Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпоры_по_философии.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Своими предшественниками  они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили  индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь. Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек. Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”. При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И  только в моменты глубочайших  потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек  может прозреть, постичь экзистенцию  как стержень своего существа.

Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета  которой является смерть. Представление  о смерти как непереходимой границе  всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое  же место, как в религии (кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.

Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические  проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.  Современная  религиозная философия. 

Неотомизм  (лат.  neo  – новый и thomismus  – учение  Ф. Аквинского) – наиболее влиятельное течение в философии католицизма. Классиками  неотомизма  стали Ж. Мартен  (1882 – 1973),  Э. Жильсон  (1884 – 1978) и др.  Краеугольным  камнем  неотомизма  является  учение  о  гармонии  веры и разума. Предложенный Ф. Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и  знание  суть различные  пути постижения  Бога,  который открывается естественным  образом через познаваемый разумом сотворенный мир и сверхъестественным  образом – через Откровение, божественное слово.  Основным  разделом философии неотомизма  является  онтология. Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. С одной стороны, бытие здесь предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой – как Бог. Поэтому онтология неотомизма выступа-ет и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога. Бытие состоит из потенции (возможность, или «чистое бытие») и акта (действительности). Потенция  означает  возможность изменения,  становления чем-то определенным;  акт – реализация  потенции. Акт бытия в мире  определяется божественной  первопричиной  посредством  иерархии  причин:  материальной, формальной, действующей и целевой. Первые две причины  – вне их. Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о которых можно судить по их сущности и существованию. Все, кроме Бога, состоит из сущности, т. е. из того, чем данное бытие является по определению, и из существования, конкретного существования именно  этого единичного  предмета. Многообразие окружающего мира  неотомисты  объясняют с помощью идеи  гилеморфизма (греч. «гиле» – материя и «морфе» – форма) или спецификой соотношения материи и формы. Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналогии. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определённое представление о свойствах Бога.

Процесс  познания  неотомисты  определяют  как  взаимоотношение  субъекта  и  объекта.  Субъектом  выступает  бессмертная  душа  человека, а объектом – сущность вещи: форма, идея. Человек познает  не сами материальные  объекты,  а содержащиеся  в них идеальные сущности. Процесс познания – это своего рода приобщение к «разуму Бога».

 Тейярдизм.  Совершенно  иные  позиции занимает  основоположник тейярдизма П. Тейяр де Шарден (1881 – 1955) при решении религиознофилософских проблем.  Он  провозглашает  центральным  принципом  современного мышления христианский эволюционизм. Основными критическими точками процесса  эволюции мира  выступают  у Тейяр де Шардена  следующие  этапы:  неорганическая  природа  («преджизнь»),  органическая  материя («жизнь»), духовный мир («мысль», «ноосфера») и Бог («точка Омега»). Тейяр де Шарден также выделяет положение о всеобщей одушевлённости материи. Для  объяснения  возможности  происхождения  всего  сущего  из  единой субстанции необходимо допустить, что атомы, электроны, элементарные частицы имеют некие  «зачатки духа». Развитие в мире имеет  строгую направленность,  за  материальными  причинами  следует  обнаруживать  глубинное, целевое начало. В явной и активной форме цель выступает лишь на уровне человека. Человек – это сознательное существо, бытие, устремленное к Богу. Бог выступает в качестве конечной цели мирового развития. Тейяр де Шарден верил, что неизбежно вступление людей в мир Божественного совершенства, именуемый им как «точка Омега». «Точка Омега» оказывается прелюдией  к  сверхъестественному бытию мира, новому небу и новой  земле. Вырастает «точка Омега» из ноосферы. Именно в ноосфере и призван осуществиться  новый  этап  эволюции.  В дальнейшем  из  ноосферы  разовьется  «любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в «область Омеги». Одним из  идеалов Тейяр де Шардена было  создание  «сверхнауки», способной координировать все отрасли знания. В этом контексте он трактовал особую значимость религии, ибо науке необходима убежденность в том «что универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти какому-то необратимому совершенству. 

Персонализм – теистическое направление в западной философии, признающее личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Личность персоналистами трактуется как неповторимая, уникальная субъективность, направленная на созидание общественного мира и достигающая наивысшего блаженства в единении с Богом. Как правило, выделяются  три диалектически  взаимодействующие  черты  личности:  экстериоризация (самоосуществление человека вовне), интериоризация (внутренняя сосредоточенность человека, его духовный мир), трансценденция (нацеленность человека на высшие божественные ценности – истину, красоту, благо).

Диалектическая  теология – одно из ведущих направлений в европейской и американской теологии протестантизма в 20 – 30-х годах ХХ века, развивавшееся в контакте с ранним немецким  экзистенциализмом и близкий к нему по генезису и установкам. Исходный пункт диалектической теологии – безнадёжность  всех  попыток  определить  содержание  веры  через  какие-либо теологические  или  культовые манипуляции,  вообще  через  религию.  Религия порочна потому,  что  стремится  связать несвязуемое:  «не-наглядного» и  «не-вещного» Бога с наглядным и вещным миром человеческого интеллекта и воображения. При этом диалектическая теология утверждает веру в абсолютно трансцендентного по отношению ко всему человеческому Бога. Бог есть «критическое отрицание» всего, совершенно непосредственный источник кризиса всякой предметности, судия, небытия мира. Человек может обрести отношение к Богу лишь на пределе своего бытия.

 

29.  Социокультурные  предпосылки формирования и основные  этапы развития белоруской философской  мысли.

Известно,  что  возникновению  философии  должно  предшествовать, как  минимум,  формирование  государственности  и  письменности.  В  VI – VIII веках, когда античная философия уже канула в лету, а западноевропейская средневековая философия развивалась в лице патристики, восточнославянские племена только совершали переход от первобытнообщинного к феодальному укладу, т. е. переход от состояния варварства к цивилизации. Лишь во второй половине  IX века складывается древнерусская  государственность. И  хотя  первыми  и  наиболее  сильными  восточнославянскими княжествами были Полоцкое и Туровское, т. е. исконно белорусскиеземли, но и первое, и второе княжества уже с конца X века начинают подчиняться  киевским  князьям.  Принятие  христианства  на  Руси  в  988  году способствовало освоению  античной  средневековой  греческой и византийской письменности путем переводов на славянский язык, соответственно, письменность  появляется  здесь  только  в  конце X  века. В XI – XIII  веках при  монастырях  и  княжеских  дворах  возникают  центры  переписывания книг.  Переводные  византийские  сочинения  способствовали  развитию книжного  славянского  языка,  введению философских  терминов  в  славянской  речи. Книжность Киевской  Руси  была  связана  с  культурой  поздней Византии, уже клонившейся к упадку. Духовные лица брали из Византии только  то,  что  служило  или  для  прославления  христианства,  или  для  посрамления других религий. В XI веке христианство встречает яростное сопротивление со стороны язычников, что вылилось в различные споры между христианами и язычниками. В XII веке философско-религиозные споры  происходили  уже  в  обстановке  утвердившегося  христианства.  Темой для них служили церковные вопросы, например, как соблюдать посты.

В XIII веке белорусские  земли лишились непосредственной поддержки  восточно-русских  княжеств,  занятых  борьбой  с  монголо-татарским  игом,  не смогли  противостоять  силам  сначала  литовских  князей,  а  затем  и  польских магнатов. В XIV  веке  вся  территория Беларуси  включена  в  состав Великого княжества литовского, а в XVI веке само ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой. В последствии, после трех разделов Речи Посполитой Беларусь становится частью Российской империи. После революции 1917 года Беларусь приобрела  статус  самостоятельной  республики  в  составе СССР. И  лишь  27  июля 1990 года Беларусь обретает собственную государственную независимость.

Периодизация философской мысли Беларуси:

ПЕРВЫЙ периодХII век: К. Смолятич К. Туровский.

Это богословско-философский  период в отечественной мысли. Его  проблематика вытекает из вопросов, занимающих каждого средневекового мыслителя: Что такое мир и человек  в нем как творенье Бога? Откуда в мире зло и как его преодолеть? Какое значение при этом имеет вера и человеческий разум? Взгляды первых отечественных мыслителей можно охарактеризовать как христианский антропоцентризм, поскольку главным объектом их размышлений был человек как венец Божьего созидания.

ВТОРОЙ период(ВОЗРОЖДЕНИЕ) XIV – XVI  века: Ф. Скорина С. Будный В.Тяпинский  А. Волан Л. Сапега.

Критика религии, проблема человека и его прав на достойную  жизнь, патриотизма, войны и мира, общего и индивидуального блага, общественного согласия как условия процветания человека и общества, а также рассмотрение права как особого надклассового  института,  важнейшего  регулятора  общественных отношений в государстве.

ТРЕТИЙ периодХVII – XVIII века: М. Смотрицкий С. Полоцкий К. Нарбут.

Отстаивается право  народа на веру предков, на развитие родного  языка и культуры. 

Страстные выступления  за воссоединение белорусского, украинского  и русского народов.

В XVII – первой половине XVIII  века в связи с  установившимся  в  обществе  господством  иезуитской  идеологии начинает культивироваться схоластика. Примерно  с  середины  XVIII  века  имеет  место  преодоление теологического  рационализма  схоластики  сначала  в  рамках эклектической философии, а затем в философии Просвещения. Высказываются  идеи,  касающиеся  природы  человека, его  извечных  прав,  стремления  к  счастью. Человек  становится мерой всех вещей. Одной из основных черт философии  этого  периода  было  отрицание  провиденциализма в развитии общества и человека.

ЧЕТВЕРТЫЙ ХIХ – начало ХХ века: И. Хрептович И. Стройновский М. Коялович.

В  философии  отразились  особенности  национально-освободительного движения в Беларуси, процесс формирования  белорусской  нации,  национального  самосознания и национальной идеи.

Возрастает интерес к истории Западной Руси, ее культуре и языку. Результат оказался неожиданным: ряд исследователей постепенно приходят к  выводу,  что  Западная Русь (Беларусь) – это не Польша и не Россия, она имеет свою особую историю, культуру, язык.

Идея преобразования общества и человека на основе разума и образования.

ПЯТЫЙ с 1917 года: В. Самойла  Я. Окунь И. Абдиралович.

Как ответная реакция  на утвердившую свои позиции революционную  марксистскую  идеологию,  развивается  религиозная философия. Она дает философское обоснование пути обновления общества – пути, основанному на христианской этике.

С  одной  стороны, неприятие  большевистской идеологии и практики,  но  с  другой  стороны,  осознание  еще  большей опасности для  Беларуси, заключающейся в полонизации ее Западной части, вера в историческое будущее Беларуси. Утверждение марксистской идеологии.

 

 

 

31.  Категория   материи. Понятие материи появляется благодаря попыткам древнегреческих философов найти основу многообразия мира (первоэлемент или субстанцию), нередко отождествляемую ими с веществом. 

Философы Нового времени  акцентировали свое внимание на атрибутивных свойствах материи. Сущность материи  они усматривали не столько в  телесности, сколько в таких ее свойствах, как протяженность, твердость, непроницаемость . Формирование  механики  способствовало  утверждению  в  качестве субстанции мира, материи  вещество. Отныне  все  качественные  различия между телами сводятся к количественным, все изменения – к перемещениям, все сложные явления – к простым, из которых они состоят.  Ряд естественнонаучных открытий в конце XIX и в начале XX веков, в  первую  очередь,  открытие  электродинамических  процессов  и  явления радиоактивности, стал причиной новой интерпретации материи как поля. 

В результате научных  открытий возникла потребность в таком определении материи, которое бы не было связано с каким-то конкретным представлением  естествознания  о  строении материального мира,  а  выражало  универсальные его свойства, т. е. носило бы статус философской категории.

Материя – субстанциональная  основа видимого многообразия вещей, основа единства мира. В этом понятии мы отвлекаемся от качественных различий вещей. Понятие материи обозначает своим содержанием то общее, что  характерно всем вещам и явлениям окружающей среды, а именно, объективность их существования. Другими словами, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им. Это определение включает в себя два аспекта: онтологический и гносеологический.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"