Экономическая эффективность повышения качества на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями. Если под словом «транспорт» понимается, прежде всего, процесс перемещения материальных масс и людей в пространстве, то после пищи, одежды и жилища для физического существования человека необходим еще и транспорт. В сущности, без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая-либо другая целесообразная деятельность.

Содержание работы

Исходные данные
Введение…………………………………………………………………………………2
1. Методы стимулирования спроса на грузовые перевозки………………………….6
2. Определение эффективности транспортно – экспедиционных операций………13
3 Выбор транспортно – экспедиторской фирмы на основании определения рейтинга………………………………………………………………………………...22
4. Теория качества транспортной продукции………………………………………..33
4.1. Общие положения………………………………………………………………...33
4.2. Качество транспортного обслуживания пользователей транспорта…………..34
5. Экономическая эффективность повышения качества на транспорте…………...42
5.1. Методика учета вне транспортного эффекта при повышении качества………42
транспортного обслуживания грузовладельцев
6. Определение оптимальных объемов работы и числа центров сервисного обслуживания…………………………………………………………………………..48
7. Определение оптимального места расположения распределительного центра на полигоне обслуживания……………………………………………………………….53
8. Определение тарифов и порогов рентабельности транспортного предприятия..................................................................................................................57
Заключение……………………………………………………………………………..61
Библиографический список…………………………………………………………62

Файлы: 1 файл

курс сервис.docx

— 146.53 Кб (Скачать файл)

 

 

Продолжение таблицы 3.1

12

Количество заключаемых  договоров на ТЭО, дог/год

50

30

100

50

20

13

Возраст подвижного состава (контейнеров), лет

20

15

18

19

16


 

Решение

 

Определение рейтинга фирмы  можно осуществлять с использованием различных критериев. В случае если основным видом деятельности фирмы является оказание транспортно-экспедиторских услуг, такими критериями могут быть следующие:

1. Стоимость услуг,  С.

В нашем примере стоимость услуг можно определить по формуле:

 

                                                                                     (3.1)

 

2. Продолжительность  организации отправки контейнера.

Данный критерий практически  всегда учитывается потребителями  при решении вопроса о выборе ТЭК. Продолжительность организации отправки приведена в исходных данных.

3. Качество предоставленных  услуг.

Этот критерий вводится в  связи с тем, что очень часто низкая стоимость услуг может повлечь за собой снижение качества и убытки, связанные с оплатой неустоек. Большинство фирм ставит на первое место именно этот показатель. Качество услуг в нашей задаче можно оценить с помощью процента случаев несохранной перевозки (исходные данные).

4. Надежность  соблюдения сроков отправки.

Заявленные фирмой минимальные  сроки отправки не являются гарантией  того, что они будут выполнены. Поэтому следует обратить внимание и на надежность их соблюдения.

5. Эффективность  деятельности ТЭК.

Данный критерий не имеет  прямого отношения к заключению договора транспортной экспедиции, однако он оказывает косвенное влияние.

Высокая эффективность деятельности ТЭК может стать дополнительным стимулом к выбору именно этой компании. Низкий уровень этого критерия ставит вопрос о том, следует ли доверять фирме, которая не очень хорошо организовала свою работу.

Эффективность деятельности фирмы определим как ее рентабельность по формуле:

 

                                                                                           (3.2)

 

где Д− доходы фирмы, тыс. руб./год;

      R − расходы фирмы, тыс.руб./год.

6. Финансовая  независимость.

Этот критерий характеризует  зависимость фирмы от внешних  займов.

Он также не оказывает  прямого воздействия на заключение договора ТЭО, но учитывается потребителем, т. к. чем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Финансовая независимость говорит о возможности стабильной работы фирмы в различных кризисных ситуациях, когда необходимо погашать кредиты.

Оценку финансовой независимости  фирмы можно выполнить с использованием «коэффициента автономии»

 

                                                                                                      (3.3)

 

где − кредиторская задолженность, тыс. руб.;

      − собственные средства, тыс. руб.

7. Опыт работы.

Данный критерий не является однозначным, т. к. наличие опыта не всегда свидетельствует о лучшей работе фирмы. Молодые перспективные компании могут работать более эффективно, чем те, которые уже упрочили свое положение на рынке. Фирмы с большим стажем работы лучше знают рынок и могут предложить клиенту наилучшие варианты оказания услуг. Опыт работы оценим временем работы фирмы на рынке, которое приведено в исходных данных.

8. Производственные  мощности.

Ситуация на современном  рынке услуг такова, что компании-операторы, т. е. компании, имеющие свой подвижной состав и парк контейнеров, являются более устойчивыми, менее зависимыми от наличия или отсутствия его у основного перевозчика.

Величиной данного критерия будем считать суммарную грузоподъемность подвижного состава фирмы (исходные данные).

9. Современность  подвижного состава.

Этот критерий играет не последнюю роль в обеспечении доставки груза в надлежащем состоянии в указанные сроки, т. к. вагоныи контейнеры, которые находятся в эксплуатации в течение длительного времени, могут стать причиной порчи или потери груза.

Средний возраст подвижного состава и контейнеров фирм приведен в исходных данных. В случае отсутствия у фирмы собственных вагонов или контейнеров, можно считать, что этот критерий равен среднесетевому значению плюс 10 (учитывается возможность отсутствия подвижного состава на станции отправления).

10. Популярность.

Этот критерий очень часто  играет большую роль не только при  выборе ТЭК, но и при выборе других услуг и товаров. Как правило, потребители склоняются к выбору того товара или того поставщика, который им известен и которым пользуется большинство. Безусловно, неизвестные, плохо рекламированные фирмы могут предлагать лучшие товары и услуги, но многие будут относиться к ним с недоверием.

Популярность можно оценить  количеством договоров, заключенных  ТЭК за год.

 

Определение рейтинга компаний с использованием метода экспертных оценок

 

Значимость или вес  каждого критерия для рейтинга фирмы определяется с использованием метода экспертных оценок следующим образом:

1. Составляется рабочая  анкета, форма которой приведена  в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 – Форма рабочей  анкеты

Наименование критериев  Ранги критериев

 

1. Стоимость у слуг

 

2. Продолжительность организации  отправки

 

3. Качество услуг

 

4. Надежность сроков отправки

 

5. Эффективность

 

6. Финансовая независимость

 

7. Опыт работы

 

8. Производственные мощности

 

9. Современность подвижного  состава

 

 

2. Выполняется опрос экспертов.

Если несколько критериев  имеют одинаковую значимость, то им можно присвоить одинаковые ранги.

3. Обработка результатов  опроса.

Сумма всех рангов в каждой анкете должна быть равна сумме чисел  натурального ряда от 1 до n, т. е.

 

                                                                                          (3.4)

 

где m − число экспертов;

       n − число критериев в анкете.

Это требование выполняется, если критериям, имеющим одинаковые ранги, присвоить дробный ранг, численно равный среднему значению мест, на которые были поставлены указанные критерии, т. е.

 

                                                                            (3.5)

 

где − места в натуральном ряду, которые заняли критерии с одинаковыми рангами;

         а − число критериев, имеющих одинаковый ранг.

Результаты опроса пяти экспертов  приведены в таблице 3.3.

Так как критерии, имеющие  одинаковые ранги отсутствуют, в данном случае нормирование рейтингов не производится.

Мерой согласованности мнений экспертов служат коэффициенты конкордации (W) и статистический критерий ().

 

Таблица 3.3 – Результаты опроса экспертов

 

 

п/п

 

 

Наименование критерия

Ранги, присвоенные экспертами,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Стоимость услуг

10

9

10

10

7

46

18,5

342,25

0,167

2

Продолжительность организации  отправки

7

6

8

5

10

36

8,5

72,25

0,131

3

Качество услуг

9

10

6

7

9

41

13,5

182,25

0,149

4

Надежность сроков отправки

6

4

2

6

6

24

3,5

12,25

0,087

5

Эффективность

4

8

7

1

5

25

2,5

6,25

0,091

6

Финансовая независимость

3

5

3

4

2

17

10,5

110,25

0,062

7

Опыт работы

2

1

4

3

4

14

13,5

182,25

0,051

8

Производственные мощности

8

7

5

8

3

31

3,5

12,25

0,113


 

 

Продолжение таблицы 3.3

11

 

            2

 

3

44

55

66

77

88

99

 

10

111

9

Современность подвижного состава

1

3

1

2

1

8

19,5

380,25

0,029

10

Популярность

5

2

9

9

8

33

5,5

30,25

0,12

 

Итого

55

55

55

55

55

275

99

1330,5

1


 

Коэффициент конкордации  определяют в следующем порядке:

1. Вычисляют среднюю по  всем критериям сумму рейтингов  по формуле (3.4):

                                     = = 27,5

 

2. Рассчитывают отклонение  суммы рангов каждого фактора от средней суммы,

 

                                                                               (3.6)

 

3. Определяют сумму квадратов  отклонений по всем критерием:

 

                                                         (3.7)

 

4. Коэффициент конкордации  вычисляют по формуле Кендалла:

 

                                                                                          (3.8)

 

Расчеты приведены в таблице 3.3.

Коэффициент конкордации  оценивает согласованность мнений (согласие) экспертов.

Коэффициент может меняться от 0 до 1, причем его равенство единице  означает, что все эксперты дали одинаковые оценки по данному критерию, а равенство нулю означает, что связи между оценками, полученными от различных экспертов, не существует.

В практических расчетах, связанных  с оценкой деятельности экспедиторских фирм, при W ≥ 0,36 можно считать, что мнение экспертов совпало не случайно.

В случае, когда нескольким критериям присвоены одинаковые ранги, расчет коэффициента конкордации производится по формуле:

 

                                                                             (3.9)

 

где                                                                                               (3.10)

 

 – число одинаковых рангов в j - м ряду.

Статистический критерий с ν = n – 1 степенями свободы рассчитывается по формуле:

 

                                                                                           (3.11)

 

В случае совпадения некоторых рангов – распределение определяют по формуле:

 

                                                                          (3.12)

 

Значения доверительной  вероятности Р принимаются равными 0,95–0,99 (т. е. уровень значимости q равен 5 % или 1 %).

 

5·9·0,645=29,03

 

Вычисленное значение сравниваем с табличным значением (таблица 3.4).

 

Таблица 3.4 – Значения

q %

Число критериев

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

6,8

9,2

11,3

13,3

15,1

16,8

18,5

20,1

21,7

23,2

5

3,8

6,0

7,8

9,5

11,1

12,6

14,1

15,5

16,9

18,3


 

Величина критерия, рассчитанная по формулам (3.11), (3.12) должна быть больше табличного значения, т. к. в этом случае с вероятностью Р можно утверждать, что существует определенная согласованность экспертов относительно критериев, оцениваемая рассчитанным коэффициентом конкордации.

В качестве уровня значимости выбираем уровень 5 % (q = 5 %).

Если  , согласованность мнений экспертов считается достаточной. В нашем случае 29,03>18,3. (свои значения)

Информация о работе Экономическая эффективность повышения качества на транспорте