Анализ и пути совершенствование системы содействия занятости населения (на примере Кемеровского центра занятости)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является: оценка деятельности системы занятости населения; подготовка предложений, направленных на совершенствование деятельности органов занятости.
В соответствии с намеченной целью в работе рассматриваются следующие задачи:
- выявление актуальных проблем в системе содействие занятости населения;
- оценка эффективности работы системы занятости основанная на комплексной оценке статистических и финансовых данных о деятельности системы занятости за 2007 - 2008 годы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты занятости и безработицы
1.1 Сущность и проблемы занятости и безработицы
1.2 Организационно-правовая структура системы содействия занятости населения
1.3 Государственное регулирование рынка труда
1.4 Финансирование мероприятий по содействию занятости населения
2. Социально-экономический паспорт г. Кемерово
2.1 Показатели социального развития г. Кемерово
2.2 Социально-демографические показатели г. Кемерово
2.3 Структура доходов и расходов населения г. Кемерово
2.4 Структура среднесписочной численности населения по видам экономической деятельности
2.5 Промышленный комплекс г. Кемерово
3. Система содействия занятости населения (на примере кемеровского центра занятости)
3.1 Общие положения центра занятости
3.2 Цели и задачи центра занятости населения
3.3 Структура центра занятости населения г. Кемерово
3.4 Характеристика деятельности центра занятости населения
3.5 Основные направления активной политики занятости
3.6 Объем финансирования мероприятий по содействию занятости по г. Кемерово и Кемеровской области на 2009 год
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Д.П. по Кемерову.docx

— 210.28 Кб (Скачать файл)

В ходе этих встреч, молодые  люди пополняют свои знания о современном  рынке труда, о популярных профессиях, о возможной помощи со стороны службы занятости, проводятся профориентационные мероприятия.

Например, в Кузбасском техникуме  архитектуры и строительства  прошла встреча на тему: «Овладение смежной профессией – залог успеха».

Участие приняли около 100 выпускников. В Кем ГУ прочитана  лекция: «Методы поиска работы выпускниками в ситуации кризиса».

В Среднетехническом факультете КемТИППа и Кемеровском институте Российского государственного торгово-экономического университета сотрудники Центра занятости выступили с докладами «Ситуация на рынке труда и возможности трудоустройства выпускников».

В рамках фестиваля «Рабочие профессии», проходившем в городе, специалисты по профориентации неоднократно выступали на тему «Рабочие профессии  на рынке труда».

Территориальное и профессиональное несоответствие между спросом на рабочую силу и ее предложением усиливалось  отсутствием требуемого уровня квалификации и стажа работы, существенно ограничивая  возможности претендентов на трудоустройство.

Спрос и предложения на рынке труда отражен в таблице 6.

 

Таблица 6. Спрос и предложения  на рынке труда г.Кемерово

Профессия

Спрос (вакансии)

Предложение (число состоящих на учете)

Строительство

Асфальтобетонщик

50

1

Бетонщик

133

37

Жестянщик

35

2

Кровельщик по рулонным кровлям

130

5

Кровельщик по стальным кровлям

80

0

Маляр

245

46

Отделочник железобетонных изделий

70

1

Облицовщик-плиточник

559

5

Плотник

175

80

Стропальщик

39

10

Столяр

80

24

Штукатур

754

44

Промышленность

Монтажник

74

48

Проходчик

50

7

Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

26

13

Токарь

45

18

Фрезеровщик

20

4

Автотранспорт

Кондуктор

33

15

Слесарь по ремонту автомобилей

65

49

Торговля  и общественное питание

Официант

30

22

Пекарь

54

30

Прочие

Дворник

353

86

Дорожный рабочий

320

44

Рабочий по благоустройству населенных пунктов

60

9

Подсобный рабочий

1779

126

Санитарка (мойщица)

127

61

Слесарь-ремонтник

227

112

Уборщик производственных и служебных  помещений

382

227

Укладчик-упаковщик

70

28

Швея 

39

38

Вакансии, не пользующиеся спросом

Лаборант химического анализа, контролер качества

0

30

Дояр, оператор машинного доения

0

32

Оператор крутильного, мотального оборудования

0

19

Рабочий по уходу за животными

0

23

Ткач, ставильщик

0

42


 

Вместе с тем, заявленные вакансии зачастую не соответствуют ожиданиям  безработных по условиям и оплате труда, отсутствию социальных гарантий и перспектив профессионального  и карьерного роста.

Около 35% вакансий заполнены в течение  одного месяца со дня поступления  их в банк вакансий службы занятости. Средний период существования заявки сократился на 0,4 мес. (до 2,8 мес.).Показатели нагрузки на одну вакансии отражены в таблице 7

 

Таблица 7. Нагрузка на одну вакансию среди клиентов ЦЗН

 

Человек на 1 вакансию

Показатели

2007 год

2008 год

Незанятые клиенты службы занятости, всего

2,1

2,5

 из них:

   

руководители

3,4

2,3

специалисты среднего звена

1,7

2,4

другие служащие

1,9

2,3

рабочие

1,6

2,6


 

В структуре заявок, как  и в прошлом году, преобладали  свободные места для рабочих (79%). Наибольшая доля вакансий приходилась на негосударственный сектор экономики (88%).

Основное количество свободных  рабочих мест (вакантных должностей) было сосредоточено в торговле и  общепите (23%), в строительстве (19%) и в промышленности (16%). В среднем по городу на каждую вакансию претендовали 0,3 человека, ищущих работу.

Сохранились различия между  условиями спроса и предложения  рабочей силы, так как профессиональные качества безработных во многих случаях  не соответствовали предъявляемым  требованиям работодателей, а условия  работы и оплата труда не соответствовали  запросам безработных.

Самый высокий уровень  трудоустройства сохранялся в группе дипломированных клиентов с высшим профессиональным образованием, что  указывает на стабильность спроса на труд высококвалифицированных работников.

Уровень трудоустройства  клиентов с высшим профессиональным образованием % показан в таблице 8 [24;25].

 

 

Таблица 8. Уровень трудоустройства клиентов, %

Категория

2007 г.

2008 г.

Обратившиеся за содействием в  поиске работы, всего

15

19

по категориям:

   

- безработные

15

19

- высвобожденные*

11

15

- выпускники учебных заведений

20

28

- граждане, имеющие длительный (более 1 года) перерыв в работе

9

14

- граждане предпенсионного возраста

8

10

по образованию:

   

- высшее профессиональное

21

27

- среднее профессиональное

16

21

- начальное профессиональное

15

20

- среднее (полное) общее

12

17

- основное общее и неполное  основное общее

16

22


 

В составе безработных жителей  сельской местности [36;37].

сохранился низкий образовательный  уровень - две трети из них не имели  профессионального образования;

сократился на 4 пункта удельный вес  граждан, впервые ищущих работу (до 8%);

увеличилась на 3 пункта доля безработных, стремившихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более  года) перерыва в работе (до 42%).

Во многих сельских населенных пунктах, особенно отдаленных, вакансий практически  нет. В общем числе заявок, поступивших  от работодателей в ЦЗН, вакансии в сельскохозяйственном производстве составляли менее 1%, а предложение  рабочих мест вне аграрной сферы  ограничено.

В условиях постоянного дефицита рабочих  мест для сельчан особое внимание уделяется поощрению инициатив  безработных граждан, связанных  с самозанятостью и организацией различных форм малого предпринимательства.

Возможностью повысить квалификацию или получить востребованную на рынке  труда профессию за счет средств, находившихся в распоряжении ЦЗН, воспользовались 609 сельчан – клиентов службы занятости,

Активной динамикой трудоустройства  способствовало проведение ярмарок  и мини-ярмарок вакансий рабочих  мест.

Количество ярмарок в сравнении  с 2007 г. увеличилось более, чем в три раза; численность посетителей подобных мероприятий в сравнении с показателем периода 2007 г. возросла до 14 тыс. человек. Из общего количества ярмарок вакансий 98% составляют мини-ярмарки, требующие со стороны органов службы занятости минимальных финансовых затрат на свое проведение

Проведение мероприятий по содействию занятости представлено в таблице 9.

 

Таблица 9. Количество ярмарок проведенных  ЦЗН г. Кемерово

Год

Количество проведенных ярмарок, ед.

Количество организаций, принявших  участие в ярмарках, ед.

Количество посетивших ярмарки, ч.

Количество заявленных вакансий, ед.

Количество граждан, получивших направление  на работу. ч.

2007

119

185

5616

2648

1695

2008

380

683

13960

6299

3622


 

Несмотря на посильное  участие службы занятости в регулировании  роста безработицы на рынке труда, удастся лишь частично сдержать потенциальный  рост социальной напряженности в  районе. Уровень зарегистрированной безработицы за 2008 г. увеличится с 1,4 до 3.6% к численности экономически активного населения.

Данный факт будет обусловлен существенным уменьшением финансовых возможностей службы занятости по реализации традиционных мероприятий активной политики в полном объеме, особенно в части трудоустройства молодежи.

Высокий уровень безработицы  сохранится и в последующем.

Таким образом, рынок труда  в ближайшие годы сохранит свои основные характеристики:

- несбалансированность профессионально-квалификационных  составов претендентов и образующихся  вакансий;

- высокая монополизированность экономики, позволяющая работодателям диктовать условия занятости (в частности, уровень заработной платы), которые вынуждены принимать работники

- территориальное несоответствие  спроса и предложения рабочей  силы;

- проблемы с трудоустройством  ряда социально-демографических  групп, сохранение селективного  подхода при приеме на работу  в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия  опыта работы.

Становится достаточно высокий, но с тенденцией к сокращению, спрос  на технических специалистов для  традиционных в области отраслей (угольной, химической)

- возрастет потребность  в специалистах строительства,  за счет развития ипотечного  обслуживания населения;

- сохранится потребность  в специалистах сферы деловых  услуг, предоставляющих новые  средства связи и коммуникаций, деловые, консалтинговые, финансовые  и т.п. услуги;

- останется высокой потребность  в кадрах для сферы услуг  населению: в торговле, туристическом  бизнесе, сфере досуга и развлечений;

- в результате реорганизации  социальной сферы сохранится  потребность в квалифицированных  преподавателях, специалистах медицинского  обслуживания, социальной защиты, психологической помощи и т.п.;

- продолжится промышленная  добыча и переработка метана, будут необходимы специалисты  газовщики (бурильщики, геологи,  монтажники).

Для выполнения социальных задач в области занятости  населения необходим программный  подход, обеспечивающий согласованные  действия всех органов, имеющих отношении  к их решению, а также консолидация финансовых средств по реализации программных  мероприятий, наиболее рациональное использование  этих средств [20].

 

3.5 Основные направления  активной политики занятости

 

1. Информирование населения  о состоянии рынка труда. 

Целью всей информационной деятельности службы занятости является улучшение функционирования рынка  труда путем информирования граждан  и работодателей о ситуации, складывающейся на рынке труда и процессах  происходящих в сфере занятости, о возможности трудоустройства, обучения и переквалификации, о дифференцированном подходе к различным категориям населения.

Информация помогает выявить  проблемы в сфере труда и определить меры в поддержку занятости;

-обеспечивает трудовое  посредничество для различных  категорий населения;

-осуществляет консультативную  деятельность, профориентацию.

Формирование и развитие системы информационной поддержки  государственной политики занятости  населения предполагает направить  на комплексное применение всех доступных  методов информационной деятельности, использование современных информационных сетей.

2. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка граждан

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка  граждан, как один из главных компонентов  активной политики содействия занятости  населения, оказывает непосредственное участие в регулирование занятости

Цель профессиональной ориентации – оптимизация и обоснованность выбора гражданами вида профессиональной деятельности и формы занятости  в соответствии с личными интересами и склонностями, а так же с учетом потребностей рынка труда.

Основные задачи:

- оказание консультационных  услуг безработным и незанятым  гражданам, обратившимся в службу  занятости (обязательные услуги  службы занятости);

- упреждающая консультативная  помощь работающим гражданам,  находящимся под угрозой увольнения (дополнительные услуги службы  занятости);

- информационная и консультативная  помощь работодателям (дополнительные  услуги службы занятости);

- превентивная работа с учащейся  молодежью (дополнительные услуги  службы занятости);

- отработка и внедрение  профориентационного сопровождения учебного процесса и психологической поддержки безработных, направленных на профессиональное обучение на начальном этапе;

Объекты профессиональной ориентации:

- лица, не имеющие профессии  (специальности);

- лица, имеющие профессию (специальность)  и не приступавшие к трудовой  деятельности, или имеющие длительный  перерыв в трудовой деятельности;

- лица, вынужденные в силу  различных обстоятельств выбирать  новую сферу профессиональной  деятельности.

Виды услуг:

- профессиональное информирование - предоставление комплексной информации о состоянии и перспективах рынка труда; особенностях профессий и специальностей и требованиях, предъявляемых ими к личности; условиях, режиме; возможностях получения профессии и специальности; возможностях и перспективах трудоустройства;

Информация о работе Анализ и пути совершенствование системы содействия занятости населения (на примере Кемеровского центра занятости)