Экономическая эффективность повышения качества на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями. Если под словом «транспорт» понимается, прежде всего, процесс перемещения материальных масс и людей в пространстве, то после пищи, одежды и жилища для физического существования человека необходим еще и транспорт. В сущности, без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая-либо другая целесообразная деятельность.

Содержание работы

Исходные данные
Введение…………………………………………………………………………………2
1. Методы стимулирования спроса на грузовые перевозки………………………….6
2. Определение эффективности транспортно – экспедиционных операций………13
3 Выбор транспортно – экспедиторской фирмы на основании определения рейтинга………………………………………………………………………………...22
4. Теория качества транспортной продукции………………………………………..33
4.1. Общие положения………………………………………………………………...33
4.2. Качество транспортного обслуживания пользователей транспорта…………..34
5. Экономическая эффективность повышения качества на транспорте…………...42
5.1. Методика учета вне транспортного эффекта при повышении качества………42
транспортного обслуживания грузовладельцев
6. Определение оптимальных объемов работы и числа центров сервисного обслуживания…………………………………………………………………………..48
7. Определение оптимального места расположения распределительного центра на полигоне обслуживания……………………………………………………………….53
8. Определение тарифов и порогов рентабельности транспортного предприятия..................................................................................................................57
Заключение……………………………………………………………………………..61
Библиографический список…………………………………………………………62

Файлы: 1 файл

курс сервис.docx

— 146.53 Кб (Скачать файл)

 

где – объем перевозки грузов по схеме «от двери до двери», организованный одним оператором-перевозчиком или экспедитором, тыс. т;

 

– уровень качества транспортного сервиса для пользователей в начальных и конечных пунктах :

 

                                                                                          (4.10)

 

где – соответственно объем транспортного сервиса и дополнительных услуг для пользователей фактических и по установленным стандартам и нормативам;

 

– уровень оперативности, информированности и культуры обслуживания пользователей железнодорожным транспортом при оформлении заявок на перевозки, провозных документов и договоров, связанных с перевозкой грузов:

 

                                                                                        (4.11)

 

где – среднее минимально необходимое и фактическое время обслуживания (оформление документов) в i-й инстанции дороги;

 – нормативное и  фактическое количество инстанций,  участвующих в

оформлении перевозки  грузов по железной дороге с участием клиентуры;

 

– уровень правовой и материальной ответственности  транспорта за нарушение стандартов и гарантий качества транспортного обслуживания :

                                                                                         (4.12)

 

где – нормативная величина выплат железной дорогой клиентуре, предусматриваемая с учетом рисков и опозданий и других нарушений стандартов качества обслуживания;

         – фактическая величина выплат клиентуре за нарушение норм обслуживания за определенный период.

Общий комплексный показатель транспортного обслуживания грузовладельцев может быть получен по формуле:

 

                                                           (4.13)

 

где – параметр (показатель) качества транспортного обслуживания;

      – доля каждого параметра качества, с учетом взаимного влияния в общей оценке качества, определяемые пользователями транспорта при маркетинговых обследованиях;

      n – количество учитываемых параметров качества (i = 1, 2, 3…, n). Следует заметить, что высокий удельный вес того или иного показателя косвенно указывает на неудовлетворенность потребителя его выполнением.

 

Решение

 

  Рассчитать основные показатели транспортного обслуживания                                                                                                                           грузовладельцев, а затем определить общий комплексный показатель.

Исходные данные: время  выполнения погрузочно-разгрузочных операций = 23,5 ч, начально-конечных операций = 49 ч, фактическое расстояние перевозки груза = 3880 км, участковая скорость движения поезда = 33,5 км/ч, фактический срок доставки = 255 ч; общий объем перевозимых грузов = 282000 тыс. т, объем потерь грузов = 4800 тыс. т, средняя удельная норма естественной убыли грузов за время перевозки =0,5%; плановый платежеспособный спрос объемов перевозок грузов, включая заявленный и потенциальный, = 25000 тыс. т; фактический объем перевозок грузов за

тот же период = 23000 тыс. т; объем поставок с соблюдением установленных по договорам и планам-графикам поставок продукции = 275000 тыс. т; объем перевозки грузов по схеме «от двери до двери», организованный одним оператором-перевозчиком или экспедитором = 263000 тыс. т, объем транспортного сервиса и дополнительных услуг

для пользователей фактических  = 16, объем транспортного сервиса и дополнительных услуг по установленным стандартам и нормативам = 13; среднее минимально необходимое время обслуживания в i-й инстанции дороги = 4 мин, фактическое время обслуживания в i-й инстанции дороги = 6 мин; нормативное количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры = 2, фактическое количество инстанций, участвующих в оформлении перевозки грузов по железной дороге с участием клиентуры = 4; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя выполнения сроков доставки = 0,17; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя сохранности перевозимых грузов = 0,18; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя ритмичности перевозок = 0,2; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя полноты удовлетворения спроса на объемы перевозок = 0,18; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя комплексности транспортного обслуживания = 0,05; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя качества транспортного сервиса и дополнительных услуг = 0,07; коэффициент, учитывающий удельный вес показателя оперативности обслуживания пользователей = 0,08.

 

1) Уровень выполнения  сроков доставки грузов.

Для определения этого  показателя необходимо знать нормативный  срок доставки грузов находим по формуле (4.1):

 

 

 

Уровень выполнения скоростей  и сроков доставки грузов определяем по формуле (4.3):

 

 

 

  2) Уровень сохранности перевозимых грузов определяем поформуле (4.5):

 

 

 

3) Уровень полноты удовлетворения  спроса на объемы перевозок  определяем по формуле (4.6):

 

 

 

4) Уровень ритмичности  перевозок грузов в соответствии  с установленным планом графиком поставок продукции определяем по формуле (4.7):

 

 

 

5) Уровень комплексности  транспортного обслуживания пользователей  по схеме «от двери до двери» определяем по формуле (4.9):

 

 

 

6) Уровень качества транспортного  сервиса для пользователей в начальных и конечных пунктах определяем по формуле (4.10):

 

 

 

7) Уровень оперативности,  информированности и культуры обслуживания пользователей железнодорожным транспортом при оформлении заявок на перевозки, провозных документов и договоров, связанных с перевозкой грузов, определяем по формуле (4.11):

 

 

 

Общий комплексный показатель транспортного обслуживания определяем по формуле (4.13):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НА ТРАНСПОРТЕ

 

5.1. Методика учета  внетранспортного эффекта при  повышении качества транспортного обслуживания грузовладельцев

 

Основными показателями, образующими  внетранспортный эффект, являются:

– уровень соблюдения и  ускорения сроков доставки грузов;

– уровень соблюдения ритмичности  доставки грузов;

– уровень повышения сохранности  перевозимых грузов;

– уровень обеспечения  комплексности обслуживания грузовладельцев;

– уровень безопасности и экологичности транспортных процессов.

Эффект в общем виде принято определять как высвобождение  оборотных средств у грузовладельцев:

 

                                                                                        (5.1)

 

где – объем перевозок груза, тыс. т;

      Ц – цена 1 т груза, руб.;

      – первоначальный срок доставки, сут.;

      – ускоренный срок доставки, сут.

Рассмотрим различные  способы формирования внетранспортного эффекта.

 

А. Груз, перевозившийся ранее с опозданием, стал перевозиться в срок.

 

На основании Устава железных дорог штраф за просрочку составляет 9% от стоимости груза в сутки, но не более величины провозной платы. Таким образом, убытки железных дорог составят

 

                                                                      (5.2)

 

где Ц – цена перевозимого груза, руб.;

      Т – величина тарифной платы, руб.

Если сумма платежа  превышает размер провозной платы, то убытки железных дорог составят

 

                                                                                                       (5.3)

 

Тогда убыток грузовладельца от просрочки

 

                                                                                           (5.4)

 

где – убыток грузополучателя от производственной деятельности, руб.

Он может выражаться:

 

а) в полной остановке  производственного процесса

 

                                                                                        (5.5)

 

где – планируемый годовой доход предприятия, руб.;

      – планируемые годовые расходы в части, не зависящей от объема производства, руб.;

     t – время просрочки, сут.

 

б) в увеличении производственного  запаса. Производственный запас предприятия включает текущий запас, который потребляется в процессе производства в интервале между поставками; подготовительный запас, обеспечивающий процесс производства во время выгрузки и приемки очередной партии сырья; страховой запас, обеспечивающий процесс производства в случае срыва поставок. Таким образом, вероятность опоздания груза вынуждает грузополучателя увеличивать размер производственного запаса в его страховой части, что приводит к росту складских издержек

 

                                                                                                      (5.6)

 

  где m – суточная потребность в сырье, ед./сут.;

       t – время опоздания, сут.;

       с – стоимость хранения единицы продукции, руб./сут.

Рассмотренные закономерности верны как для грузов промышленного  назначения, так и для потребительских грузов, однако здесь целью увеличения страхового запаса является непрерывность процесса реализации продукции.

 

Б. Груз доставлен  раньше оговоренного срока.

 

1. Скоропортящиеся и дефицитные  грузы:

а) ускоренная доставка целесообразна  в случае, если спрос на перевозимый  товар в пункте потребления значительно превышает предложение, т. е. товар является дефицитным, он будет реализован незамедлительно без складирования и связанных с ним расходов. В этом случае, если груз прибывает к месту назначения на t суток раньше, он соответственно будет реализован также на t суток раньше. В результате на тот же срок ускорится высвобождение средств грузополучателя, которые могут быть положены в банк под проценты или пущены в оборот. В первом случае эффект может быть определен следующим образом:

 

                                                                                             (5.7)

 

где S – годовая банковская ставка по депозитам, %;

      Д – выручка от реализации партии товара, руб.

Во втором случае эффект определяется по формуле

 

                                                                                             (5.8)

 

где R – рентабельность производства, %.

б) при перевозке скоропортящихся  грузов ускорение доставки также целесообразно, так как чем раньше груз доставлен к месту потребления, тем больше времени остается на его реализацию до истечения срока годности. Эффект достигается от снижения порчи груза в местах потребления и ускорения оборота капитала.

Эффект от снижения порчи:

– если товар реализован полностью, то прибыль составит

 

                                                                                                (5.9)

 

где Д и Е – соответственно доходы и расходы, связанные с  производством продукции, руб.;

– если часть товара потеряла потребительские свойства, то расходы на производство останутся неизменными, а доходы сократятся пропорционально доле сохранившегося груза ( )

 

                                                                                       (5.10)

 

Тогда эффект от предотвращения порчи товаров составит

 

                       (5.11)

 

где – испорченная доля товара.

Эффект от ускорения оборота  капитала.

Пусть Т продолжительность  производственного цикла сут; t –  время ускорения до ставки груза, сут. Тогда первоначальное число производственных циклов за год составит

 

                                                                                                    (5.12)

 

Число производственных циклов в год при регулярном ускорении  срока доставки на t суток

 

                                                                                                    (5.13)

 

Число производственных циклов за год увеличится на следующую величину:

 

                                                                                    (5.14)

 

На эту величину возрастут  расходы и доходы предприятия (при сохранении существующей нормы рентабельности), а следовательно, и прибыль, на основе которой и рассчитывается эффект

Информация о работе Экономическая эффективность повышения качества на транспорте