Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ состояния государственного регулирования страхования в РФ и разработка путей его совершенствования.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
- дать оценку месту и роли государственного регулирования страхования;
- проанализировать современное состояние и перспективы страхового рынка в РФ;
- изучить государственную политику по надзору за страховой деятельностью (формирование страховых тарифов, особенности налогообложения страхования, контроль за инвестиционной деятельность страховщиков);
- проанализировать законодательные пути совершенствования государственного регулирования страховой деятельности в РФ.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Основы государственного регулирования страховой деятельности в РФ

1.1. Этапы становления страховой деятельности в РФ

1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие страховую деятельность в РФ

1.3. Государственное регулирование и контроль за страховой деятельностью

Глава 2. Анализ современного состояния государственного регулирования страховой деятельности в РФ

2.1. Анализ страхового рынка РФ в 2010 -2011 гг.

2.2. Тенденции развития страхования в 2012г.

2.3. Формирование тарифов и особенности
налогообложения страхования на российском страховом рынке

Глава 3. Совершенствование государственного регулирования страховой деятельности в РФ

3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования страхования

3.2. Последствия вступления в ВТО для российского рынка страхования: стратегия 2021

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование страховой деятельности.doc

— 764.50 Кб (Скачать файл)

Среди стран с континентальной  моделью заслуживают отдельного рассмотрения прежде всего Германия как страна, система регулирования страхового рынка которой была принята за основу при создании российской системы, и Франция, как страна, в которой наиболее тесно переплетены черты континентальной и британской систем. Среди стран с прецедентным правом требуют подробного рассмотрения Великобритания как страна с наиболее старыми страховыми традициями и как пример чистой централизованной либеральной системы регулирования, США как пример децентрализованного регулирования, и Канада как пример системы, занимающей, по мнению некоторых специалистов, промежуточное положение между централизованной и децентрализованной.

Несмотря на все разнообразие систем государственного регулирования  страхового рынка, все развитые страны объединяет то, что везде контролю и регулированию страхового рынка государством уделяется очень большое внимание. Это объясняется тем, что в развитых странах социально-экономическая роль страхования весьма высока, и это хорошо осознается государственными органами, ответственными за принятие соответствующих решений. Механизм государственного регулирования страхования, которым обладают развитые страны, складывался и функционировал уже много лет и максимально адаптирован к особенностям национального страхового рынка.

 

3.2. Последствия  вступления в ВТО для российского рынка страхования: стратегия 2021

 

16-го декабря 2011 года  после многолетних рекордных  по срокам переговоров наконец-таки  был подписан протокол о присоединении  России к ВТО. Ожидается, что  Россия станет полноправным членом  ВТО не позднее середины лета 2012 года. В соответствии с достигнутыми договоренностями, по прошествии 9 лет российский страховой рынок будет открыт для работы филиалов иностранных страховщиков, а квота иностранного участия в УК страховых компаний уже сейчас должна быть увеличена с 25 до 50%.

Последнее условие крайне актуально в настоящий момент, так как в 2011 году квота была выбрана  и иностранные страховщики имели  сложности с увеличением УК.

 
 
           Рисунок 17 – Доля  иностранных инвесторов в совокупном уставном капитале страховых компаний в РФ

 

Условия вхождения Росси  в ВТО (по страховому рынку):

  1. допуск в Россию «прямых» филиалов через 9 лет при условии соблюдения требований лицензирования и финансовой устойчивости;
  2. общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25 до 50%. При этом увеличение УК страховых компаний РФ, получающих иностранные инвестиции, финансируемые за счет прибыли, полученной в РФ, или прибыли, возвращенной в РФ из-за рубежа, будет считаться внутренними инвестициями;
  3. федеральные финансовые органы по своему усмотрению могут принимать определенные временные действия, затрагивающие иностранные инвестиции в страховой сектор, если доля  иностранных инвестиций превышает 50 процентов.

Предполагаемые требования к филиалам (озвучены Минэкономразвития)

  1. деятельность филиалов иностранных страховых компаний, будет регулироваться ФСФР и подчиняться российскому законодательству.
  2. случаи нарушения филиалом российского законодательства или неисполнения обязательств перед российскими потребителями услуг будут рассматриваться российскими судами.
  3. для того чтобы открыть филиал в России, иностранная страховая компания должна выполнять следующие условия:

- иметь опыт оказания страховых услуг (восемь лет в сфере страхования жизни и пять лет в сфере иной, чем страхование жизни).

- иметь опыт управления прямыми филиалами на зарубежных рынках (не менее пяти лет).

- располагать совокупными активами в размере не менее $5 млрд. в конце календарного года, предшествующего дате подачи заявления на открытие филиала в России (160,25 млрд. рублей).

  1. российским законодательством могут быть установлены квалификационные требования к руководителям и сотрудникам филиалов иностранцев.
  2. филиалы должны будут иметь соответствующую капитализацию (аналог уставного капитала) и гарантийный депозит. Размер требований может быть установлен Россией на любом уровне.

Через 9 лет российский страховой рынок откроется также и для филиалов иностранных страховых посредников. Приходу иностранцев в этот сегмент будет способствовать два фактора. Во-первых, на этом рынке у нас пока не появилось достаточного количества сильных национальных игроков. Во-вторых, барьеры входа на этот рынок оцениваются как минимальные.

Всего существует несколько  сценариев развития российского  страхового рынка:

  1. сценарий 1. Формирование сильного страхового рынка до прихода филиалов иностранных компаний и внешняя экспансия национальных страховщиков (компаний с российскими собственниками). В случае если национальные страховщики смогут повысить свою конкурентоспособность, то доля иностранцев (филиалов и дочерних компаний) в совокупных взносах после либерализации рынка стабилизируется на уровне 50% (по итогам 2010 год значение этого показателя было равно 43%).
  2. сценарий 2. Постепенное выдавливание национальных страховщиков с рынка, не сумевших повысить собственную конкурентоспособность. В настоящий момент российские страховые компании проигрывают мировым страховщикам по целому ряду параметров – надежности, уровню капитализации, эффективности ведения бизнеса, технологичности, клиентоориентированности. Сценарий №2 предполагает постепенный рост рыночной доли компаний с иностранным участием и филиалов компаний-нерезидентов.
  3. сценарий 3. Переход страхового рынка под контроль иностранных структур. Этот сценарий маловероятен, так как за годы работы на российском страховом рынке сформировался целый ряд сильных национальных игроков. Сценарий возможен, если на законодательном уровне будут созданы существенные преференции филиалам иностранных компаний, в том числе, если будет разрешена работа филиалов компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах или государствах, имеющих преимущества в сфере налогообложения. В этом случае рыночная доля иностранцев может достигнуть 80%.

 
          Рисунок  18 – Прогноз динамики рыночной доли компаний с иностранным участием на российском страховом рынке

 

Но! Вне зависимости от сценария развития наибольшую рыночную долю иностранные страховщики получат на только формирующемся рынке страхования жизни. Уже сейчас дочки иностранных компаний (MetLife Alico, Альянс РОСНО Жизнь, Сожекап страхование жизни, СИВ Лайф, Дженерали ППФ Страхование жизни) занимают ведущие позиции по взносам по страхованию жизни.

Кроме того филиалы компаний-нерезидентов будут активно работать с иностранными компаниями, ведущими свою деятельность в России. В настоящий момент иностранные компании вынуждены заключать договоры страхования с российскими страховщиками с условием дальнейшей передачи рисков за границу. После открытия отечественного страхового рынка иностранцы смогут страховаться в своих компаниях напрямую без участия российского посредника, стоимость страхования для них снизится.

При этом следует ожидать  и косвенного эффекта - вступление в  ВТО приведет к приходу иностранных  компаний в Россию, которые будут предпочитать страховаться в иностранных страховых компаниях.

Негативным следствием вступления России в ВТО станет увеличение системных рисков на российском страховом  рынке. Рост проникновения иностранного капитала на отечественный страховой  рынок будет делать его более подверженным глобальным кризисам. Так, кризис 2008-2009 годов на рынках стран ЦВЕ показал, что в случае финансовых затруднений материнские компании предпочитают выводить капитал из своих филиалов и дочерних компаний, работающих на развивающихся рынках (приложение А).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, можно сделать  следующий вывод. Страховой бизнес, присущий всякой экономике, функционирующей  на рыночной основе, получил в России за последние годы существенное развитие. Об этом свидетельствуют создание сотен страховых организаций, появление большого количества новых видов страхования, ранее не известных в отечественной экономике.

Развитие страхового рынка в России в настоящее  время осложняется рядом факторов, связанных с общим кризисным состоянием экономики. Конкретно это выражается в следующем:

нестабильность  национальной денежной единицы как  всеобщего эквивалента во многом лишает страховой бизнес здоровой экономической  основы для существования страховых  операций. Инфляция подрывает основы долгосрочного страхования жизни. Для нормального функционирования страхового рынка нужен реальный курс национальной валютной единицы. Твердая валюта является условием стабилизации экономики, надо решительно идти по пути укрепления рубля, к обеспечению его конвертируемости;

существенным  фактором неустойчивости в деятельности страховых организаций является отсутствие сфер приложения временно свободных средств, обеспечивающих как гарантированную сохранность  инвестированных средств, так и стабильную прибыль от этих активов;

особой проблемой  является недостаток профессиональных кадров в области страхования, грамотных  актуариев. Над решением этой проблемы предстоит поработать специалистам учебных заведений и школ бизнеса. Необходимо преодолеть «девальвацию» труда страхового работника, сделать его престижным. Государственное значение приобретают вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации страховых работников, способных ставить и творчески решать сложные проблемы в условиях перехода к рыночной экономике. Нужен жесткий профессиональный отбор кадров, что в определенной степени даст контрактная система, применяемая в других странах и начавшая внедряться в нашу хозяйственную практику;

следующая группа проблем связана с развитием  страхового инвестирования - неразвитый финансовый рынок и ограниченность в объектах инвестирования негативным образом сказываются на инвестиционной составляющей страхования. Отсутствие в нашем законодательстве использования таких активов, как ссуды, снижает привлекательность и конкурентоспособность российских страховщиков;

законодательная база по регулированию страхового рынка  остается слабо разработанной и  требует своего совершенствования. Отсутствует комплексный и системный  характер нормативной базы; слабо  работает механизм регулирования и использования денежного потока, формирующегося в страховании;

Молодой отечественный  страховой рынок и мощный финансовый и профессиональный могут нарушить сложившееся равновесие на страховом  рынке, это, в свою очередь, может способствовать усилению оттока капитала из страны и на этой основе развитию внешней зависимости и ослаблению стратегической значимости страхования.

Существенно расширяются  границы страхования в связи  с осуществлением акционирования и  развитием предпринимательства. Необходимо разрешить продажу нерентабельных предприятий и законсервированных строек. Следует самым тщательным и непредвзятым образом рассматривать вопрос о возможности продажи земли в частную собственность. Все это позволит не только создать материальную основу под развертывание предпринимательской деятельности, но и возродить страховые интересы, активизировать страховую работу.

 

 

Список используемых источников

 

  1. Аналитическая записка «Анализ выполнения основных функций Федеральной службы страхового надзора в целях повышения надежности функционирования страхового рынка» // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2007. N 8 (116).
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993.
  3. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ. Часть 1,2 // Собрание законодательства РФ.
  4. Закон РФ от 27 ноября 1992г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ.
  5. Разъяснения Росстрахнадзора по отдельным вопросам осуществления страховой деятельности на территории Российской Федерации. // Финансовая газета. 2010, №№ 2-3.
  6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.99 № 16н «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов»
  7. Приказ Росстрахнадзора от 27 ноября 1992г. № 02-02/5 (с изменениями) «Об утверждении Плана счетов и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций»
  8. Приказ Росстрахнадзора от 18 мая 1995г. № 02-02/13 об утверждении «Положения о страховом пуле».
  9. Приказ Росстрахнадзора от 28 июня 1996г. № 02-02/18 «О методике расчета страховых тарифов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни».
  10. Письмо Росстрахнадзора от 29 октября 1996г. № 08/2-80р/16 «О страховых резервах по видам страхования иным, чем страхование жизни».
  11. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. N 329 «О Министерстве финансов РФ» // Справочно-правовая система «Гарант».
  12. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004г. N 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» // Справочно-правовая система «Гарант».
  13. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. N 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» // Справочно-правовая система «Гарант».
  14. Приказ Министерства финансов РФ от 28 декабря 2004г. N 126н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора - Инспекции страхового надзора по федеральному округу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 8; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27.
  15. Приказ Федеральной службы страхового надзора от 5 марта 2007г. N 194 «Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы страхового надзора» // Справочно-правовая система «Гарант».
  16. Приказ Федеральной службы страхового надзора от 14 января 2008г. N 5 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы страхового надзора» // Справочно-правовая система «Гарант».
  17. Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Справочно-правовая система «Гарант».
  18. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование. – СПб.: Питер, 2010.
  19. Басаков М.И. Страховое дело. Курс лекций. М., 2008.
  20. Воронцовский А.В. Управление рисками: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУ, 2008.
  21. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  22. Гинзбург А.И. Страхование. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.: ил.
  23. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. Финансовая политика, финансовый маркетинг, финансовый менеджмент, ценные бумаги, страхование. Железнодорожный, 2008.
  24. Гомелля В.Б. Основы страхового дела: Учебное пособие М., 2008.
  25. Гражданское право. Т.1, Т.2. / Под ред. Е.А. Суханова. М. 2008.
  26. Гражданское право. Учебник. Часть I и II. / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2008.
  27. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 352 с.
  28. Дедиков С. Принцип следования решениям и действиям страховщика. // Хозяйство и право. 2009, №8.
  29. Денисова И.П., Романова Т.Ф. Страхование. Научно-практическое пособие. - Рост.гос.эконом.акад.Ростов н/Д., 2006. - 174 с.
  30. Дубровина Т.А., Сухов В.А., Шеремет А.Д. Аудиторская деятельность в страховании: Учебное пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  31. Дэвид Бланд. Страхование. Принципы и практика. М., 2008.
  32. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 462 с.
  33. Ефимов С.Л. Организация работы страховой компании: теория, практика, зарубежный опыт. М., 2007.
  34. Ефимов С.Л. Организация управления страховой компанией: теория, практика, зарубежный опыт. М.: 2009. 
  35. Исаев Н. Страхование с позиций главы 25 НК. //Законность. 2010, №7.
  36. Казанцев С.К. Основы страхования: Учебное пособие. Екатеринбург, 2008.
  37. Климентьева И.В. Страхование финансовых инвестиций // Страхование в условиях формирования рыночных отношений. Тезисы II Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. Екатеринбург, 2009.
  38. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). /Под ред. О.Н. Садикова. М. 2008.
  39. Крутик А.Б., Никитина Т.В. Организация страхового дела. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ Бизнес-пресса, 2009. - 302 с.
  40. Кудрявцев А.А., Спиридонов Е.В. Чернова Г.В. Прогнозирование потребности в перестраховочной защите - СПб.: Институт страхования, 2010. - 31 с.
  41. Ларионов В.Г., Селиванов С.Н., Кожурова Н.А. Страхование: Учебное пособие / Под ред. С.Н. Селиванова 2-е изд., доп. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - 160 с.
  42. Ломакина Т.П. Бондаренко Л.Н. Формирование и размещение страховых резервов. (Опорный конспект лекции по курсу "Страховое дело"): Учеб.-метод. пособие – Волгоград: Перемена, 2009.
  43. Ломакина Т.П., Бондаренко Л.Н. Страховые тарифы (Опорный конспект лекции по курсу "Страховое дело"): Учеб. пособие. - Волгоград: Перемена. 2009.
  44. Ломакина Т.П., Бондаренко Л.Н. Сущность и значение страхования. Управление риском. (Опорный конспект лекции по курсу "Страховое дело"): Учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2005.
  45. Моисеенко А. Защита от невозврата. //Страхование. № 25. 2007.
  46. Налогообложение страховой деятельности. М.В. Романова / Под. Ред. В.В. Шахова. Финансы и статистика. 2008.
  47. Новиков И.А. Особенности российского страхового законодательства.//Законодательство. 2007, №5.
  48. Организационно-экономические основы страхового бизнеса / Р.Т. Юлдашев. М.: Изд-во 6 Анкил, 2008.
  49. Основы страховой деятельности. Учебник.- М.: Изд-во БЕК. 2009.
  50. Основы страховой деятельности. Учебник. Под ред. Т.А. Федоровой. М., 2007.
  51. Основы страховой деятельности: Учебник / Отв. ред. проф. Т.А. Федорова. М., 2009.
  52. Пастухов Б.И., Климов Р.Н.. Состояние и перспективы развития законодательной базы страхования в России. М., 2008.
  53. Пылов К.И. Страховое дело в России. М., 2007.
  54. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М., 2007.
  55. Романова М.В. Особенности определения доходов и расходов в страховых организациях. // Журнал "Российский налоговый курьер". №15, 2008.
  56. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело: Учебное пособие для вузов. Изд-е 2-е перераб. и доп. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2007. - 384 с. - серия «Высшее образование».
  57. Скамай Л.Г. Страхование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 160 с. - (Серия «Вопрос-Ответ»).
  58. Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. Страховое дело: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 256 с. - (Высшее образование).
  59. Спектор А.А. Страхование. Пермь. 2008.
  60. Страхование / Под ред. Т.А.Федоровой. - М.: «Экономистъ», 2005. - 875 с.
  61. Страхование / Под ред. В.В.Шахова. – М.: Анкил, 2007.
  62. Страховое дело: Учеб. пособие / М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин и др.; Под общ. ред. М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 286 с.
  63. Основы страхования / Под ред. О.И. Крюгер. - М.: Экономистъ, 2007. - 447 с.
  64. Страховое право. Учебник для вузов / Под ред. Шахова В.В., Григорьева В.Н., Ефимова С.Л. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. - 384 с.
  65. Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М., 2009.
  66. Формирование страховых резервов. Бухгалтерский учет, налогообложение. М., 2007.
  67. Хохлов Н. В. Управление рисками. Учебное пособие. М., 2009.
  68. Шахов В.В. Введение в страхование. М.: Финансы и статистика, 2008.
  69. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: Страх. полис. ЮНИТИ, 2007.
  70. Челухина Н. Страховщики и инвестиции // Финансовая газета. 2007. № 2. С. 5.
  71. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 192 с.
  72. Экономика страхования и перестрахования. М., 2010.
  73. Юрченко Л.А. Финансовый менеджмент страховщика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  74. Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учеб. пособие - М.: Юристъ, 2008. - 217 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

ТОП-15 страховщиков, доля иностранного участия в уставных капиталах которых составляет 100%, 2010 год

 

№ по взносам

Название

Иностранная страховая группа

УК,  млн руб.

Страховые премии (с учетом входящего перестрахования) всего, млн. руб.

1

6

РОСНО

Allianz (Германия)

5 124

21 328

2

17

ЦЮРИХ

Zurich (Швейцария)

1 500

6 556

3

18

ДЖЕНЕРАЛИ ППФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ

Generali (Италия), PPF (Чехия)

86

6 300

4

31

ОРАНТА

Eureko (Нидерланды)

1 000

3 021

5

35

АЛЬЯНС

Allianz (Германия)

120

2 569

6

36

АВИВА

Aviva (Великобритания)

60

2 567

7

46

ЭРГО РУСЬ

ERGO (Германия)

717

2 023

8

45

ЧАРТИС

Chartis Inc. (США)

150

1 962

9

48

ДЖЕНЕРАЛИ ППФ ОБЩЕЕ СТРАХОВАНИЕ

Generali (Италия), PPF (Чехия)

100

1 811

10

49

СОЖЕКАП СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ

Societe Generale (Франция)

60

1 784

11

53

СИВ ЛАЙФ

Talanx (Германия)

60

1 483

12

61

СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ КАРДИФ

CARDIF (Франция)

120

1 299

13

58

АЛЬЯНС РОСНО ЖИЗНЬ

Allianz (Германия)

240

1 254

14

174

ЭРГО ЖИЗНЬ

ERGO (Германия)

60

331

15

176

РЕГИОН

IF (Швеция)

300

325

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности