Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.
Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.
Предметом данного исследования является история создания и функционирования ШОС

Файлы: 1 файл

Шанхайская Организация.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Развертывание совместной деятельности стран «Шанхайской пятерки» проходило  не изолировано, а возникало и  развивалось на фоне разрешения пограничных  вопросов Китая с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, а также сближения характера процесса развития двусторонних отношений последних четырех стран. В связи с этим в развитии процесса взаимодействия в рамках стран «Шанхайской пятерки» проявились две тенденции. Первая тенденция – развертывание деятельности стран «Шанхайской пятерки» синхронно с разрешением пограничных вопросов между Китаем и Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. В мае 1989 года Горбачев посетил Китай с визитом и парафировал Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее восточной части. В мае 1991 г. Цзян Цзэминь нанес ответный визит в Советский Союз, и стороны официально подписали это соглашение. В марте 1992 года Китай и Россия обменялись ратификационными грамотами по Соглашению о границе между Китаем и Россией на восточном участке. В сентябре 1994 года Цзян Цзэминь посетил с визитом Россию, стороны подписали Соглашение о границе между Китаем и Россией на западном участке, а в октябре 1995 года обменялись ратификационными грамотами по указанному Соглашению. В итоге впервые была юридически закреплена граница между Китаем и Россией протяженностью 4300 км. Одновременно пограничные вопросы Китая с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном также получили надлежащее разрешение.

Китай и Киргизия в июле 1996 г., во время визита председателя Цзян Цзэминя, в Бишкеке подписали Соглашение о государственной границе между  Китаем и Киргизией. В августе 1999 г., во время четвертого саммита глав государств «Шанхайской пятерки» в Бишкеке, председатель КНР Цзян Цзэминь подписал с президентом Акаевым «Дополнение к Соглашению о государственной границе между Китаем и Киргизией», разрешившее вопрос о границе между двумя государствами протяженностью более 1000 км.

В августе 1999 года президент Таджикистана Рахмонов посетил с визитом Китай и во время встречи в г. Даляне с Цзян Цзэминем подписал Соглашение о государственной границе между Китаем и Таджикистаном по участкам, по которым были достигнуты договоренности путем консультаций.

Стороны договорились о том, что они будут искать приемлемые способы решения разногласий на основе ныне действующих договоров, касающихся государственных границ двух стран, согласно общепризнанным нормам международного права, в духе равноправия и консультаций, взаимопонимания и взаимных уступок, путем переговоров в отношении тех участков границы, по которым сторонами еще не достигнуто единство взглядов. В июле 2000 г., во время пятого саммита глав государств «Шанхайской пятерки» в Душанбе, главы трех государств – Китая, Таджикистана и Киргизии – подписали Соглашение между Китаем, Таджикистаном и Киргизией о пункте стыковки государственных границ трех стран. Эти два соглашения заложили прочную основу для решения пограничного вопроса между Китаем и Таджикистаном.

В апреле 1994 г. премьер Госсовета  КНР Ли Пэн нанес визит в  Казахстан, и стороны подписали  Соглашение о государственной границе  между Китаем и Казахстаном. В  сентябре 1997 г. премьер Ли Пэн вновь  нанес визит в Казахстан, во время  которого стороны подписали «Дополнение к Соглашению о государственной границе между Китаем и Казахстаном».

Все упомянутые договоры и соглашения явились результатом практической деятельности «пятерки» как одно из ее важнейших направлений.

26 апреля 1996 года в Шанхае состоялась  первая встреча лидеров Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, на которой было подписано Соглашение об укреплении мер военного доверия. В соответствии с ним вооруженные силы сторон, размещенные в приграничной зоне, не должны осуществлять нападения друг на друга, проводить военные учения, направленные против другой стороны, где другая бы сторона выполняла бы функции потенциального противника. Взаимному ограничению подлежали также масштаб, рамки и число учений. Стороны обязались взаимно информировать друг друга о важных военных мероприятиях, которые они проводят в пределах стокилометровой зоны, прилегающей к совместной границе; приглашать наблюдателей от противной стороны на свои учения; предупреждать об опасных военных действиях, укреплять дружественные контакты между военнослужащими армий, дислоцированных в приграничной зоне, и пограничниками.

На встрече лидеров пяти стран  в Шанхае наряду с подписанием  Соглашения об укреплении мер военного доверия также было принято решение  о проведении ежегодных встреч «Шанхайской пятерки», что фактически свидетельствовало не только о создании механизма регулярных встреч, но и о начале его функционирования.

Вторая встреча в рамках этого  форума проходила с 24 по 25 апреля 1997 года. На этой встрече сторонами  выступали, с одной стороны, КНР, с другой – совместная сторона, представленная Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Было подписано Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.

Географическими пределами применения Соглашения явился географический район, расположенный на глубину в 100 километров по обе стороны от линии границы  между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны. В качестве чувствительных районов выделялись отдельные ограниченные по площади районы в географических пределах применения Соглашения. На Восточном участке с Российской Стороны – это Хабаровский район и Владивостокский район 6.

В соответствии с этим Соглашением  обе стороны сократили свое военное  присутствие в районе границы  до уровня, соответствующего добрососедским отношениям между двумя сторонами. Практически это означало, что  вооруженные силы, размещенные в зоне границы, выполняли лишь оборонительные функции: стороны взаимно отказались от применения вооруженной силы или угрозы ее применения; перестали стремиться к получению одностороннего военного преимущества; размещенные в зоне границы воинские контингенты не подвергались взаимному нападению; было решено подвергнуть сокращению и ограничению численный состав и основные виды вооружений сухопутных, военно-воздушных, пограничных войск и ВВС ПВО, размещенных в стокилометровой зоне по обе стороны границы; устанавливался максимальный допустимый порог численности штатного состава и вооружений после проведения сокращений; определялись методы и сроки проведения сокращения вооруженных сил; предполагался обмен материалами о вооруженных силах сторон в зоне границы и проведение контроля за ходом исполнения соглашения. Соглашение установило, что на протяжении 7000 км линии совместной границы общая максимальная численность военнослужащих сухопутных войск, ВВС и ВВС ПВО, размещенных каждой из сторон в пределах своей территории на глубину 100 км, не должна превышать 130 тысяч 400 человек. Соглашение также установило, что стороны должны на регулярной основе обмениваться военной информацией, касающейся приграничной зоны. Срок действия Соглашения – по 31 декабря 2010 г. При обоюдном согласии соглашение может быть пролонгировано7.

Содержание подписанных соглашений позволяет говорить о том, что  на данном этапе речь шла не о  создании военно-политического блока, а только о гарантиях ненападения  друг на друга.

Подписание этих двух соглашений явилось результатом последовательного развития отношений добрососедства, взаимного доверия и взаимовыгодного сотрудничества между странами пятерки. Эти соглашения уже сыграли, и будут продолжать играть положительную роль во взаимоотношениях между странами «пятерки» как в сфере региональной безопасности, так и международных отношений вообще.

Третий этап – после апреля 1997 года по 2000 год. Это этап многосторонних переговоров пяти равноправных стран  и одновременно пяти участников: Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. После успешного завершения переговоров по укреплению мер доверия в военной области и по взаимному сокращению вооруженных сил, первоначальная формула переговоров – двусторонние переговоры, на которых в качестве одной стороны выступает Китайская Народная Республика, а в качестве второй – совместно Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, изменилась на формулу «многосторонние переговоры пяти стран – пяти равноправных участников». Расширилось содержание переговоров, и теперь на них не только затрагивалась военная проблематика, связанная с приграничными зонами пяти стран, но и начался широкий обмен мнениями по проблемам политики, дипломатии, военным вопросам, вопросам безопасности и экономики. В ходе переговоров согласовывались позиции сторон, стороны выразили поддержку друг другу и между ними начало разворачиваться реальное сотрудничество.

С 3 по 4 июля 1998 года в Алма-Ате прошла третья встреча лидеров стран  форума «Шанхайской пятерки» и было подписано «Алма-атинское заявление». В соответствии с ним Стороны взяли обязательство принимать все необходимые меры по обеспечению неукоснительного выполнения Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 г.; договорились активно развивать двусторонние и региональные диалог и консультации по вопросам безопасности и приветствовали подключение к этому процессу всех заинтересованных государств региона. Стороны выразили единство в том, что любые проявления национального сепаратизма, этнической нетерпимости и религиозного экстремизма неприемлемы. Они будут принимать меры по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков 8.

Постепенно происходит расширение сфер сотрудничества между государствами-участниками «Шанхайской пятерки».

5 июля 2000 г. в Душанбе прошел  Саммит стран «Шанхайской пятерки», итогом которого стало принятие  «Душанбинской Декларации». В  соответствии с ней, стороны  приняли решение о том, что  для дальнейшего углубления взаимного доверия и дружественного сотрудничества пяти государств в военной области, для консолидации совместных усилий в сохранении мира и стабильности в регионе целесообразно проводить совещания министров обороны и консультации между оборонными структурами государств-участников «Шанхайской пятерки» 9. Это явилось новым пунктом в отношениях между странами.

Процесс взаимодействия «Шанхайской  пятерки» связан непосредственно с  развитием внутренней ситуации в  каждой из стран, ситуацией в регионе  и международной обстановкой в целом.

Внутренняя ситуация характеризовалась  тем, что после окончания «холодной» войны и распада Советского Союза  Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан  перешли к проведению государственного курса на независимость, а Китай  – курса, для которого в качестве приоритетной была определена идея экономического строительства. Все пять стран оказались перед необходимостью решения сложнейших задач по возрождению своей экономики, многотрудному выходу на уровень современной мировой науки и техники, противостоянию вызовам глобализации экономики. В связи с этим задача национального возрождения для каждой из пяти стран сводится к обеспечению мирного и стабильного внешнего окружения и многостороннего сотрудничества с соседними государствами.

В данном регионе, в частности, в Средней Азии, Закавказье и прилегающих районах, международные группировки национальных сепаратистов, религиозных экстремистов, международных террористов, а также группировки, промышляющие контрабандой наркотиков и оружия, активно развернули свою преступную деятельность. В различных государствах Средней Азии начинает развиваться экстремистское течение ислама – ваххабизм. Именно последователи ваххабизма проводят террористические акции, связанные с многочисленными взрывами, похищениями людей и убийствами. Прямой иллюстрацией этого являлись события, происходившие в Узбекистане и на юге Киргизии в 1999 году. В этом же году они предприняли попытку новых террористических актов, предпринимаемых в целях свержения в странах Средней Азии светской власти и установления в них исламских теократических режимов. После того как российская армия нанесла ощутимый удар по чеченским сепаратистам, силы международного исламского экстремизма перешли к отчаянному сопротивлению. Беспрерывно происходили вооруженные нападения, устраивались взрывы и другие террористические акты. Цель этих действий – вернуть свои былые позиции и создать на Северном Кавказе исламистское государство. Так, Афганистан не только являлся рассадником международного терроризма, но одновременно и одним из крупнейших в мире производителем наркотиков. Именно Афганистан производит 75% от мирового объема находящегося в незаконном обороте героина. Афганский героин контрабандно вывозится сначала через границу на территорию Таджикистана, затем через Киргизию, Казахстан, Россию и далее поставляется в Западную Европу. Преступная интернациональная деятельность создает серьезную угрозу безопасности среднеазиатского региона 10.

Все это потребовало от участников «Шанхайской пятерки» углубления сотрудничества в сфере коллективной безопасности, а значит, было необходимо вывести «Шанхайский форум» на новую организационную ступень.

 

1.2 Трансформация «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества. Развитие ШОС в 2000-2007 г.г.

 

5 июля 2000 года в Душанбе состоялся пятый саммит участников «Шанхайской пятерки». Итогом этой встречи стала выработка единых подходов в борьбе с экстремизмом и терроризмом, превратившихся в региональную угрозу для безопасности всех без исключения государств региона. Продолжением саммита членов Организации в Душанбе стал Шанхайский саммит на высшем уровне, проходивший 14-15 июня 2001 года. В саммите принял участие президент Узбекистана И.Каримов. Узбекистан, тем самым, подключился к процессу поиска совместных мер противодействия религиозному экстремизму и международному терроризму.

Принимая во внимание перспективное  расширение числа участников Организации, президентом Таджикистана Э.Рахмоновым (сейчас Э.Рахмон) была выдвинута инициатива переименования ее в «Шанхайский форум».

Шанхайский форум «пятерки» ознаменовался переходом Узбекистана из статуса наблюдателя в статус постоянного полноправного члена Организации. На саммите Главы Республики Казахстан, Кыргызской Республики, КНР, РФ, Республики Узбекистан и Республики Таджикистан подписали Декларацию о создании Шанхайской Организации Сотрудничества. Участники заявили, что «сформировавшийся в процессе развития «Шанхайской пятерки» «шанхайский дух», характеризующийся взаимовыгодой, равенством, взаимными консультациями, уважением к многообразию культур будет приумножаться в отношениях между государствами-участниками «Шанхайской Организации Сотрудничества»11.

Также стороны подписали Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, тем  самым, распространив сферу сотрудничества на военно-политические вопросы.

В Конвенции даны определения понятия  «терроризм», «сепаратизм» и «экстремизм». В борьбе против данных деяний стороны  обязались принимать такие меры, которые могут оказаться необходимыми, в том числе в соответствующих  случаях в области национального законодательства. Также Стороны по взаимному согласию обязались проводить консультации, обмениваться мнениями, согласовывать позиции по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе в международных организациях и на международных форумах. Центральные компетентные органы Сторон в соответствии с Конвенцией взяли обязательство осуществлять сотрудничество и оказывать друг другу содействие.

Информация о работе Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества