев профессиям, востребованным на рынке труда.

Особенность антикризисных  мер региональной программы состоит  в том, что она затрагивает  не только официально зарегистрированных безработных, но и людей, находящихся  под угрозой увольнения, отправленных в вынужденные отпуска, переведенных на сокращенный трудовой режим.

Для них будут организованы временные и общественные работы, а также опережающее профессиональное обучение, переподготовка, повышение  квалификации.

На эти средства, выделенные и федерального и регионального  бюджетов, планируется организовать опережающее профессиональное обучение 4790 работников в случае угрозы массового  увольнения (установления неполного  рабочего дня, временной приостановки работ, предоставления отпусков без  сохранения заработной платы, мероприятий  по высвобождению работников). для 40 тысяч человек предусмотрена организация общественных работ, временное трудоустройство, стажировка в целях приобретения опыта работы безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.

По мнению разработчиков  программы «Дополнительные мероприятия  по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности  на рынке труда Кемеровской области  на 2009 год» все перечисленные выше меры позволят снизить уровень регистрируемой безработицы в Кузбассе с ранее  прогнозируемого показателя 4,3% до 3,2%.

По поводу трудоустройства, а также возможности переобучения новой профессии, прежде всего, следует  обращаться в государственные «Центры  занятости населения», которые действуют  в городах и районах области. «Прямые» и «горячие» телефонные линии сейчас организованы и в  других кузбасских в чьи обязанности  входит соблюдения трудового право.

Более того, с 1 января 2009 года работодатели обязаны письменно  извещать органы службы занятости о  своем решении приостановить  производство или ввести на нём разного  рода «неполные» режимы работы. Так  велят вступившие в силу поправки в федеральный Закон «О занятости  населения в РФ» [10]. Информация с указанием даты, периода и причин изменений в численности персонала и графике работы вместе с копией соответствующего приказа подается в службу занятости в течение 3-х рабочих дней с момента принятия такого решения. За неисполнение предусмотрена ответственность в виде штрафа.

В 2009 году планируется направить  на переподготовку и повышение квалификации около 5 тысяч работников различных  предприятий и организаций области. По состоянию на 12 марта 2009 г. к опережающему обучению приступили 350 человек по 45 профессиям.

В Кемерово как и в Кемеровской области организуется опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников. Опережающее обучение является мерой содействия занятости и обеспечения защиты от безработицы высвобождаемых работников и работников, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение организуется центрами занятости населения совместно с работодателями и учебными заведениями области до момента расторжения с гражданами трудового договора.

Основными профессиями, по которым  высвобождаемые работники проходят опережающее обучение, являются: электрогазосварщик, машинист

паровых и водогрейных  котлов, стропальщик, аппаратчик формования химволокна, слесарь механосборочных  работ, машинист конвейера, горнорабочий по ремонту горных выработок.

Расходы на организацию опережающего обучения граждан будут оплачены из средств федерального и областного бюджетов [36;37]

Все граждане после успешного  завершения опережающего обучения будут  трудоустроены на предприятия и  в организации области по вновь  полученным специальностям.

 

 

2. Социально-экономический  паспорт г. Кемерово

 

Город Кемерово образован 9 мая 1918 года (27 марта 1932 года согласно Постановлению Президиума ВЦИК переименован из Щегловска в Кемерово). С 1943 года является центром Кемеровской области. С 1995 года является самостоятельным муниципальным образованием, деятельность местных органов самоуправления подчинена Уставу города [36;37].

Город Кемерово – административный центр Кемеровской области, расположен в 3482 км от г. Москвы, на юго-востоке Западной Сибири, в центре Кузнецкой котловины, в северной части Кузнецкого угольного бассейна, на обоих берегах реки Томь в среднем ее течении, при впадении в нее реки Искитим.

Правобережная часть города связана с левым берегом двумя  автомобильными и одним железнодорожным  мостами.

В соответствии с Федеральным  Законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[13] и Законом Кемеровской области  от 17.12.2004 №104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» город  Кемерово имеет статус городского округа.[14]

Географические координаты города Кемерово – 55°14¢ с.ш. и 86°07¢ в.д. Город Кемерово является вторым после города Новокузнецка по численности населения (519,8 тыс. человек) и занимает площадь 27861 га.

Город Кемерово – крупный промышленный, административный и культурный центр Кемеровской области, узел шоссейных и железнодорожных линий. В городе функционирует международный аэропорт. Через город Кемерово проходят автомобильная трасса федерального значения - М-53 «Москва – Иркутск» и железная дорога Топки – Барзас Западносибирской железной дороги. С Транссибирской магистралью железнодорожная станция Кемерово связана через станцию Юрга.

Экономический потенциал  города Кемерово представлен 15557 хозяйствующими субъектами (по состоянию на 1 января 2008 года). Наибольшая доля в объеме отгруженных  товаров собственного производства принадлежит обрабатывающему производству – 63,3%. К базовым видам относятся  производство кокса и нефтепродуктов – 17,6%; химическое производство – 19,4%. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды составляет 28,8%; добыча полезных ископаемых составляет 7,9%.

Город развивается в соответствии с утвержденным генеральным планом и ежегодно утверждаемыми планами  социально-экономического развития.

В настоящее время в  состав города Кемерово входит 5 внутригородских  районов: Заводский, Центральный, Ленинский, Рудничный, Кировский, - а также четыре жилых района, исторически сложившихся  на месте разработки угольных месторождений: Ягуновский, Кедровка, Промышленновский, Пионер.

Основное полезное ископаемое на протяжении десятилетий было представлено углем. Наличие сырья в виде угольных месторождений, запасов огнеупорной  глины, диабара известняка, бутового камня, гравия, леса, удобной промышленной площадки, реки, железнодорожной связи обусловило создание мощного энергохимического комплекса.

В целях определения текущего состояния города Кемерово и выявления  тенденций, сформировавшихся на протяжении последних 5 лет, оценки потенциала муниципального образования и стратегически  важных проблем, рисков, а также возможностей развития города на инновационной основе в долгосрочной перспективе, далее  представлены результаты комплексного анализа социально-экономического развития по основным направлениям и  разделам [36;37].

 

2.1 Показатели социального  развития города Кемерово

 

Данные, характеризующие количественные параметры социальных объектов (среди  них подавляющая часть – муниципальных), по состоянию на 01.01.2008 года представлены в таблице 1 [37]

 

Таблица 1. Основные характеристики социальных объектов г. Кемерово

Социальные объекты г Кемерово

2008 г

Жилищный фонд, тыс. кв. м. (на начало года)

9991

 Детские дошкольные учреждения, ед.

151

Общеобразовательные учреждения, ед.

99

Число вечерних (сменных) общеобразовательных  учреждений, ед.

9

Число учреждений начального профессионального  образования, ед.

13

Число средних специализированных учебных заведений, ед.

17

Высшие учебные заведения (включая  филиалы), ед.

14

Объекты здравоохранения (стационары, фельдшерские пункты, амбулаторно-поликлинические), ед.

151

Число специализированных учреждений для несовершеннолетних

4

Библиотеки, ед.

36

Кинотеатры, ед.

6

Музеи, ед.

4

Театры, ед.

4

Клубные учреждения, ед.

13

Число учреждений спорта, ед.

12

Число учреждений социального обслуживания пожилых градан.

8

Число центров по работе с населением территориальных управлений администрации  города

49


 

Основную часть социальной инфраструктуры составляют объекты  жилищно-коммунального хозяйства, переданные в муниципальную собственность  с балансов промышленных предприятий, в связи с неспособностью и  нерентабельностью их содержания.

В социальной сфере города Кемерово в сравнении с другими  муниципальными образованиями Кемеровской  области имеется значительный потенциал  роста по отдельным показателям. Учитывая то, что в рейтинге рассчитываются данные по 19 городам и 15 муниципальным районам, значения такого показателя, как число зарегистрированных преступлений на 10000 человек населения могут быть признаны неудовлетворительными. Реализация на территории города программы «День Шахтера-2005 в г. Кемерово» позволила осуществить дополнительные вложения средств на перспективу – значительным образом были увеличены расходы на укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы.

В целом за 2008 год на выполнение работ по строительству, реконструкции  и капитальному ремонту объектов жилья и социально-культурной сферы  из городского бюджета выделены средства в сумме 548,6 млн.

 

2.2 Основные демографические показатели

 

Демографическая ситуация в  городе Кемерово характеризуется продолжающимся процессом убыли населения. Среднегодовая  численность постоянного населения  города в 2007 году составила 519,0 тыс. человек.

Определяющим фактором снижения численности остается естественная убыль населения (превышение числа  умерших над числом родившихся), которая, хотя и имеет устойчивую тенденцию к снижению, однако остается достаточно высокой. За отчетный период в городском округе родилось 5 994 человека (105,3% к 2006 году). Число умерших превысило число родившихся на 23,1% (в 2006 году – на 32,7%). Естественная убыль населения снизилась на 25,7% по сравнению с прошлым годом и составила 1 384 человека.

Положительный миграционный прирост остается единственным элементом  замещения естественных потерь населения. За 2007 год он составил 1558 человек.

В 2008 году выросло число  заключаемых браков. Это произошло  на фоне повышения уровня жизни и  доходов населения, что способствует усилению чувства уверенности в  завтрашнем дне. [37]

 

2.3 Структура доходов  и расходов населения г. Кемерово и Кемеровской области

 

Качество жизни населения  является достаточно широким понятием, включающим уровень благосостояния населения, обеспеченность объектами  и условиями качественного удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей жителей в услугах образования, здравоохранения, культурного, жилищного  и транспортного обслуживания, рекреационных  услугах и т.д.

Информация о работе Анализ и пути совершенствование системы содействия занятости населения (на примере Кемеровского центра занятости)