Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ состояния государственного регулирования страхования в РФ и разработка путей его совершенствования.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
- дать оценку месту и роли государственного регулирования страхования;
- проанализировать современное состояние и перспективы страхового рынка в РФ;
- изучить государственную политику по надзору за страховой деятельностью (формирование страховых тарифов, особенности налогообложения страхования, контроль за инвестиционной деятельность страховщиков);
- проанализировать законодательные пути совершенствования государственного регулирования страховой деятельности в РФ.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Основы государственного регулирования страховой деятельности в РФ

1.1. Этапы становления страховой деятельности в РФ

1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие страховую деятельность в РФ

1.3. Государственное регулирование и контроль за страховой деятельностью

Глава 2. Анализ современного состояния государственного регулирования страховой деятельности в РФ

2.1. Анализ страхового рынка РФ в 2010 -2011 гг.

2.2. Тенденции развития страхования в 2012г.

2.3. Формирование тарифов и особенности
налогообложения страхования на российском страховом рынке

Глава 3. Совершенствование государственного регулирования страховой деятельности в РФ

3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования страхования

3.2. Последствия вступления в ВТО для российского рынка страхования: стратегия 2021

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование страховой деятельности.doc

— 764.50 Кб (Скачать файл)

При осуществлении своей деятельности страховой надзор может создавать временные советы, комиссии, привлекать экспертов, назначать уполномоченных для проведения проверок страховых организаций.

 

1.2. Закон как  основа функционирования страховых  организаций

 

В Российской Федерации сложилась трехступенчатая система регулирования страхового рынка.

Первая ступень. Гражданский  кодекс страны, некоторые законы и  правовые акты, имеющие статус кодекса.

Вторая ступень. Специальные  законы по страховому делу.

Третья ступень. Нормативные акты министерств и ведомств по страховому делу.

Гражданско-правовые основы регулирования играют значительно  более важную роль в страховании, нежели в любой иной сфере бизнеса. На страховом рынке наиболее защищенными  являются страховщики, а наименее защищенными – страхователи, поэтому вся система государственного права должна обеспечить равенство прав и обязанностей участников страховой сделки через приоритетную защиту интересов покупателей и потребителей страховых услуг. Правовая безопасность страховых фирм может быть обеспечена только хорошими законами, не противоречащими актам всех ступеней регулирования страховых отношений.

Гражданское право является исходной основой (первой ступенью); оно  выполняет функцию генерального регулятора всех сфер жизни общества и определяет регулировочные функции всех законодательных актов второй и третьей ступени.

Глава 48 «Страхование»  Гражданского Кодекса РФ содержит также  положения, относящиеся к отраслевой специфике страхового дела, т.е. ко второй ступени правового регулирования страхового рынка.

В настоящее время  основой второй ступени регулирования  страхования стал Закон РФ «О страховании», принятый 27 ноября 1992 года и вступивший в силу с 12 января 1993 года (с изменениями  и дополнениями).

Важнейшим в группе специальных (отраслевых) законодательных актов является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Закон «О страховании» стал первым юридическим актом, определяющим правовые границы (рамки) и основы страхового дела в России. Этот закон стал базой для разработки других специальных законов, указов, постановлений, подзаконных и нормативных документов, документов страховых фирм, охватывающих все направления развития страхового рынка и соответствующих ему экономических отношений. Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела; он формулирует содержание и специфику договора страхования, страхового свидетельства (полиса, сертификата), заявления на страхование; определяет компетенцию и функции страхнадзора.

В Законе РФ «О страховании» была особо продекларирована роль государства в страховом деле. В соответствии с Законом государство может быть участником страхового хозяйства в различных аспектах:

- страхователем;

- учредителем или соучредителем страховых фирм (например, «Росгосстрах», «Ингосстрах»);

- гарантом в тех сферах, где требуется государственная поддержка (например, страхование иностранных инвестиций);

- регулятором страхового хозяйства страны [4].

Государственное регулирование  рыночного хозяйства, в том числе  страхового, является общемировой практикой. В Российской Федерации регулирующие функции возложены на государственный страховой надзор.

С образованием в 1992 году федерального органа по надзору за страховой деятельностью и принятием  Закона Российской Федерации «О страховании» положено начало переводу стихийных рыночных преобразований в сфере страхования в русло цивилизованного развития.

Согласно законодательству на Федеральную службу России по надзору  за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) возложены шесть основных функций:

- выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

- ведение единого Государственного реестра страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

- контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

- установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

- разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенных Законом РФ «О страховании» к компетенции Росстрахнадзора;

- обобщение практики страховой деятельности и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Регистрация страховщиков в Государственном реестре – главная регулирующая функция государства на страховом рынке. Регистрацию в росстрахнадзоре обязаны проходить все страховые организации. При этом они обязаны не только зарегистрироваться, но получить лицензию на проведение конкретных видов страхования. Для этого страховые организации согласно законодательству представляют в росстрахнадзор определенный пакет документов, в том числе те, что подтверждают профессиональную пригодность этих организаций. Согласно закону о страховании (статья 32) и «Условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» (утв. Росстрахнадзором 19.05.94г.) страховщики обязаны представить:

- заявление установленной формы;

- учредительные документы:

- устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством;

- протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор;

- документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица;

- документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справка банка, акты приема-передачи имущества, другие документы);

- экономическое обоснование страховой деятельности:

- бизнес-план на первый год деятельности;

- расчет соотношения активов и обязательств по форме, указанной в специальной методике, утвержденной росстрахнадзором (представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее года);

- положение о порядке формирования и использования страховых резервов;

- план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10% собственных средств страховщика;

- баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;

- план размещения средств страховых резервов;

- правила по видам страхования, которые в соответствии с Законом РФ «О страховании» и общими условиями действительности сделок, предусмотренных гражданским законодательством, должны содержать:

- определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

- определение объектов страхования;

- определение перечня страховых случаев, при наступлении которых возникает ответственность страховщика по страховым выплатам (основные и дополнительные условия);

- страховые тарифы;

- определение сроков страхования;

- порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов;

- взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

- порядок рассмотрения претензий по договорам страхования.

К правилам страхования должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов). Правила страхования (условия) представляются в росстрахнадзор в двух экземплярах, прошитых, пронумерованных, утвержденных руководителем страховой организации; расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также утвержденную руководителем страховой организации структуру тарифных ставок в двух экземплярах; сведения о руководителе и его заместителях.

Росстрахнадзор ежемесячно публикует данные о страховщиках, которым выданы лицензии с указанием:

  • наименования страховщика;
  • юридического адреса;
  • даты выдачи лицензии;
  • видов страховой деятельности.

Без лицензии, удостоверяющей профессиональную принадлежность, ни одна страховая организация не имеет права работать с клиентами и партнерами.

Другие функции росстрахнадзора  также обеспечивают защиту прав и  интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства, так как они связаны с проведением единой тарифной политики. Это должно обеспечивать финансовую устойчивость страховых организаций, так как благодаря обоснованным тарифам (по размерам и структуре) можно сформировать достаточные страховые резервы. Соблюдением правил их формирования и использования, утвержденных росстрахнадзором, обеспечивается своевременность и непрерывность предстоящих страховых выплат клиентам.

Для эффективного регулирования  страхового рынка росстрахнадзор наделен  соответствующими правами и обязанностями (Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 30, п.4). Реализация этих прав и обязанностей осуществляется росстрахнадзором, его кустовыми инспекциями и территориальными органами по различным направлениям.

В целом система государственного регулирования страхового рынка России складывается из различных способов воздействия на него, осуществляемых не только росстрахнадзором. Регулирование может осуществляться с помощью любых юридических актов в рамках трехступенчатой системы правового обеспечения; любых экономических инструментов, выработанных государственными органами и регулирующими различные стороны функционирования страхового рынка.

За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора  в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.

 

 

 

 

1.3. Государственное регулирование и контроль за страховой деятельностью

 

В целях создания стабильного  страхового рынка, способствующего  выполнению общесоциальных целей и  задач по защите граждан и организаций от наступления неблагоприятных последствий, государство, уполномоченные им органы власти осуществляют особый вид деятельности - регулирование страхового дела.

Проблемы развития и  совершенствования государственного регулирования страховой деятельности особенно актуальны в Российской Федерации, поэтому на сегодняшний момент требуется более четкое законодательное обеспечение и создание действенной системы государственного надзора за страховой деятельностью.

Правильная организация  системы органов государственного регулирования страховой деятельности является непременным условием эффективности его осуществления. Нечеткое разграничение полномочий, неоднозначно поставленные задачи, отсутствие взаимодействия между органами не способствуют успешному функционированию данного института.

Изучив историю развития страхового дела в России, можно  сказать, что для осуществления  государственного регулирования в  области страховой деятельности необходимо создание системы взаимодействующих  органов, наделенных полномочиями по осуществлению соответствующих мероприятий.

Для реализации системы  государственного регулирования страховой  деятельности в России Указом Президента РФ в феврале 1992г. была образована Федеральная  служба России по надзору за страховой  деятельностью. В 1996г. функции Службы были переданы Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ. Затем страховому надзору в ходе административной реформы, проводимой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. N 314, был возвращен статус Федеральной службы.

Цели данной реорганизации  состояли в разделении нормотворческих, правоустанавливающих и контрольно-надзорных  функций в системе органов  исполнительной власти, а также в  сокращении численности работников этих органов.

Росстрахнадзору переданы функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, а нормативно-правовое регулирование и выработка государственной политики в сфере страховой деятельности находятся в ведении Минфина РФ в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» Росстрахнадзор наделен контрольно-надзорными функциями в сфере страховой деятельности, а также осуществляет лицензирование и аттестацию субъектов страхового дела. Полномочия и вопросы организации Службы получили отражение в постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

В результате дальнейшей работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования был подписан приказ Министерства финансов РФ от 28 декабря 2004г. № 126н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора - Инспекции страхового надзора по федеральному округу». Данное положение регулирует как полномочия, так и организационные основы деятельности территориальных органов Росстрахнадзора.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности