Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.
Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.
Предметом данного исследования является история создания и функционирования ШОС

Файлы: 1 файл

Шанхайская Организация.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

В июне 2007 года на встрече  министров обороны стран-членов Шанхайской Организации Сотрудничества было подписано Соглашение о проведении совместных военных учений и утвержден замысел маневров «Мирная миссия-2007», которые проходили в России. Соглашением предусмотрено проведение мероприятий по освобождению захваченных террористами заложников, объектов атомной промышленности, транспорта, энергетики, химических производств и др. объектов повышенной технологической и экологической опасности, обезвреживанию взрывных и иных поражающих устройств сложной конструкции, пресечению деятельности террористов.

Целью Соглашения является объединение усилий по обеспечению  эффективного реагирования на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность на пространстве ШОС, согласованных действий оборонных ведомств, а также определение правовых и организационных основ подготовки и проведения совместных военных учений 64.

28 августа 2008 года в Душанбе состоялось заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в котором приняли участие президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, президент Кыргызской Республики К.С. Бакиев, президент Российской Федерации

Д.А. Медведев, президент  Республики Таджикистан Э. Рахмон, президент  Республики Узбекистан И.А. Каримов.

На заседании были подписаны Соглашение о порядке  организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами-членами Шанхайской Организации Сотрудничества, Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Также подписан Меморандум об основах партнерских отношений между Межбанковским объединением Шанхайской организации сотрудничества и Евразийским банком развития.

Главы государств подчеркнули  важность подписанного в августе 2007 года в Бишкеке Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС для укрепления взаимодействия в рамках Организации в совместном противостоянии новым вызовам и угрозам, упрочении международного мира и безопасности, поддержании глобальной и региональной стабильности. Практическая реализация Договора будет содействовать улучшению социально-экономических условий и углублению интеграционных процессов на пространстве ШОС.

В сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами отмечена последовательная активизация деятельности РАТС как эффективного механизма координации взаимодействия компетентных органов государств-членов Организации и его информационного и аналитического обеспечения. Дана положительная оценка ходу практической реализации Программы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007-2009 годы. Совершенствованию контртеррористических возможностей ШОС способствовали совместные учения государств-членов, в том числе проведенные на территории Челябинской области Российской Федерации антитеррористические учения «Мирная миссия – 2007».

На заседании была озвучена озабоченность угрозами, связанными с возможностями использования  современных информационно-коммуникационных технологий в целях, несовместимых  с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности. В этой связи отмечена успешная работа Группы экспертов государств-членов ШОС по международной информационной безопасности по выполнению принятого в 2007 году Плана действий по обеспечению МИБ. Одновременно в целях создания правовой базы сотрудничества в этой сфере члены Организации признали целесообразным разработать межправительственное соглашение в рамках ШОС в области международной информационной безопасности.

Главы государств высказались  за дальнейшее расширение международных контактов Организации. Работа с государствами-наблюдателями при ШОС - Индией, Ираном, Монголией и Пакистаном переведена на качественно иной уровень и строится с учетом их соображений.

Главы государств приветствовали наметившуюся позитивную динамику в ряде сфер торгово-экономического сотрудничества, представляющих взаимный интерес, - создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, развитие транспортного сообщения и транзитного потенциала, современных информационно-коммуникационных технологий. Обращено внимание на необходимость более активного использования потенциала Делового совета и Межбанковского объединения ШОС в целях укрепления на пространстве Организации благоприятной инвестиционной среды и привлечения бизнес-сообщества к реализации крупных совместных экономических проектов. В контексте продвижения делового партнерства в рамках Организации подчеркнута важность сотрудничества в таможенной сфере.

На заседании было особо подчеркнуто значение взаимодействия в гуманитарной сфере как одного из ключевых факторов неуклонного укрепления и расширения социальной базы дружбы, добрососедства и взаимопонимания между народами государств-членов ШОС. Отмечено намерение к налаживанию контактов между законодательными органами заинтересованных государств-членов Организации.

Совместные военные  учения в значительной степени позволили  укрепить взаимное доверие в военной  области государств-членов ШОС, а  также оказали содействие в укреплении мира и стабильности в регионе. Уже  в самом начале создания ШОС главы вошедших в состав Организации государств определили среди основных задач сотрудничество в области обороны и безопасности 65.

После того, как человечество перешагнуло порог нового столетия, мир и развитие по-прежнему остались решающими факторами нашего времени. На этом фоне Шанхайская организация сотрудничества, приверженная духу мира, сотрудничества и развития, стала общепризнанной и активной силой на планете, привлекая к себе взоры всего мира.

Результаты, достигнутые  ШОС и механизмом «Шанхайской  пятерки» охватывают ряд важных сфер сотрудничества, таких как политика, безопасность, экономика и гуманитарная сфера.

В сфере политического  сотрудничества были подписаны соглашения об укреплении доверия в военной  области в районе границы и  о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, что усилило взаимное доверие и сотрудничество в области безопасности между Китаем и Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. По мере углубления развития двусторонних и многосторонних политико-экономических отношений в рамках ШОС пограничные вопросы между странами были полностью разрешены 66.

Государства-члены организации  активизировали согласование и взаимодействие по важным региональным проблемам и  актуальным вопросам. Они неоднократно излагали общую позицию по афганскому и другим актуальным международным вопросам, обнародовали общие мнения относительно многополярности мира, демократизации международных отношений, экономической глобализации, многообразия цивилизаций, прав человека и т.д., стремясь продвигать становление нового международного политико-экономического порядка 67.

При усилиях государств-членов в рамках ШОС уже эффективно работают механизмы ежегодных встреч на уровне глав государств и правительств (премьер-министров), министров иностранных дел, экономики, транспорта, культуры, обороны, безопасности, генеральных прокуроров, а также министерств чрезвычайных ситуаций. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов Организации. Шанхайская организация сотрудничества имеет два постоянно действующих органа – Секретариат в Пекине и Региональная антитеррористическая структура в Бишкеке 68.

В условиях глобализации экономики и многополярности  мировой политики региональные организации  показали свою жизнеспособность. Будучи региональной организацией, ШОС с момента основания показала свою «уникальную привлекательность». Такая привлекательность в значительной степени объясняется «шанхайским духом» и теми принципами, которых ШОС придерживается 69.

За время своего существования  Шанхайская Организация Сотрудничества развернула эффективное сотрудничество в области безопасности, тем самым, внеся важный вклад в поддержание безопасности и стабильности региона, а также содействие общему развитию государств-участников. Плодотворное взаимодействие по безопасности становится важной основой непрерывно развивающейся Организации.

В последние годы ШОС  сделала многое в областях обороны  и безопасности, в частности антитеррористической борьбы. В рамках ШОС трижды проводились  совместные антитеррористические учения с участием государств-членов.

Шанхайская организация  сотрудничества также уделяет особое внимание борьбе с транснациональным  наркотрафиком и вызываемой им преступной деятельностью, в частности отмыванием денег, незаконной перевозкой и торговлей стрелковым ружьем. Государства-члены ШОС подписали соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным наркотрафиком. В связи с тем, что Афганистан граничит с несколькими странами Центральной Азии, и данный регион превратился в коридор для перевозки наркотиков из Афганистана в Европу и другие места мира, ШОС оказывала и оказывает правительству Афганистана активное содействие в борьбе с наркотиками и скорейшем достижении мирного восстановления. В 2005 году была создана контактная группа ШОС-Афганистан.

В результате проводимой компетентными органами работы и предпринимаемых в рамках международного сотрудничества целенаправленных и действенных мер по предупреждению, предотвращению и пресечению террористической деятельности, обстановка в государствах остается стабильной и прогнозируемой, что способствует активизации интеграционных процессов, социально-экономического и культурного сотрудничества.

Выполняя рекомендации, содержащиеся в Декларации глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества, при содействии и координирующей роли Исполнительного комитета РАТС ШОС осуществлены совместные антитеррористические учения на территориях Республики Узбекистан, Республики Таджикистан и Кыргызской Республики. Целями учений предусматривалась отработка вопросов взаимодействия между силовыми структурами стран-участников учений при проведении специальных операций по нейтрализации групп террористов, действующих в регионе, и повышение готовности антитеррористических подразделений к практическим действиям в рамках силовой фазы специальных мероприятий в экстремальных условиях 70.

Целенаправленно проводится работа по корректировке и обновлению утвержденных Советом РАТС ШОС «перечня террористических, сепаратистских и  экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС» и «списка лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств- членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера». На базе списка начато формирование «Единого розыскного реестра органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС» 71.

Активно проводились  рабочие контакты с региональным представительством в Центральной  Азии Управления ООН по наркотикам и преступности, Антитеррористическим центром СНГ, дипломатическими миссиями, аккредитованными в Республике Узбекистан, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В ходе этих контактов проводился обмен мнениями по вопросам сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и деятельности РАТС ШОС, а также взаимодействия с другими международными организациями. Вместе с тем, большое внимание придается активизации целенаправленных контактов в вопросах борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом с такими международными организациями, как АТЦ СНГ, ОДКБ, АСЕАН, Управлением ООН по наркотикам и преступности, компетентными органами государств-наблюдателей в ШОС 72.

За короткий отрезок  времени Шанхайская организация сотрудничества стала действенной и эффективной региональной организацией, являющейся серьезным фактором обеспечения стабильности и экономического развития региона.

Период становления  ШОС уже завершен; в настоящее  время созданы необходимые механизмы многоуровневого взаимодействия между государствами-членами практически во всех сферах деятельности. Два постоянно действующих органа Организации в лице Секретариата ШОС в Пекине и Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте обеспечивают всестороннее развитие ШОС и наполняют ее деятельность практическим содержанием.

Организация стала узнаваемой на международной арене. Она получила статус наблюдателя при Генеральной  ассамблее ООН, наладила тесные контакты с другими схожими по характеру организациями, такими, как АСЕАН, СНГ и ЕврАзЭС. Ряд других международных организаций в настоящее время желают взаимодействовать с ШОС. Кроме того, наблюдается и интерес со стороны других государств, которые намерены получить статус наблюдателя или стать членом ШОС.

Одним из основных достижений является признание и адекватное восприятие мировым сообществом  принципов «шанхайского духа», включающих «взаимное доверие, взаимную выгоду, равенство, взаимные консультации, уважение к многообразию культур и стремление к совместному развитию» 73.

К настоящему времени  ШОС уже достигла заметных успехов  в своем развитии, что привлекло  большое внимание со стороны мирового сообщества. Все больше стран желают укрепить с организацией сотрудничество. Сотрудничество внутри ШОС сейчас расширяется, и переходит из областей безопасности и экономики в гуманитарную, научно- техническую сферы, а также сферу защиты окружающей среды. Геополитическая близость, древняя история межгосударственных связей, взаимодополняемость экономик и общие интересы говорят о широком потенциале сотрудничества между странами ШОС 74.

Помимо сотрудничества между членами ШОС, в организации  также налажено тесное взаимодействие с ее наблюдателями – Индией, Пакистаном, Монголией и Ираном. Более того, ШОС еще во многих сферах сотрудничает с международными организациями, в том числе с СНГ и АСЕАН.

Можно сказать, что по мере своего развития ШОС вносит все  больший вклад в дело мира, стабильности и развития как в регионе, так  и во всем мире.

Однако у Шанхайской Организации Сотрудничества есть ряд проблем.

1.Регулярное проведение  встреч, привлекающих внимание других  стран мира, политиков и обозревателей,  конечно, повышает в определенной  степени международный имидж  ШОС. Однако у стороннего наблюдателя  назревает вопрос: «Что конкретного экономические или иные связи в рамках ШОС принесут для улучшения внутриэкономического, социального, гуманитарного положения в странах-членах ШОС?». Ведь существованием Организации и проведением регулярных встреч министров экономик и финансов не подменить сближения стран на идеях совместного развития, взаимовыгодного экономического сосуществования. Возникает дилемма – будет ли данное объединение основано лишь на стремлениях «верхов» или же оно станет действительным выразителем коренных интересов народов стран, входящих в ШОС?

Информация о работе Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества