Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ состояния государственного регулирования страхования в РФ и разработка путей его совершенствования.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
- дать оценку месту и роли государственного регулирования страхования;
- проанализировать современное состояние и перспективы страхового рынка в РФ;
- изучить государственную политику по надзору за страховой деятельностью (формирование страховых тарифов, особенности налогообложения страхования, контроль за инвестиционной деятельность страховщиков);
- проанализировать законодательные пути совершенствования государственного регулирования страховой деятельности в РФ.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Основы государственного регулирования страховой деятельности в РФ

1.1. Этапы становления страховой деятельности в РФ

1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие страховую деятельность в РФ

1.3. Государственное регулирование и контроль за страховой деятельностью

Глава 2. Анализ современного состояния государственного регулирования страховой деятельности в РФ

2.1. Анализ страхового рынка РФ в 2010 -2011 гг.

2.2. Тенденции развития страхования в 2012г.

2.3. Формирование тарифов и особенности
налогообложения страхования на российском страховом рынке

Глава 3. Совершенствование государственного регулирования страховой деятельности в РФ

3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования страхования

3.2. Последствия вступления в ВТО для российского рынка страхования: стратегия 2021

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование страховой деятельности.doc

— 764.50 Кб (Скачать файл)

Система государственного надзора в современной России опирается на действующую систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство и комплекс подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах своей компетенции различными органами исполнительной власти.

Важнейшим законодательным  актом, регулирующим основы деятельности ФССН как надзорного органа, является Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (гл. IV), где отражен  порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью.

Согласно ст. 30 Закона о страховом деле государственный  надзор за деятельностью субъектов  страхового дела осуществляется в целях  соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений, регулируемых настоящим законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор должен реализовываться на принципах законности, гласности и организационного единства.

В соответствии с Законом  об организации страхового дела страхование  на территории Российской Федерации (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке (п. 5 ст. 4).

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела включено в страховой надзор и является одной из основных функций Росстрахнадзора, оказывающей влияние на обеспечение надежности функционирования страхового рынка.

В рамках осуществления  данной функции Служба принимает  решения о выдаче или отказе в  выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензии субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев.

Лицензирование субъектов  страхового дела осуществляется на основании  документов, представляемых соискателем  лицензии в орган страхового надзора, перечень которых установлен Законом об организации страхового дела.

Необходимо обратить внимание на некоторые важные организационные  аспекты деятельности Росстрахнадзора, урегулированные в подзаконных  актах разного уровня. В Положении о ФССН закреплено, что деятельность Службы осуществляется непосредственно и через свои территориальные органы. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Росстрахнадзора и ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная служба страхового надзора имеет двухуровневую  систему управления. На верхнем уровне управления находится центральный  аппарат, который является главным  распорядителем средств федерального бюджета. Структуру центрального аппарата ФССН составляют управления, каждое из которых, в свою очередь, состоит из нескольких отделов. Наименование управлений позволяет составить представление о содержании деятельности Службы.

На втором уровне управления находятся 7 инспекций страхового надзора, являющихся получателями средств федерального бюджета: Инспекция страхового надзора по Центральному федеральному округу; Инспекция страхового надзора по Приволжскому федеральному округу; Инспекция страхового надзора по Сибирскому федеральному округу; Инспекция страхового надзора по Дальневосточному федеральному округу; Инспекция страхового надзора по Южному федеральному округу; Инспекция страхового надзора по Уральскому федеральному округу; Инспекция страхового надзора по Северо-Западному федеральному округу.

Как уже было сказано, их деятельность регламентируется утвержденным Министерством финансов РФ Положением о территориальных органах ФССН, где подробно регламентируются полномочия этих органов, закрепляются права и  обязанности руководителя и сотрудников инспекций.

Службу возглавляет  руководитель, назначаемый и освобождаемый  от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Круг его прав и обязанностей, персональная ответственность также закреплены в Положении о ФССН.

Отметим, что Росстрахнадзор вправе издавать правовые акты, не носящие  нормативный характер. В частности, можно привести в пример приказ ФССН от 5 марта 2007г. № 194 «Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы страхового надзора», приказ ФССН от 14 января 2008г. № 5 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы страхового надзора». Безусловно, принятие подобных внутриведомственных актов необходимо для регулирования и осуществления контроля за деятельностью как центрального аппарата, так и территориальных органов Службы.

Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке страховых услуг осуществляется Федеральной службой страхового надзора совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) на основе функционального распределения обязанностей, соответствующей специализации и разграничения ответственности, определенных законодательством Российской Федерации.

В настоящее время  перед Федеральной службой страхового надзора и Федеральной антимонопольной  службой стоит задача обеспечения прозрачности страхового рынка, усиления контроля за действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг, осуществления мониторинга работы страховых организаций, занимающих доминирующее положение на федеральном и региональных рынках, государственного контроля за концентрацией капитала.

Чрезвычайно важно и взаимодействие ФССН и Министерства финансов РФ. В  связи с тем что Служба не вправе осуществлять правотворческие функции, нормативное регулирование различных вопросов ее деятельности возлагается в основном на Минфин России. Для обеспечения эффективного выполнения Росстрахнадзором правоприменительных функций Министерство финансов РФ должно издавать акты нормативного характера, регулирующие различные сферы деятельности Службы, закрепленные в Положении. Однако нельзя забывать, что, несмотря на то, что ФССН находится в ведении данного министерства, она не подчиняется ему непосредственно, обладает независимостью, самостоятельно реализует свои полномочия.

В процессе организации деятельности Службы Росстрахнадзор, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение законодательства РФ всеми субъектами страхового дела, прозрачность и надежность функционирования страхового рынка.

Контроль и надзор за соблюдением  страховщиками страхового законодательства осуществляется посредством предварительного, текущего и последующего контроля и  надзора за деятельностью субъектов страхового дела, в том числе путем проведения проверок предоставляемой отчетности и деятельности страховых организаций на местах.

На этапе предварительного контроля проводится анализ документов, представленных субъектами страхового дела для получения лицензии.

Текущий контроль осуществляется путем  проведения проверок деятельности субъектов  страхового дела, их отчетности на предмет  достоверности и своевременности  представления, а также выявления  нарушений требований страхового законодательства, предъявляемых прежде всего к платежеспособности и обеспечению финансовой устойчивости субъектов страхового дела. Текущий контроль включает ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и их объединений.

Последующий контроль включает в себя проверки исполнения предписаний, а также выполнения субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, требований по прекращению их страховой деятельности, а в случае неисполнения - обращение в суд с иском о ликвидации этих субъектов как юридических лиц.

Согласно полномочиям ФССН разрабатывает  и представляет в установленном  порядке предложения по совершенствованию  страхового законодательства, основанные на глубоком научном анализе законодательства Российской Федерации и практики его применения, международном опыте и стандартах, включающие в себя мероприятия по регулированию страхования как целостной системы страховой защиты граждан, организаций и государства.

Надо отметить, что, несмотря на относительно недолгий период существования, ФССН ведет достаточно эффективную работу по осуществлению финансового контроля в сфере соблюдения страхового законодательства.

Оценивая необходимость создания такого органа государственного финансового  контроля, как Росстрахнадзор, и действенность проводимых им мероприятий, нужно обозначить, что в системе федеральных органов исполнительной власти создан обособленный орган, основной задачей которого является именно финансовый контроль в страховой сфере.

Росстрахнадзор обладая развитой системой территориальных органов, которые действуют в рамках общего плана, утверждаемого ежегодно, осуществляет страховой контроль и надзор в масштабе всей страны.

С другой стороны, существуют и отрицательные  моменты. Имеют место противоречия и нечеткость отдельных законодательных норм, отсутствует система мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере страховых услуг. Недостаточно сформирована территориальная система страхового надзора с учетом специфики регионов, количества страховых организаций на территории конкретного федерального округа. Процесс надзора за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховых организаций не в полной мере автоматизирован, требуется внедрение новых технологий страхового надзора, существует потребность в разработке механизма саморегулирования участников страхового рынка.

Названные проблемы характерны для  большинства финансово-контрольных  органов РФ на современном этапе  развития. Их решение должно осуществляться на единых началах при непосредственном участии и последовательной политике государства.

 

Глава 2. Анализ современного состояния государственного регулирования страховой деятельности в РФ

 

2.1. Анализ страхового рынка РФ в 2011 гг.

 

2011 год оказался дважды рекордсменом  за последние 3 года: во-первых, по рекордно высоким темпам прироста страховых премий (19,2%), во-вторых, по рекордно низким показателям рентабельности.

В 2011 году усреднённый показатель рентабельности активов составил 2,2%, показатель рентабельности собственных средств – 7,4%. Для сравнения усредненный показатель рентабельности собственных средств кредитных организаций в 2011 году составил 8,6% (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Динамика годовых показателей рентабельности

 

Наименьшие показатели рентабельности активов традиционно имеют компании, специализирующиеся на автостраховании (2,5% в 2010 году, 1,0% в 2011 году). Рентабельность же компаний, занимающихся личными видами страхования либо страхованием имущества и ответственности (кроме автострахования), более чем в 2 раза превышала средний по рынку показатель (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика рентабельности активов

 

Из топ-15 лидеров рынка  по взносам наибольшие показатели рентабельности активов имели ВТБ Страхование, СОГАЗ и ЖАСО, наименьшие – Югория (таблица 1).

 

Таблица 1 - Рентабельность активов топ-15 лидеров рынка по взносам за 2011 год

№ по взносам

Компания 

Рентабельность активов, %

2011 год

2010 год

1

Росгосстрах (ООО)

1,0

1,8

2

СОГАЗ

9,2

10,3

3

Ингосстрах

4,1

5,7

4

РЕСО-Гарантия

3,0

12,2

5

ВСК

2,3

2,6

6

Альфастрахование

2,6

2,5

7

Согласие

0,5

2,7

8

Альянс

0,9

0,6

9

Страховая группа МСК

0,5

3,9

10

Группа Ренессанс Страхование

2,7

0,7

11

МАКС

4,5

4,4

12

Уралсиб

0,7

-1,7

13

ЖАСО

5,5

5,2

14

Югория

-4,1

-15,4

15

ВТБ Страхование

33,7

33,1

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности