Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.
Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.
Предметом данного исследования является история создания и функционирования ШОС

Файлы: 1 файл

Шанхайская Организация.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

7) содействие в осуществлении  международного розыска лиц, которые  предположительно совершили данные  деяния, с целью их привлечения  к уголовной ответственности;

8) участие в подготовке международно-правовых  документов, затрагивающих вопросы  борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

9) содействие в подготовке специалистов  и инструкторов для антитеррористических  подразделений;

10) участие в подготовке и  проведении научно-практических  конференций, семинаров, содействие  в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

11) установление и поддержание  рабочих контактов с международными  организациями, занимающимися вопросами  борьбы с терроризмом, сепаратизмом  и экстремизмом 33.

Исполнительный комитет состоит  из Директора и такого персонала, который может потребоваться для обеспечения нормального функционирования РАТС. Структура Исполнительного комитета, а также его штатное расписание утверждается Советом глав правительств государств-членов ШОС на основе предложений Директора, одобренных Советом 34.

Официальными языками РАТС являются русский и китайский, рабочим  – русский язык.

Секретариат является постоянно действующим  административным органом ШОС. Он осуществляет организационно-техническое обеспечение  мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации.

Секретариат возглавляется Исполнительным секретарем, который утверждается Советом  глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

Исполнительный секретарь назначается  из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок.

Заместители Исполнительного секретаря  утверждаются Советом министров  иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь. Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.

При исполнении служебных обязанностей исполнительный секретарь, его заместители и другие должностные лица секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена или правительства, организации или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС.

Государства-члены обязуются уважать  международный характер обязанностей Исполнительного секретаря, его  заместителей и персонала Секретариата и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Отсюда следует, что данная структура  имеет наднациональный характер.

Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин 35.

Таким образом, институты ШОС являются наднациональными и не зависят от национальных правительств.

ШОС имеет собственный бюджет, который  формируется и исполняется в  соответствии со специальным соглашением  между государствами-членами. Это  соглашение также определяет размеры  взносов, которые ежегодно взносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Размеры взносов государств-членов ШОС в бюджет Организации:

Республика Казахстан – 20%;

Республика Узбекистан – 15%;

Республика Таджикистан – 6%;

Кыргызская Республика – 12%;

Китайская Народная Республика – 23,5%;

Российская Федерация – 23,5% 36.

Бюджет Организации составляется сроком на один календарный год, который также является финансовым годом и утверждается Советом Глав Правительств.

Бюджет Организации охватывает все предполагаемые поступления и планируемые расходы на финансовый год, к которому они относятся, и формируется в долларах США. Ежегодные взносы и авансы начисляются и уплачиваются в долларах США 37.

Суммы, подлежащие уплате в счет долевых (начисленных) взносов, перечисляются в банк, определенный Исполнительным секретарем по согласованию с Советом национальных координаторов. Начисленные взносы подлежат уплате в полном объеме в течение тридцати дней с момента получения от Исполнительного секретаря уведомления о причитающихся взносах или к первому дню календарного года 38.

Неуплаченные государством-членом суммы начисленных ежегодных долевых взносов являются задолженностью данного государства перед Организацией, подлежащей обязательному погашению 39.

Депозитарием настоящего Соглашения является Китайская Народная Республика 40.

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих  органов ШОС в соответствии с  вышеупомянутым соглашением. Государства-члены  самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

ШОС открыта для приема в ее члены  других государств региона, которые  обязуются соблюдать цели и принципы Хартии, а также положения других международных договоров и документов, принятых в рамках ШОС.

Решение вопроса о приеме в ШОС  новых членов принимается Советом  глав государств по представлению Совета министров иностранных дел на основе официального обращения заинтересованного  государства, направляемого действующему председателю Совета министров иностранных дел.

Любое государство-член имеет право  выйти из ШОС, направив депозитарию  официальное уведомление о выходе из Хартии не позднее чем за 12 месяцев  до даты выхода. Обязательства, возникшие  в период участия в Хартии и  других документах, принятых в рамках ШОС, связывают соответствующие государства до их полного выполнения 41.

Решения в органах ШОС принимаются  путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в  процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».

Подобный принцип согласования позволяет решать только малозначительные вопросы, а по-настоящему сложную проблему разрешить чаще всего не удается из-за различных позиций сторон. В частности, ШОС так и не признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в  осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов 42.

В связи с этим, страны, входящие в ШОС, практически не связывают  себя жесткими обязательствами, а значит как интеграционное объединение  ШОС еще достаточно слаба. С другой стороны, сотрудничество в ШОС может развиваться в отдельных областях на двусторонней или многосторонней основе.

Решения органов ШОС исполняются  государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством. Отсюда следует, что решения, принятые в ШОС, на практике могут изменяться из-за их зависимости от национальных законодательств. Таким образом, национальное законодательство является первичным по отношению к обязательствам Сторон, принятым в рамках ШОС.

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации настоящей  Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС  в пределах их компетенции 43. Следовательно, какого-либо единого контролирующего органа не существует.

Государства-члены в соответствии с их внутренними правилами и  процедурами назначают своих  постоянных представителей при Секретариате ШОС, которые будут входить в  состав дипломатического персонала  посольств государств-членов в г. Пекине 44.

ШОС и ее должностные лица пользуются на территориях всех государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые  необходимы для выполнения функций  и достижения целей Организации. Объем привилегий и иммунитетов  ШОС и ее должностных лиц определяется отдельным международным договором.

 

2.2 Направления сотрудничества в рамках ШОС. Эффективность деятельности ШОС

 

В соответствии со статьей 3 Хартии ШОС  основными направлениями сотрудничества в рамках ШОС являются:

- поддержание мира и укрепление безопасности и доверия в регионе;

- поиск общих точек зрения  по внешнеполитическим вопросам, представляющим общий интерес,  в том числе в международных  организациях и на международных  форумах;

- выработка и реализация мероприятий  по совместному противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции;

- координация усилий по вопросам  разоружения и контроля над  вооружениями;

- поддержка и поощрение регионального экономического сотрудничества в различных формах, содействие созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий;

- эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, совершенствование транзитного потенциала государств-членов, развитие энергетических систем;

- обеспечение рационального природопользования, включая использование водных  ресурсов в регионе, осуществление совместных специальных природоохранных программ и проектов;

- оказание взаимной помощи в  предупреждении чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера  и ликвидации их последствий;

- обмен правовой информацией  в интересах развития сотрудничества в рамках ШОС;

- расширение взаимодействия в  области науки и техники, образования,  здравоохранения, культуры, спорта  и туризма. 

Предусмотрено, что государства-члены  ШОС могут по взаимному согласию расширять сферы сотрудничества.

Торгово-экономическое сотрудничество ШОС.

Экономический рост стал важным объединяющим началом для  ШОС. Во всех без исключения странах  Организации в последние годы он составляет 6-8%, значительно превышая среднемировые показатели. Лидерами по росту ВВП в ШОС являются Китай и Казахстан, за ними следуют Таджикистан и Узбекистан. Россия в этой компании оказалась на последнем месте, что впрочем, нисколько не умаляет ее значимости в ШОС. Именно Россия и Китай являются фактическими руководителями Организации, и многие эксперты рассматривают ШОС как механизм сотрудничества этих двух «столпов» континента. Кроме того, Организация является механизмом «упорядочения» Центральной Азии – чем занимаются, опять же, Россия и Китай, вытесняя оттуда США 45.

Экономическая составляющая в деятельности ШОС не уступает по значимости политическому взаимодействию.

Тема экономического взаимодействия в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества незаслуженно остается в тени на фоне того внимания, которое уделяется сотрудничеству шести стран-членов Организации в борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, наркотрафиком. Это едва ли обосновано, поскольку не дает полного представления о сути ШОС, подпитывает различные домыслы о ее сугубо силовом профиле.

Важность экономической  оставляющей ШОС изначально отмечалась всеми государствами-членами. В Декларации о создании организации, ее базовом документе – Хартии – четко записано, что одной из основных целей ШОС и важнейших задач, которые она призвана решать, является содействие всестороннему и сбалансированному росту, социальному и культурному развитию в регионе.

В настоящее время  на экономическом уровне в ШОС  ведется активная работа. Основные направления и цели экономического сотрудничества определены в Межправительственном меморандуме об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества, начале процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Документ был принят еще в сентябре 2001 года на первой встрече глав правительств государств-членов. В сентябре 2003 года на заседании Совета глав правительств (премьер-министров) была утверждена Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества шести стран 46.

Она ориентирована на длительную перспективу – до 2020 года. А в среднесрочной перспективе – к 2010 году – ставится задача сформировать в ШОС стабильные, предсказуемые, транспарантные правила и процедуры, касающиеся торговли и инвестиций, разработать совместные проекты и программы, а также создать систему поддержки приоритетных направлений в целях развития торгово-экономического сотрудничества.

Информация о работе Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества