Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.
Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.
Предметом данного исследования является история создания и функционирования ШОС

Файлы: 1 файл

Шанхайская Организация.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

План мероприятий по выполнению этой программы был принят на заседании Совета глав правительств в Бишкеке в сентябре 2004 года, а в октябре 2005 года в Москве –  механизм реализации плана. Таким образом, идет поступательное движение к предметным договоренностям: от рамочной программы сотрудничества к плану по ее реализации, от плана – к механизму его осуществления.

Развертывание полномасштабного экономического взаимодействия в рамках ШОС невозможно без привлечения негосударственных секторов экономики государств-членов. Здесь имеется в виду, что уровень разгосударствления экономических структур в значительной степени разнится. В связи с этим предусматриваются гибкие формы сотрудничества в торгово-экономической сфере. В частности, в программе многостороннего экономического сотрудничества государств-членов ШОС четко говорится о том, что ее положения будут реализовываться как государственными органами, так и хозяйствующими субъектами на основе заключенных договоров и контрактов. Гибкий подход предусмотрен и к финансированию экономических проектов в рамках организации. Он тоже предусматривает как государственные, так и негосударственные каналы 47.

Еще один важный аспект экономического сотрудничества в рамках ШОС: механизм ШОС не предполагает обязательного участия в конкретных проектах всех шести стран-членов. Различные проекты могут иметь формат ШОС, даже если они осуществляются не при общем участии. И такая практика уже есть. Многим государствам-членам ШОС на двух- или же трехсторонней основе удалось найти взаимоприемлемые решения проблем экономического порядка именно благодаря членству в ШОС.

Есть и еще одна важная деталь. ШОС – открытая организация, поэтому экономическое партнерство  предусматривает участие и других стран и объединений. Причем это могут быть не только страны-наблюдатели, но и другие государства 48.

Экономическое сотрудничество в ШОС уже демонстрирует важные результаты — последовательно развивается  сотрудничество в сферах энергетики, транспорта и информации. Однако слабым звеном ШОС является недостаток эффективного механизма реализации. Путь решения этого вопроса видится в ускорении процесса создания зоны свободной торговли ШОС. Важные договоренности в данной области были достигнуты на встречах премьер-министров стран-участниц ШОС в период с 2003 по 2004г., где была выдвинута идея создания свободной торгово-экономической зоны в рамках ШОС. В течение следующих 20-ти лет страны-участницы ШОС согласились поэтапно прийти к свободному передвижению товаров, капиталов, услуг, технологий на внутрирегиональном рынке и впоследствии построить в рамках ШОС зону свободной торговли 49.

Идея свободной торгово-экономической  зоны ШОС заключается в следующем: к общей выгоде снизить себестоимость  товарооборота и торговые издержки для стран-участниц: стимулировать региональные инвестиции; сформировать разделение труда на субрегиональном уровне, объединить структуру региональной промышленности с ресурсами. Новая система промышленного разделения труда должна интегрироваться в глобальную систему и объединить население региона, составляющее 2,8 млрд человек, в единый евразийский рынок.

Актуальность данной идеи также состоит в том, что  политическая и экономическая карта  Евразийского континента по-прежнему остается дефрагментированной и расчлененной, и причиной тому являются региональные конфликты и нестабильность. Чтобы уничтожить данную опасность, необходимо найти комплексную структуру стабильности Евразийского континента, и региональное экономическое сотрудничество может стать первой ступенькой к построению зоны свободной торговли. Однако из-за объективных различий, существующих между странами-участницами, идея о формировании зоны свободной торговли ослабла, и страны-участницы сфокусировали свое внимание исключительно на крупномасштабных проектах сотрудничества. Между тем построение механизма функционирования экономического сотрудничества было отодвинуто 50.

Построение свободной  экономической зоны ШОС является ключевым элементом в продвижении регионального экономического сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии, поскольку страны Центральной Азии и Россия имеют такую организацию сотрудничества, как ЕврАзЭС. В китайско-российских экономических отношениях приоритетом развития сотрудничества сегодня является построение зоны свободной торговли на Дальнем Востоке — вне сферы ШОС. В Центральноазиатском регионе, бесспорно, Казахстан является лидером. Темпы экономического роста республики высоки, идет процесс расширения экономической открытости. Казахстан демонстрирует сильную приверженность идее регионального сотрудничества и в то же время имеет общую границу с Китаем, протяженность которой составляет 1782 км. Казахстан является своеобразным связующим мостом между странами Центральной Азии и Китаем на Евразийском континенте. Поэтому, как только сформируется китайско-казахстанская свободная экономическая зона, она должна стать тем элементом, который продвинет реализацию построения зоны свободной торговли ШОС 51.

В мае 2006 года ШОС и  ЕврАзЭс договорились обмениваться информацией по сотрудничеству в областях торговли, энергетики, защиты окружающей среды, транспорта, в том числе развития Евразийских транспортных коридоров, информатики и коммуникаций, обеспечения благоприятных условий для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, поощрения и защиты инвестиций, туризма.

В рамках ШОС были подписаны  более двухсот документов, большая  часть которых направлена на развитие экономического сотрудничества. В частности, в 2003 году была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2028 года, а в 2004 году – план по ее реализации.

По официальным данным, в 2006 году объем товарооборота между  странами ШОС достиг 50 млрд. долларов США. Данное обстоятельство свидетельствует о большом потенциале экономического сотрудничества в рамках организации.

Показателем интенсивного развития экономического и инвестиционного  сотрудничества в рамках ШОС является постоянный рост показателей объема товарооборота между Узбекистаном и другими государствами-членами этой Организации. Если в 2001 году общий показатель в данном направлении составил 1 млрд. 781,3 млн. долларов США, то в 2006 году – 4 млрд. 541,8 млн. 52

Особое место занимают отношения Узбекистана с таким  крупным членом ШОС, как Китай. На сегодняшний день особенно успешно развивается взаимодействие Узбекистана с этим стратегическим партнером в экономической сфере, где для обеих сторон действует режим наибольшего благоприятствования. Объем взаимного товарооборота в 2006 году достиг 698 млн. долларов США. В Узбекистане действуют 136 совместных предприятий, созданных при участии инвестиций Китая, 26 представительств китайских компаний. Сфера их деятельности - легкая промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, информационные технологии.

Другая важная составляющая – узбекско-российские отношения. В 2006 году объем взаимного товарооборота  между данными странами вырос  на 42% и превысил 3 млрд. долларов США. В Узбекистане действуют более 450 совместных предприятий, образованных в партнерстве с российскими инвесторами. В свою очередь, в России работают почти 300 совместных предприятий с участием инвестиций Узбекистана 53.

 

Культурно-гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС.

Согласно Хартии ШОС, сотрудничество в гуманитарной области является одним из приоритетных задач организации. Руководители 6 стран-членов ШОС многократно подчеркивали, что организация должна уделять больше внимания гуманитарному сотрудничеству, которое становится одной из динамично развивающихся сфер взаимодействия в рамках ШОС.

За годы существования ШОС страны-члены  наладили практическое и эффективное  сотрудничество в области культуры, образования, защиты окружающей среды, молодежной политики, спорта, туризма  и СМИ. Министры культуры стран  ШОС проводили совещания, принята программа многостороннего культурного сотрудничества в рамках организации. Начиная с 2005 года, ежегодно одновременно с саммитом ШОС проводится фестиваль культуры и искусств. При этом главы государств-членов организации принимают коллективное участие в открытии фестиваля 54.

26-28 февраля 2008 года в г. Пекине  в Секретариате Шанхайской Организации  Сотрудничества состоялось очередное  заседание экспертной рабочей  группы по вопросам культурного  взаимодействия в рамках ШОС.

В ходе данного заседания была принята к сведению информация кыргызской стороны о ходе подготовки к проведению Совещания министров культуры государств-членов ШОС в г. Чолпон-Ата (Кыргызская Республика) 27-28 июня 2008 г. К 1 апреля 2008 г. Стороны представили кыргызской стороне свои предложения для окончательного согласования сроков проведения и проекта повестки указанного мероприятия. Обсуждены и приняты за основу проекты следующих документов, вносимых на рассмотрение очередного Совещания министров культуры государств-членов ШОС: Совместное информационное сообщение; план реализации Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области культуры от 16 августа 2007 г. на 2009-2011 годы; план работы экспертной рабочей группы по вопросам культурного взаимодействия в рамках ШОС на 2008-2009 годы; положение о Фестивале искусств государств-членов Шанхайской Организации. Стороны предоставили в Секретариат свои замечания и предложения по проектам указанных документов с тем, чтобы Секретариат направил сторонам доработанные проекты документов. Проект Положения был согласован в ходе очередного заседания экспертной рабочей группы для внесения на утверждение министров культуры государств-членов ШОС.

Также была достигнута договоренность о направлении таджикской стороне участниками IV Фестиваля искусств государств-членов ШОС материалов о составе делегаций, их фотографий, программ и видеозаписей выступлений и информации иного характера, в том числе, рекламного на русском или английском языках. Таджикская сторона представила сторонам-членам ШОС окончательную программу и список участников гала-концерта.

В связи с подготовкой  к изданию альбома «Диалог  цивилизаций – обзор культур  государств-членов ШОС» китайская сторона  обратилась к своим коллегам с  просьбой ускорить предоставление необходимых материалов.

Китайская сторона также  информировала о готовности проведения в июле 2008 года «Пекинских вечеров  культуры государств-членов ШОС» в  рамках культурной программы ХХIХ  Олимпийских игр. Подробная информация об условиях проведения данного мероприятия была предоставлена сторонам-членам ШОС через Секретариат. В свою очередь стороны предоставили китайской стороне необходимые материалы для реализации данного совместного проекта. Стороны высказались за созыв следующего заседания экспертной рабочей группы по вопросам культурного взаимодействия в период проведения Совещания министров культуры государств-членов ШОС в г. Чолпон-Ата.

Таким образом, стороны, обсудив результаты взаимодействия, высказались за активизацию двустороннего и многостороннего сотрудничества в области культуры на основе Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области культуры от 16 августа 2007 г. и наметили План мероприятий на 2009-2011 годы по реализации указанного Соглашения, а также план работы экспертной рабочей группы по вопросам культурного взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества на 2008-2009 годы. Проекты этих документов после окончательного согласования всех позиций были утверждены решением Совещания министров культуры государств-членов ШОС в июне 2008 года 55.

Несколько лет назад  в международном политическом лексиконе  появился новый термин – «Шанхайский  дух». Несмотря на определенные различия в потенциале, экономическом развитии, культуре государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества, взаимное доверие, уважение и заинтересованность, равенство в общении, совместное стремление к прогрессу служат важной основой развития организации. Все эти факторы являются основными составляющими «Шанхайского духа». Именно он постоянно присутствует на саммитах ШОС и различных мероприятиях Организации.

«Шанхайский дух» играет важную роль и в расширении культурно-гуманитарного  сотрудничества между государствами  ШОС. Наряду с укреплением политического  диалога, политико-экономических связей между нашими странами особое внимание уделяется сотрудничеству в области искусства и образования. На саммитах стало традицией организовывать гала-концерты мастеров искусств из стран-членов и наблюдателей ШОС. Налажено регулярное проведение встреч руководителей министерств культуры и образования государств ШОС, ежегодных фестивалей искусств.

Если учесть, что страны Центральной Азии, Китай и Россия имеют древние обычаи и традиции, богатую историю, то можно сказать, что культурно-гуманитарное сотрудничество стран-участниц ШОС открывает пути для развития диалога цивилизаций. В целях развития «народной дипломатии» на пространстве ШОС в 2005-2006 годах с успехом была осуществлена Программа многостороннего культурного сотрудничества. Также была осуществлена реализация аналогичной программы, рассчитанной на 2007-2008 годы. Она была утверждена на совещании министров культуры стран ШОС, которое проводилось в апреле 2006 года в Ташкенте. В его рамках в Выставочном зале Академии художеств Узбекистана была организована экспозиция «Весенняя радуга», посвященная изобразительному и декоративно-прикладному искусству стран ШОС. В 2007 году были проведены такие культурные мероприятия, как художественный форум «Рисуем озеро Сиху» в Ханчжоу, Иссыккульский кинофестиваль в кыргызском городе Чолпон-Ата. В форуме в Ханчжоу приняли участие более 60 мастеров кисти из государств-членов ШОС. Почти столько же кинокартин было продемонстрировано на Иссыккульском кинофестивале.

Информация о работе Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества