Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.
Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.
Предметом данного исследования является история создания и функционирования ШОС

Файлы: 1 файл

Шанхайская Организация.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Из года в год совместных культурных мероприятий проводится все больше, их программа становится насыщеннее. При этом важную роль играет внимание, уделяемое главами государств вопросам культурно-гуманитарного сотрудничества. Авторитет ШОС сегодня возрастает. Она становится организацией активного политического и экономического сотрудничества, и утверждение соответственного культурного пространства, несомненно, способствует более тесному сближению народов стран этой Организации. Этот вопрос был внесен в повестку дня состоявшегося в августе 2007 года Бишкекского саммита.

Участие министров культуры на саммите и подписание соглашения о культурном сотрудничестве свидетельствуют  о развитии связей в этом направлении. Подписанное в июне 2006 года соглашение о сотрудничестве в сфере образования  также служит правовой основой развития и укрепления взаимодействия в этой области.

Богатый опыт двустороннего  сотрудничества стран ШОС в сфере  образования способствует расширению многосторонних связей. Например, в  Ташкенте действуют представительство  Центра международного научного и культурного сотрудничества «Росзарубежцентр», филиалы Российской экономической академии имени Г.Плеханова, Московского государственного университета имени М.Ломоносова, Российского государственного университета нефти и газа имени И.Губкина. Примером также могут служить открытие кафедры узбекского языка в Центральном университете национальностей Пекина и института имени Конфуция по изучению китайского языка и культуры в Узбекистане.

Наряду с университетами различные проекты сотрудничества предлагаются академическими кругами, спортивными и общественными организациями, молодежными структурами. В частности, документ о сотрудничестве подписан национальными олимпийскими комитетами Узбекистана и Китая. Уделяется большое внимание укреплению дружбы между молодежью. Главы государств приветствовали намерение молодежных организаций развивать контакты в рамках ШОС. В Узбекистане, Китае и Казахстане прошли выставки «Дети рисуют сказки», и этот процесс продолжается. Следует отметить, что в 2008 году в Китае проводились Олимпийские игры, а Сочи в 2014 году станет городом проведения зимней Олимпиады. Страны ШОС содействовали, и будут содействовать организации и проведению этих крупных мероприятий 56.

В развитии гуманитарного  сотрудничества важную роль играет и  Форум ШОС. На состоявшемся в мае 2006 года в Москве учредительном заседании Форума ШОС были приняты его Регламент и План работы.

В соответствии с Регламентом  основными задачами Форума определены установление связей, обмен опытом и информацией между научно-исследовательскими и политологическими центрами государств-членов ШОС, проведение исследований и подготовка аналитических и прогнозных материалов, рекомендаций, касающихся отдельных сторон деятельности ШОС для повышения эффективности работы данной организации, участие в экспертизе проектов в рамках многосторонних программ сотрудничества ШОС, подготовка и проведение международных симпозиумов, семинаров, научно-практических конференций, «круглых столов» и других мероприятий по вопросам, представляющим взаимный интерес. В состав Форума входят по одному авторитетному научному учреждению от каждого государства-члена ШОС. Эти учреждения имеют статус Национального исследовательского центра Организации 57.

Сотрудничество в гуманитарной сфере заложило прочную общественную основу для укрепления дружбы между  странами ШОС и имеет нарастающую  тенденцию развития. Благодаря особенностям гуманитарных ресурсов каждой страны у участниц Организации имеется  огромный потенциал для взаимодействия. Прежде всего, многовековые тесные контакты между народами стран Центральной Азии углубляли и углубляют взаимное понимание между ними, содействовали и содействуют обогащению национальных культур. В то же время связи Китая со странами Центральной Азии уходят в далекое прошлое. Известно, что древний «Шелковый путь» в свое время сблизил Китай со странами Центральной Азии и в настоящее время является неким связующим звеном между ними. Также, необходимо отметить, что страны Центральной Азии находятся под большим влиянием русской культуры. Русский язык служит универсальным языком общения в регионе. Исходя из этого, ШОС обладает уникальными условиями для содействия обмену и сотрудничеству в гуманитарной сфере 58.

Одним из важных направлений гуманитарного сотрудничества стран-членов ШОС является кооперация в деле предупреждения чрезвычайных ситуаций, что особенно необходимо в таком географически сложном и экологически неблагополучном регионе, как Центральная Азия и часть Китая. Начало этому виду взаимодействия было положено в конце 2001 года, а в 2002 году по итогам встречи глав чрезвычайных ведомств стран-участниц ШОС состоялось подписание протокола, предусматривающего развитие кооперации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В июле 2005 года было подписано Соглашение между государствами-членами Шанхайской Организации Сотрудничества об оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с документом, стороны будут оказывать друг другу помощь в ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании запроса в соответствии со своими возможностями и на добровольной основе. Условия предоставления помощи определяются по договоренности сторон.

При этом стороны в  соответствии с законодательством  своих государств будут способствовать беспрепятственному транзиту через свои территории групп спасателей с необходимым оборудованием и оснащением, а также гуманитарных грузов. Таможенное оформление будет проводиться в упрощенном виде и в приоритетном порядке на основании уведомлений, выдаваемых компетентными органами сторон 59.

Шанхайская Организация  Сотрудничества имеет огромный потенциал, в частности, располагает большими возможностями для расширения гуманитарных связей. Наблюдая за процессом сотрудничества в рамках организации, можно заметить, что страны-участницы активизируют все имеющиеся и создают новые возможности. Следовательно, в дальнейшем и гуманитарное сотрудничество будет расширяться, и приобретать все более новое содержание.

Энергетическая сфера  сотрудничества.

Энергетическая составляющая занимает все большее место в экономических процессах. Тема энергетики глобализируется, становясь предметом споров между отдельными государствами и их союзами. Не менее актуален вопрос первичности энергетической составляющей на уровне региональных объединений, таких как ШОС.

Экономическое взаимодействие в рамках ШОС развивается достаточно высокими темпами. Создан Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС, работает Научно-экспертный форум. ШОС объединяет в себе государства, которые являются крупнейшими производителями энергоресурсов, а также страны, которые выступают в качестве импортеров. Именно этот факт обуславливает перспективность многостороннего энергетического взаимодействия в рамках ШОС.

В рамках саммита ШОС в середине июня 2006 года в Шанхае Владимир Путин выделил ряд основных сфер сотрудничества стран-участниц ШОС, среди которых на первое место поставил энергетику. Он также указал на наличие достаточной организационно-правовой базы для активного продвижения экономических проектов. Более того, на заседании глав государств организации Путин предложил создать Энергетический клуб ШОС и расширить взаимодействие в транспортно-коммуникационной сфере. При этом Путин не исключил возможности кредитования Россией отдельных экономических проектов в рамках ШОС. Российского президента поддержал Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, который выступил с инициативой проведения в Тегеране встречи министров энергетики стран ШОС для изучения возможностей регионального сотрудничества в освоении, добыче, транспортировке и переработке нефти и газа. По сути — это планы ШОС по созданию так называемой «новой энергетической конфигурации азиатского региона» 60.

На прошедшей 29 июня 2007 года в Москве встрече министров стран-членов Шанхайской Организации Сотрудничества, отвечающих за развитие топливно-энергетического комплекса, было одобрено Положение об Энергетическом клубе Организации.

Участники встречи обменялись мнениями и согласились с целесообразностью  повышения эффективности сотрудничества в энергетической сфере для обеспечения энергетической безопасности государств-членов ШОС и необходимостью сопоставления национальных стратегий государств-членов ШОС в целях их дальнейшей гармонизации.

Руководители поддержали создание Энергетического Клуба ШОС, как  неправительственного совещательного органа по энергетике и согласились с Положением о нем.

Согласно одобренному Положению, Клуб объединяет представителей как  госструктур, так и крупного бизнеса  и информационно-аналитических центров, работающих в сфере энергетики. Высшим органом Клуба является Группа высокого уровня (ГВУ). Кроме того, в качестве наблюдателей в Клуб могут войти по два представителя от стран-наблюдателей в ШОС. Председателем ГВУ Энергетического клуба будет на принципах ротации национальный координатор уровня не ниже заместителя министра от того государства, которое председательствует в ШОС в текущем году.

Основной задачей Клуба является создание информационной и дискуссионной  площадки для всестороннего обсуждения энергетических стратегий государств-членов ШОС с позиций их гармонизации и выработки предложений по повышению энергетической безопасности 61.

Сама идея Энергетического  клуба имеет высокий потенциал  для реализации. Очевидно, что в своем развитии ШОС все больше переходит от политического к экономическому взаимодействию. Такой подход диктуют ситуация на мировых рынках энергоресурсов и проблемы, накопившиеся в странах-участницах ШОС. И в России, и в Казахстане, Китае, и в других государствах «шестерки» понимают: только скорейшее решение накопившихся социально-экономических трудностей в своих, отеческих пределах может обеспечить безопасность и стабильность во всем регионе.

Плодотворно и взаимодействие в газовой сфере. «Газпром» и  Китайская нефтегазовая корпорация подписали соглашения о строительстве  двух газопроводов.

Достигнута договоренность о разработке технико-экономического обоснования поставок в Китай  российской электроэнергии.

Стратегическое партнерство  в энергетике позволит России и Китаю  реализовать такие их естественные преимущества, как географическая близость и экономическая взаимодополняемость.

Трудности КНР находятся, прежде всего, в области экологической, энергетической и продовольственной  безопасности. Природа Китая не выдерживает  нагрузки, которую породили стремительная  индустриализация и урбанизация.

Растущий спрос на нефть и газ повышают интерес  Китая к природным богатствам азиатской части России. А, значит, Россия не должна исключать возможность  китайской экспансии.

В 2002 году два крупнейших производителя углеводородов –  «Газпром» и «Национальная компания «КазМунайГаз» объединили свои производственные мощности и создали совместное предприятие «КазРосГаз». На компанию были возложены операции с казахстанским природным газом, который добывается из крупнейшего в Казахстане Карачаганакского газового месторождения, расположенного вблизи важнейших промышленных центров России. «КазРосГаз» закупает сырой газ с Карачаганакского месторождения и перерабатывает его на соседнем российском Оренбургском газоперерабатывающем заводе. В эту производственную цепочку входят маркетинг, транспортировка, продажа газа и, соответственно, получение равной прибыли.

Сегодня казахстанский  газ и продукты его переработки  успешно реализуются на внутреннем и внешнем рынках. Если сопоставить  цифры, то они впечатляют. За последние годы объемы переработки составили около 7,5 млрд. кубометров в год. На 2008 год заключен договор на переработку 8,05 млрд. кубометров сырого газа. Максимальный объем переработки газа – не менее 16 млрд кубометров – будет достигнут уже через три года, в 2012 году62.

Энергетическая составляющая занимает все большее место в  экономических процессах в рамках ШОС. Тема энергетики глобализируется, становясь предметом споров между  отдельными государствами и их союзами. ШОС объединяет в себе государства, которые являются крупнейшими производителями энергоресурсов, а также страны, которые выступают в качестве импортеров. Именно этот факт обуславливает перспективность многостороннего энергетического взаимодействия в рамках ШОС.

Военное сотрудничество в рамках ШОС.

Приоритеты сотрудничества в военной сфере были определены на состоявшейся 26-27 июня 2007 года в столице  Кыргызстана встрече министров  обороны государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества. Они  были призваны внести весомый вклад  в формирование и реализацию общей стратегии государств Организации по обеспечению региональной безопасности и эффективному противодействию вызовам современности – прежде всего терроризму, экстремизму, сепаратизму, транснациональной преступности и, в частности, наркоугрозе и торговле оружием.

Опасность их проявления в регионе не снижается и сегодня. В этом отношении одним из основных очагов дестабилизации выступает Афганистан. Уже ни один год подряд здесь бьют рекорды по выращиванию урожая опийного мака. Зелье нелегально переправляется по так называемому северному маршруту в постсоветские республики Центральной Азии и далее по всему миру. Объемы незаконного оборота наркотиков таковы, что по данным Службы нацбезопасности Узбекистана, прямо угрожают национальной безопасности этой страны. Понятно, что противодействовать деятельности наркогруппировок, которые занимаются в Афганистане выращиванием и поставками зелья в другие страны, возможно только совместными усилиями. В том числе, через сотрудничество в военной сфере и, прежде всего – укреплении и надежной защите внешних государственных границ Центральноазиатских стран 63.

Чтобы сделать это  необходимы эффективное сотрудничество на региональном и международном  уровнях, в том числе в составе  ШОС, ее Регионального антитеррористического центра (РАТЦ), а также ОДКБ, ООН и других авторитетных организаций. Как отмечалось на встрече военных руководителей стран «шестерки», для оказания отпора боевикам требуется регулярно отрабатывать методы и навыки проведения совместных антитеррористических операций. Такие учения состоялись в конце мая в Кыргызстане. Они прошли с участием представителей спецслужб, правоохранительных органов и силовых структур государств-членов ШОС, а также РАТЦ, ОДКБ, Антитеррористического центра СНГ и назывались «Иссык-Куль-Антитеррор-2007». Основной их целью стала выработка взаимодействия и эффективной координации различных подразделений при проведении широкомасштабных спецопераций по предотвращению терактов, ликвидации незаконных вооруженных бандгрупп и обеспечению надежной охраны госграниц. Главы оборонных ведомств подписали соглашение о проведении в рамках ШОС очередных весьма представительных по своему составу и привлекаемым техническим средствам и вооружениям антитеррористических командно-штабных учений «Мирная миссия-2007». Они прошли в августе 2008 г. в России на территории Приволжско-Уральского военного округа (Челябинская область). В этих маневрах приняли участие около пяти тысяч военнослужащих, офицеров и бойцов спецподразделений РФ, КНР, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, а также группа военных наблюдателей из Узбекистана. Как планировалось, здесь было задействовано до полутысячи единиц вооружений и военной техники, в том числе авиация России и Китая. Подобная форма военного сотрудничества на пространстве государств ШОС впервые была опробована на маневрах «Мирная миссия-2005» в КНР, а теперь уже традиционное приглашение на учения наблюдателей от других государств. Эти учения призваны наглядно продемонстрировать, что партнерство стран «шестерки» является открытым и не направлено против каких-либо других государств или международных структур.

Информация о работе Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества