Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:28, магистерская работа
Проблема, которую мы ставим в данном исследовании, заключается в анализе мотивов лидирующей группы потребителей страхования жизни, а также выявлении причин слабой заинтересованности населения в программах страхования жизни, несмотря на рост уровня благосостояния и повешение социальной стабильности.
Целью нашего исследования является выявление особенностей мотивов и факторов пользования услугой по страхованию жизни в современной России.
Актуальность и постановка проблемы исследования 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к анализу страхования жизни 6
§1.1. Коммерциализации элементов социального порядка на рынке страхования жизни 9
§1.2. Рынок страхования жизни сквозь призму социальных рисков 19
§1.3. Хозяйственная мотивация потребителя на рынке страхования жизни 23
ГЛАВА 2. Эмпирические исследования страхования жизни 26
§2.1. Отличительные черты рынка страхования жизни в России 26
§2.2. Портрет потребителя услуги по страхованию жизни 32
ГЛАВА 3. Методология исследования 36
ГЛАВА 4. Мотивы и факторы пользования услугой личного добровольного страхования жизни 47
§4.1 Финансовый профиль потребителей услуги добровольного страхования жизни 48
§4.2. Модель, предсказывающая вероятность покупки полиса страхования жизни 57
§4.2. Особенности мотивационных установок потребителей услуги по страхованию жизни 67
Заключение 75
Список литературы 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
«Все руки как то не доходят, да и особо лишних денег нет» (Респодент 8) |
«Если есть средства, то почему бы и нет. Но как на это скопить только…» (Респодент 6) |
«Главное чтобы были свободные средства, чаще когда они появляются, тратишь их на что то другое» (Респодент 8) |
Помимо нехватки финансовых возможностей, потребители данной услуги в глазах тех, кто не пользуется страхованием жизни, представляются людьми исключительно финансово обеспеченными, не без негативных суждений насчет источников их заработков.
«Я думаю, есть также состоятельные люди, которым позволяют деньги и они думают «а почему бы и нет, пусть будет» (Респодент 6) |
«Исключительно богатых людей, которые могут покрыть большую стоимость действительно хорошей страховки, и которым есть что терять в отличии от большинства населения этой страны» (Респодент 7) |
«Это тупо бизнесмены или толстосумы – политики» (Респодент 6) |
Образ потребителей услуги по страхованию жизни в Европе, также вызывают не меньшие негативные суждения у респондентов.
«Европейцы народ другой, более осторожный и затюканный» (Респодент 8) |
«Потому что у них порядок и логика во всем. Налоги большие платят – большие пенсии, на которую старики живут достойно. Они видят цели вкладов, зная что это все оправданно» (Респодент ) |
«Вы повествуете достаточно обманчивое и гиперболизивонное представление о состояние дел резидентов ЕС» (Респодент 7) |
«Да и со здоровьем также, европейцы регулярно профилактически проверяются у врачей, а в России пока петух жареный не клюнет, не побежишь в больницу и даже если сможешь побежать это уже хорошо…это похоже у нас в крови, такой менталитет» (Респодент 8) |
Сопоставляя данные интервью с потребителя и потенциальными потребителями услуги по страхованию жизни, мы наблюдаем различие в определении рисков. Для потребителей СЖ риск – есть неопределенность, которая влияет, прежде всего, на его семью. Именно для семьи данная неопределенность несет в себе угрозу: угрозу того, что потребитель не сможет поддерживать уровень потребления, который был до наступления несчастного случая, к примеру. Данный случай имеет место быть, если мы рассматриваем страхование на случай наступления инвалидности, и как следствие, потери трудоспособности. К данной проблеме различного трактования обществом рисков подходил Н. Луман, который также рассматривал проблему выбора рисков. Данная проблема находит свое отражение и в случае страхования жизни: респонденты по-разному рассматривали риски, угрожающие их семьям. Так для страхователей, риски могут быть взяты под контроль, в то время, как потенциальные страхователи рассматривают риски сквозь призму их основного источника (по их мнению): социальных институтов. Потенциальные потребители как бы перекладывают с себя риски на «сбои» в функционировании данных институтов. Таким образом, оценивание рисков действительно, по Луману, считается проблемой социального толка, а не психологической и свойственной лишь индивиду, а не группе в целом.
Так же можно отметить, что мотивация для страхования жизни черпается из опыта референтной группы потребителя: это может быть прошлый положительный опыт родителей (обязательное страхование жизни в СССР), а также ресурсы социальных связей (друзья, родственники). В то время как для потенциальных потребителей данный «источник» не актуален.
Целью нашего исследования было рассмотрение мотивов и факторов, которые определяют наличие у потребителя полиса добровольного личного страхования жизни.
На основе теоретического этапа нашего исследования, было установлено, что деньги могут передавать любые ценности, тем не менее, если мы будем давать денежную оценку человеческой жизни, то она рискует потерять свою уникальность. А при коммерциализации тех товаров, которые не могут называться таковыми в силу моральных убеждений (являются бесценными), может произойти изменение этих «товаров» - будут произведены вредные побочные продукты. Процесс же превращения в товар новых объектов, которые раньше товарами не являлись – коммодификация - является продуктом подобных изменений. Но, тем не менее, само рыночное общество противится пускать фиктивные товары в оборот. Регулировать оборот подобных «товаров» должно государство. С позиции же экономистов, современная экономическая наука готова к тому, чтобы определить стоимость человеческой жизни. Более того, экономисты рассматривают возможность того, что в скором времени денежная оценка стоимости человеческой жизни будет являться одним из показателей уровня развитости государства.
Так же мы заключили, что социальные риски несет не отдельный индивид, а общество в целом. Риски нельзя калькулировать, могут применяться лишь тщетные попытки их учета. Тем не менее, в рамках нашего исследования мы предприняли попытку понять, не только, как потребитель воспринимает для себя риск, связанный с угрозой для жизни, но и какова его мотивация его действия, как хозяйствующего объекта.
На основе результатов нашего исследования, мы проанализировали финансовый профиль потребителя услуги по страхованию жизни. Вопреки нашим предположениям, потребителей услуги по страхованию жизни в сравнении с другими группами не отличают более высокие оценки их материального положения. Тем не менее, самооценка финансовой грамотности потребителей страхования жизни более высока в сравнении с потенциальными потребителями полиса. Если мы рассматриваем доверие потребителей к современным институтам, то потребители СЖ обладают доверием к институтам, которые непосредственно связаны с страхованием: страховые компании, агентство по страхованию вкладов, паевые инвестиционные фонды, кредитные кооперативы, негосударственные пенсионные фонды. В целом, переходя на макроуровень, потребителям услуги по СЖ свойственны положительные оценки экономических условий в стране, что также ведет к наличию у них долгосрочных финансовых целей на рынке.
С другой стороны, нами была предпринята попытка построения модели, предсказывающей вероятность наличия у потребителя полиса страхования жизни. На основе данной модели, нами была отмечена интересная зависимость: религиозная принадлежность потребителя увеличивает шансы наличия полиса СЖ. Данный вывод не может не свидетельствовать о том, что культурные практики (в нашем случае религиозная принадлежность) в случае с российским потребителем не являются преградой в продвижении данной услуги населению. Что также нашло свое отражение и на качественном этапе исследования. Объясняя мотив отказа от покупки полиса, хозяйствующий агент не руководствовался размышлениями религиозного толка.
В заключение, стоит отметить, что данное исследование относится к типу поисковых (разведывательных). В данном исследовании, мы предприняли попытку анализа действия хозяйствующего агента на рынке страхования жизни – рынка, который в основе своей содержит идею коммерциализации человеческой жизни. Исследования потребителей на рынке страхования жизни являются немногочисленными, мы же в настоящем исследовании предложили обраться к существующим проблемам на рынке с помощью категориального аппарата экономсоциологов. Данный подход расширяет рамки анализа действий потребителей, в соответствии с этим, мы предлагаем в дальнейших исследованиях продолжать использовать данный подход.
<http://ecsoc.hse.ru/data/
Таблица 1
Объясненная моделью дисперсия
Компоненты |
Первичные собственные значения |
Суммы квадратов нагрузок | ||||
Всего |
% дисперсии |
Совокупный % |
Всего |
% дисперсии |
Совокупный % | |
1 |
5 |
31 |
31 |
5 |
31 |
31 |
2 |
2 |
11 |
41 |
2 |
11 |
41 |
3 |
1 |
7 |
49 |
1 |
7 |
49 |
4 |
1 |
6 |
54 |
|||
5 |
1 |
5 |
60 | |||
6 |
1 |
5 |
64 | |||
7 |
1 |
5 |
69 | |||
8 |
1 |
4 |
73 | |||
9 |
1 |
4 |
76 | |||
10 |
1 |
3 |
80 | |||
11 |
1 |
3 |
83 | |||
12 |
1 |
3 |
86 | |||
13 |
1 |
3 |
89 | |||
14 |
0 |
3 |
92 | |||
15 |
0 |
3 |
95 | |||
16 |
0 |
3 |
97 | |||
17 |
0 |
3 |
100 |
Рис.1 Выбор числа факторов методом «каменистой осыпи»
Таблица 2
Описательная статистика независимых переменных модели
Frequency |
Percent |
Valid Percent | |
Мужчины (1) | |||
женщины (0) |
12352 |
56 |
56 |
мужчины (1) |
9641 |
44 |
44 |
У респондента нет семьи | |||
иное сем.положение |
14574 |
66 |
80 |
нет семьи |
3570 |
16 |
20 |
Всего по переменной |
18144 |
82 |
100 |
Миссинги |
3849 |
17.5 |
|
У респондента есть семья | |||
иное сем.положение |
9086 |
41 |
50 |
есть семья |
9058 |
41 |
50 |
Всего по переменной |
18144 |
82 |
100 |
Миссинги |
3849 |
17.5 |
|
Респондент живет гражданским браком | |||
иное сем.положение |
16060 |
73 |
89 |
живут гр.браком |
2084 |
9 |
11 |
Всего по переменной |
18144 |
82 |
100 |
Миссинги |
3849 |
17.5 |
|
Респондент разведен | |||
иное сем.положение |
16758 |
76 |
92 |
разведен |
1386 |
6 |
8 |
Всего по переменной |
18144 |
82 |
100 |
Миссинги |
3849 |
17.5 |
|
Респондент имеет только незаконченное среднее образование | |||
другое образование |
14213 |
65 |
78 |
незаконченное среднее |
3966 |
18 |
22 |
Всего по переменной |
18179 |
83 |
100 |
Миссинги |
3814 |
17.3 |
|
Респондент имеет только законченное среднее образование | |||
другое образование |
12329 |
56 |
68 |
законченное среднее |
5850 |
27 |
32 |
Всего по переменной |
18179 |
83 |
100 |
Миссинги |
3814 |
17.3 |
|
Респондент имеет среднеспециальное образование | |||
другое образование |
14024 |
64 |
77 |
среднеспециальное |
4155 |
19 |
23 |
Всего по переменной |
18179 |
83 |
100 |
Миссинги |
3814 |
17.3 |
|
ДЛЯ ВСЕХ ПЕРЕМЕННЫХ: БАЗА |
21993 |
100 |
Информация о работе Мотивы и факторы покупки полиса добровольного страхования жизни в России