Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.
Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.
Предметом данного исследования является история создания и функционирования ШОС

Файлы: 1 файл

Шанхайская Организация.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

2



Введение

 

Актуальность  исследования. В настоящее время достаточно популярна идея региональной интеграции, а динамично развивающаяся Шанхайская Организация может стать в будущем полноценным интеграционным объединением. Кроме того, России приходится выбирать, кто будет ее союзником: Запад или Восток. В связи с этим, исследование ШОС является актуальной темой исследования на сегодня.

Проблема исследования – необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.

Цель работы – обосновать необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.

Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.

Предметом данного исследования является история создания и функционирования ШОС

Гипотеза – процесс трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона являлся исторически предпочтительным.

Задачи работы:

  1. изучить формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества;
  2. рассмотреть трансформацию «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества и её развитие до 2007 г;
  3. провести структурный анализ организационной системы ШОС;
  4. выявить эффективность деятельности ШОС по основным направлениям сотрудничества.

Методологической  основой исследования является использование следующих общенаучных методов: сравнительного анализа, обобщения, гипотетико-дедуктивного метода, системного подхода, а также частнонаучных исторических методов: ретроспективный, описательно-повествовательный, сравнительно-исторический, метод терминологического анализа. Основным методом, применяемым в работе был сравнительно-исторический метод, который применялся для исследования различных направлений сотрудничества в рамках ШОС. Описательно-повествовательный использовался для рассмотрения процессов, касающихся становления и развития Шанхайской организации сотрудничества. Метод терминологического анализа употреблялся при рассмотрении понятийного аппарата по теме исследования. Ретроспективный метод был применён для выявления исторических предпосылок трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества.

Элементы новизны  и теоретическая значимость – обобщение и систематизация материалов по теме исследования, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных авторов, а также была выявлена необходимость трансформации «пятёрки» в ШОС.

Практическая  значимость – результаты данного исследования могут быть использованы студентами исторических и социально-гуманитарных факультетов при подготовке на семинарских занятиях, а также при составлении докладов на студенческих конференциях, круглых столах, симпозиумах.

Обзор источников. Источниками написания дипломной работы послужили политологические исследования, статьи ведущих Российских и зарубежных экспертов в данной теме. Так же работа базируется на таких документах как Хартия ШОС, Декларация о создании ШОС, Соглашение между правительством СССР и правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы, Соглашение между РФ, Республикой Казахстан, Киргизской республикой, Республикой Таджикистан и КНР о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, Совместное Заявление участников Алма-атинской встречи – Республики Казахстан, КНР, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан, Душанбинская Декларация глав государств Республики Казахстан, КНР, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан, Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Временное Положение о порядке деятельности Совета Национальных координаторов государств Шанхайской Организации Сотрудничества, Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре. В работе используются данные из периодической печати: Российская газета, Жэньминь Жибао, Международная жизнь, Россия в глобальной политике.

Структура работы. Работа состоит из Введения, Главы 1. Логико-исторический анализ образования ШОС, Главы 2. Механизмы деятельности и направления сотрудничества ШОС и Заключения. В Главе 1 рассматриваются причины и условия становления «Шанхайской пятерки», а так же развитие Шанхайской Организации в 2000-2002 годах. Глава 2 предусматривает изучение целей, задач, принципов и организационную структуру ШОС в соответствии с Хартией Организации, а также направления сотрудничества между странами, входящими в ШОС. Так же в данной Главе анализируется эффективность деятельности Организации.

Это объясняется и тем, что в странах-членах Организации (России, Китае, Казахстане, Киргизстане, Таджикистане и Узбекистане) проживает свыше четверти всего населения планеты; и тем, что на их территории сосредоточена значительная, а в ряде случаев – основная часть разнообразных природных богатств планеты, будь то минеральных, растительных или биологических; и тем, что члены ШОС обладают значительным военным потенциалом. Совокупность этих материальных факторов, как и стремление членов Организации последовательно придерживаться внешнеполитического курса, отвечающего их собственным национальным интересам, превращает ШОС в один из наиболее авторитетных полюсов влияния на современные международные политические и экономические отношения. Более того, можно без преувеличения утверждать, что создание ШОС относится к числу наиболее важных событий после окончания «холодной войны», ставших весьма убедительным опровержением теории и практики однополярного мира.

Текущая деятельность ШОС  и особенно перспективы ее дальнейшего развития вызывают появление различных оценок и характеристик.

Во-первых, ведутся споры  по поводу того, что же является или  должно стать основным содержанием  деятельности ШОС. Одна часть наблюдателей воспринимает эту организацию как  объединение государств, стремящихся добиться региональной безопасности по преимуществу экономическими методами. Другая – склонна рассматривать ШОС как формирующийся военно-политический блок с антизападной направленностью (своего рода восточное анти-НАТО).

Столь же различны оценки роли и места в этой организации крупнейших ее членов – России и Китая, а также складывающегося характера отношений между ними.

Согласно одной из них – путем создания ШОС Россия и Китай сумели найти взаимоприемлемый баланс своих национальных интересов  в Центральной Азии – регионе, стратегически важном для обеих держав, и намерены поддерживать этот баланс в дальнейшем в целях обеспечения добрососедских отношений и региональной стабильности.

Согласно другой точке  зрения нынешний характер отношений  между Россией и Китаем по поводу ШОС – явление сугубо временное, ибо каждая из этих держав претендует на доминирование в ШОС, что в свою очередь закладывает основы неизбежного столкновения их интересов и принципиально различного отношения к перспективам деятельности ШОС.

И, в-третьих, если не более  противоречивыми выглядят оценки перспектив взаимоотношений между центрально-азиатскими членами ШОС на фоне сохраняющихся, острых противоречий между ними по совместному использованию энергетических и водных ресурсов, территориальным вопросам и т.д. При этом многими исследователями и наблюдателями обращается внимание на идущую борьбу за региональное первенство в Центральной Азии между Казахстаном и Узбекистаном.

С учетом вышеизложенного  деятельности ШОС, анализу разнообразных вызовов и проблем, стоящих перед этой организацией, а также ее способности эффективно на них реагировать посвящена данная дипломная работа.

 

ГЛАВА 1. ЛОГИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

1.1 Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества

 

Прообраз ШОС –  механизм «Шанхайской пятерки», изначально получил развитие на базе укрепления доверия и сокращения военной  силы в приграничных районах КНР  с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. После окончания холодной войны в международной и региональной обстановке произошли серьезные изменения, мир и развитие стали веянием эпохи. Вслед за этим на повестку дня встал вопрос об укреплении отношений добрососедства, взаимного доверия, дружбы и сотрудничества между пятью соседними странами – Китаем, Казахстаном, Россией, Таджикистаном и Кыргызстаном. В 1996 и 1997 годах, главы пяти государств на встречах в Шанхае и Москве подписали «Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничных районах» и «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах», что стало важным историческим этапом, приведшим к запуску механизма под названием «Шанхайская пятерка». После этого подобная форма ежегодных встреч стала устоявшейся и проводилась поочередно в каждой из пяти стран. Содержание встреч также постепенно расширялось от обсуждения вопросов укрепления доверия в приграничных районах до развития всестороннего взаимовыгодного сотрудничества в сферах политики, безопасности, дипломатии, а также торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях 1.

На встрече лидеров  пяти стран в Шанхае наряду с подписанием  Соглашения об укреплении мер военного доверия также было принято решение  о проведении ежегодных встреч «Шанхайской  пятерки», что фактически свидетельствовало не только о создании механизма регулярных встреч, но и о начале его функционирования. Механизм встреч в рамках пятерки стран-участниц получил название форум «Шанхайской пятерки».

Форум «Шанхайской пятерки» прошел в своем развитии 3 этапа.

Первый этап – с  ноября 1989 по декабрь 1991 гг. это период, когда рушился Советский Союз, а китайско-советские переговоры велись по формуле «один на один». В ноябре 1989 г. между Китаем и Советским  Союзом начались переговоры о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничной зоне и укреплении мер доверия в военной области. Переговорный процесс шел весьма динамично и 24 апреля 1990 г. было подписано Соглашение между правительством СССР и правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе советско-китайской границы. Стороны договорились осуществить взаимные сокращения вооруженных сил и укрепление мер доверия в военной области в районе советско-китайской границы. Стороны должны были предпринять необходимые меры, чтобы дислоцированные в районе советско-китайской границы войска сторон по своей структуре были способны выполнять лишь оборонительные задачи, и лишены способности осуществлять внезапное нападение и вести наступательные операции2.

Взаимная заинтересованность сторон заключалась в налаживании  отношений, а также в решении  проблемы в районе советско-китайской  границы.

Сокращения вооруженных  сил Сторон в районе советско-китайской  границы должны были осуществляться по принципу асимметричности, сочетать односторонние и двусторонние меры, причем та Сторона, которая обладает превосходством в какой-то области, производит в этой области сокращения в больших объемах3.

Сокращения призваны были в первую очередь охватывать наступательные компоненты вооруженных сил Сторон в районе советско-китайской границы. Сокращения производились поэтапно, целостными воинскими формированиями. Боевые объекты, сокращаемые по согласованию Сторон, приводились в состояние, непригодное для использования по боевому предназначению, или переоборудовались для гражданских нужд4.

Взаимные сокращения вооруженных сил осуществлялись в согласованных Сторонами географических зонах района советско-китайской границы.

Стороны путем консультаций разрабатывают эффективные меры по укреплению доверия в военной области в районе советско-китайской границы. До всестороннего разрешения пограничных вопросов между двумя странами Стороны строго соблюдают статус-кво на границе, предпринимают все необходимые меры для поддержания нормального порядка на границе и предотвращения случаев нарушения статус-кво на границе5.

На данном этапе отношений  складывались базовые принципы сотрудничества государств, на которых возникла «Шанхайская  пятерка».

Найденный «Шанхайской  пятеркой» новый тип отношений между государствами подразумевает: добрососедство и взаимное доверие, равноправие и взаимная выгода, солидарность и сотрудничество, совместное развитие, становление добрососедских, дружеских и партнерских отношений.

Новый образец концепции  безопасности – это максимальное сокращение вооруженных сил и военной деятельности в зоне границ на основе взаимного доверия, путем диалога и консультаций, усиление прозрачности и укрепление дружественных контактов, создание границ добрососедства и дружбы, т.е. защита государственной и региональной безопасности, дальнейшее стимулирование взаимоотношений. Эта модель безопасности едина по духу с пятью принципами мирного сосуществования и другими общепринятыми нормами международных отношений. Данная модель концепции безопасности противоположна модели «холодной войны», модели усиления военных блоков, санкций, применения силы или угрозы применения силы, т.е. установления однополярного мира путем ведения политики силы.

Механизм регионального  взаимодействия – это механизм сотрудничества многих стран. Он является открытым для других стран и не направлен против них. «Шанхайская пятерка» приветствовала вступление других стран региона в свои ряды, чтобы благоприятствовать миру и развитию, как данного региона, так и всего мира. То, что президент Узбекистана Каримов принял участие в саммите глав государств «Шанхайской пятерки» в Душанбе в качестве наблюдателя, является конкретным проявлением открытости этого механизма. Представители других стран также могут принимать участие в работе «Шанхайской пятерки»: в качестве официальных участников, наблюдателей, сотрудничая в сфере безопасности, экономики и т.д. Их участие может внести дальнейший вклад в дело мира, в развитие данного региона, в дальнейшее совершенствование механизма взаимодействия в рамках «Шанхайской пятерки». Позиция неприсоединения и отсутствие антагонизмов во внешней политике пяти стран подтверждает, что данное соглашение не направлено против третьих стран и одновременно является гарантией обязательства «Шанхайской пятерки» не вести деятельности, направленной против третьих стран.

Второй этап – с декабря 1991 по апрель 1997 гг. Это этап двусторонних переговоров пяти стран, на которых  выступали, с одной стороны Китай, а с другой – совместная сторона, представлявшая четыре государства: Россию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. После того как в декабре 1991 г. произошел распад Советского Союза, эти страны сформировали совместную делегацию для продолжения переговоров с Китаем по пограничным вопросам, а также по вопросам сокращения численности войск в пограничных районах и укрепления мер доверия в военной сфере. При этом в ходе переговоров по последнему блоку вопросов обе стороны, исходя из «Соглашения о руководящих принципах», подписанного Китаем и Советским Союзом в апреле 1990 г., достигли единства мнений по поводу соглашения об укреплении мер военного доверия.

Информация о работе Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества