Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.
Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.
Предметом данного исследования является история создания и функционирования ШОС

Файлы: 1 файл

Шанхайская Организация.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ШОС

 

2.1 Цели, задачи и принципы Шанхайской Организации Сотрудничества. Механизмы и организационная структура Шанхайской Организации Сотрудничества

 

15 июня 2001 года в Шанхае  главы государств Республики  Казахстан, Китайской Народной  Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, высоко оценивая позитивную роль «Шанхайской пятерки» и считая, что создание и развитие «Шанхайской пятерки» отвечало нуждам человечества и историческому развитию данных государств, подписали «Декларацию о создании «Шанхайской Организации Сотрудничества». На основании «Декларации о создании ШОС» 7 июня 2002 года на саммите в Санкт-Петербурге была подписана Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества.

Хартия состоит из 26 статей, которые определяют цели и задачи ШОС, принципы, направления сотрудничества, организационную структуру ШОС, финансирование, взаимоотношения с другими государствами и международными организациями, срок действия и вступления в силу, а также язык, разрешение споров, изменения и дополнения.

В соответствии с Хартией  основными целями и задачами ШОС  являются:

1. укрепление между  государствами-членами взаимного  доверия, дружбы и добрососедства;

2. развитие многопрофильного  сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

3. совместное противодействие  терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами преступной транснациональной деятельности, а также незаконной миграцией;

4. поощрение эффективного  регионального сотрудничества в  политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

5. содействие всестороннему  и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

6. координация подходов  при интеграции в мировую экономику;

7. содействие обеспечению  прав и основных свобод человека  в соответствии с международными  обязательствами государств-членов  и их национальным законодательством;

8. поддержание и развитие  отношений с другими государствами  и международными организациями;

9. взаимодействие в  предотвращении международных конфликтов  и их мирном урегулировании;

10. совместный поиск  решений проблем, которые возникнут  в XXI веке21.

Государства-члены ШОС придерживаются следующих принципов:

1.взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;

2.равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения  на основе взаимопонимания и  уважения мнений каждого из  них;

3.поэтапного осуществления совместных  действий в сферах общего интереса;

4.мирного разрешения разногласий между государствами-членами;

5.не направленности ШОС против  других государств и международных  организаций;

6.недопущения любых противоправных  действий, направленных против интересов  ШОС;

7.добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из настоящей Хартии и других документов, принятых в рамках ШОС 22.

В отличие от «Шанхайской пятерки» ШОС начинает придерживаться новых  принципов: поэтапного осуществления  совместных действий в сферах общего интереса, недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС, а также ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций.

Для выполнения целей и задач  Хартии в рамках Организации действуют  следующие наднациональные институты:

-Совет глав государств;

-Совет глав правительств (премьер-министров);

-Совет министров иностранных  дел;

-Совещания руководителей министерств  и ведомств;

-Совет национальных координаторов;

-Региональная антитеррористическая  структура;

-Секретариат.

Все эти органы – исполнительные структуры, а органа по типу парламентской ассамблеи или единого суда не существует. Это показывает начальный уровень институционального развития ШОС.

Функции и порядок работы органов  ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять  решение о создании других органов  ШОС. Создание новых органов оформляется  в виде дополнительных протоколов к  Хартии.

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания  один раз в год. Председательствование  на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства-организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС 23.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает  и решает основные вопросы, относящиеся  к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания  один раз в год. Председательствование  на заседании Совета осуществляет глава  правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания  Совета определяется по предварительной  договоренности глав правительств (премьер-министров)

государств-членов 24.

Совет министров иностранных дел  рассматривает вопросы текущей  деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена  Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств.

Председатель Совета министров  иностранных дел при осуществлении  внешних контактов представляет Организацию в соответствии с  Положением о порядке работы Совета 25.

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний  по предварительной договоренности государств-членов могут создаваться  на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств или ведомств государств-членов 26.

Совет национальных координаторов  является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей  деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний  Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел  при осуществлении внешних контактов  может представлять Организацию  в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов 27.

Региональная антитеррористическая структура государств-участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Бишкеке является постоянно действующим органом ШОС.

Ее основные задачи и функции, принципы формирования и финансирования, а  также порядок деятельности регулируются отдельным международным договором, заключаемым между государствами-членами, и другими необходимыми документами, принимаемыми ими 28.

При необходимости Совет глав государств-членов ШОС может учреждать отделения  РАТС на территориях Сторон. Статус отделения РАТС и работающих в  нем лиц определяется соглашением  между ШОС и правительством государства пребывания 29.

РАТС предназначена для содействия координации и взаимодействию компетентных органов Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

В своей деятельности РАТС руководствуется  документами и решениями, касающимися  борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятыми в рамках ШОС. РАТС взаимодействует с компетентными органами Сторон, включая обмен информацией, и готовит соответствующие материалы по запросам других органов ШОС 30.

Органами РАТС являются Совет РАТС и Исполнительный комитет. Совет может создавать необходимые вспомогательные органы. Совет состоит из государств, входящих в ШОС. Он организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждая Сторона должна быть постоянно представлена в месте пребывания РАТС. Совет принимает решения обязательного характера по всем вопросам существа, включая финансовые вопросы. Совет предоставляет ежегодные доклады о деятельности РАТС Совету глав государств-членов ШОС. Решение в Совете по любому вопросу считается принятым, если ни одна из Сторон не возразила против него 31.

РАТС имеет статус юридического лица и имеет право:

- заключать договоры;

- приобретать движимое и недвижимое  имущество и распоряжаться им;

- открывать и вести банковские  счета в любой валюте;

- возбуждать иски в судах  и участвовать в судебных разбирательствах.

Данные права осуществляются от имени РАТС Директором Исполнительного  комитета РАТС.

Финансирование деятельности РАТС осуществляется из средств бюджета  ШОС. Порядок финансирования РАТС определяется документами, регламентирующими вопросы бюджета ШОС 32.

Основными задачами и функциями  РАТС являются:

1) разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

2) содействие компетентным органам Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

3) сбор и анализ информации, поступающей  в РАТС от Сторон, по вопросам  борьбы с терроризмом, сепаратизмом  и экстремизмом;

4) предоставление информации по  запросам компетентных органов Сторон;

5) содействие в подготовке и  проведении антитеррористических  командно-штабных и оперативно-тактических  учений;

6) содействие в подготовке и  проведении оперативно-розыскных  и иных мероприятий по борьбе  с терроризмом, сепаратизмом и  экстремизмом;

Информация о работе Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества