Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпоры_по_философии.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Первый заключается  в идее существования объективной  реальности, ее первичности по отношению  к сознанию, второй – в идее данности объективной реальности человеку в  его ощущениях, отражения этой реальности сознанием человека, доступности, а значит, реальной возможности ее познания. 

Материя как объективная  реальность является предметом изучения всех наук, каждая из которых исследует  какой-то определенный вид материи  или ее свойство. Философия анализирует материю в ее соотношении с сознанием. 

Материальное  единство  мира  –  основополагающий  принцип  диалектико-материалистической философии, утверждающий материю в качестве  субстанциональной основы бесконечного многообразия мира, и объясняющий это многообразие саморазвитием материи.

 

 

32.  Движение, развитие и отражение как атрибуты  материи. 

Движение как  атрибут материи – это любые взаимодействия, а также изменения состояний материальных  объектов  или их  систем,  вызванные этими взаимодействиями.

Различают  пять  основных  форм  движения:  механическая,  физическая, химическая, биологическая  и социальная. В основе этой классификации  лежат три принципа:

1)  каждая из форм  движения соотносима с определенным  структурным уровнем материи; 

2)  формы движения связаны между собой генетически, т. е. высшие формы движения возникают на основе низших;

3)  высшие  формы   движения  качественно  специфичны  и  не  сводимы к низшим. 

Различают также  два типа движения. 

Первый тип движения связан с сохранением качественной определенности материального объекта. Воспроизведение одного и того же набора  признаков  позволяет  говорить  об  определенном  предмете.  Внутренняя противоречивость движения как  единство изменчивости и неизменности,  устойчивости  (покоя,  сохранения)  является  одним  из  его  атрибутивных  свойств. Любое  конкретное бытие  существует  лишь благодаря  тому,  что  в  нем  воспроизводится  определенный  тип  изменений, движений.  При  уничтожении  этого  типа  движения  данное  конкретное бытие распадается, переходит в другое бытие. Покой выступает момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. 

Второй тип движения связан с переходом вещества от одного качества к другому.

Развитие  –    это процесс накапливающихся,  необратимых,  поступательных  изменений сложных системных объектов  в достаточно  больших интервалах времени.

Развитие может быть связано с качественным преобразованием конкретного  вида  бытия,  например,  развитие  растения  из  семени  до  колоса, процесс  образования  кристаллов,  смена  общественных  эпох,  эволюция звезд,  приобретение  студентом  специальности, формирование  новых теорий (динамический вид развития).  Другой разновидностью развития является процесс перехода с одного структурного уровня организации бытия на другой (популяционное развитие). Примерами этой разновидности может быть формирование атомов и молекул на основе взаимодействия элементарных частиц и полей: пере-ход  от  углеродистых  соединений  к  белкам,  возникновение  социального уровня организации бытия и др. Некоторые мыслители настаивают на том, что развитие имеет место только в живой природе. Отражение как атрибут материи. Все предметы, явления, процессы материального мира постоянно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия  претерпевают  определенные  изменения.  Каждый  из взаимодействующих объектов оставляет определенный «след» в том объекте, на который он воздействует, воспроизводит в своих признаках признаки воздействующих на него объектов. Данная способность материальных объектов фиксируется в понятии отражения.   Отражение, как и движение, зависит от уровня структурной организации материи, формы отражения образуют соответствующую этим уровням иерархию. Важным шагом в эволюции материи является информационное отражение, связанное со способностью  материальных  объектов  использовать  следы  взаимодействия  для активной ориентации в действительности. Выделяют такие виды информационного отражения как раздражимость, чувствительность, возбудимость, а также психическое отражение или сознание.

 

33.  Пространственно-временная  структура бытия. 

В  истории  философии  пространство  и  время  не  всегда  полагались как  атрибуты  материи.  Согласно  исторически  первому  субстанционному подходу,пространство и время мыслились как существующие независимо от  материи. Пространство  и  время  –  это  чистая  протяженность  и  чистая длительность, они неизменны и постоянны. Если из них «извлечь» материальные объекты, то пространство и время останутся. 

В рамках реляционного подхода  пространство и время мыслятся как  формы существования самой материи, их метрические свойства определяются такими свойствами материи как распределение и взаимодействие материальных масс,  т. е.  гравитация, и скорость движения. Этот подход получил научное обоснование в теориях относительности Эйнштейна. 

Согласно теории относительности, вблизи больших тяготеющих масс происходит  искривление  пространства  и  замедление  хода  времени.  При приближении скорости тела к скорости света временные процессы  замедляются, а пространственные размеры сокращаются.

Запомните определения  пространства и времени, выдержанные  в духе реляционного подхода. Пространство – форма бытия материи,  характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурна. Время – форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития. Оно возникает из сравнения различных состояний одного и того же объекта и факта сменяющейся последовательности разных объектов в одном и том же месте.

Трехмерность  пространства  является  условием  существования  устойчивых связанных систем (атомов, планет и т. п.). Можно предположить, что трехмерное пространство и одномерное время свойственны только нашему  макромиру.  Возможны  материальные  образования  с  многомерным пространством, со временем, текущем либо в обратном нашему направлению, либо текущем в двух направлениях. Идея неисчерпаемого многообразия мира методологически не исключает обнаружения миров с пространственно-временными свойствами, не представляемыми наглядно. 

Следует отметить, что  каждый уровень структурной организации  материи  обладает  своей пространственно-временной  структурой. Например, для  биологического  пространства-времени  характерна  пространственная ассиметрия, т. е. неравенство «левого» и «правого» в группировках атомов, что  не  свойственно  для  неживой  природы.  Здесь  различают три шкалы времени: филогенез, онтогенез и конкретная  ситуация,  а также «биологические часы», жизненные ритмы. 

Социальное  пространство  функционально  расчленено  на  ряд  подпространств,  характер  и  взаимосвязь  которых  исторически  меняются  по мере  развития  общества.  Социально-историческое  время  течет  неравномерно. Оно  замедляется или ускоряется по мере характера жизнедеятельности людей. Пространство-время индивидуального бытия человека определяется конкретной значимостью для него событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.  Диалектика  как философская концепция развития, ее основные принципы, законы  и категории. 

Термин «диалектика» первоначально использовался далеко не в философском  значении,  поскольку  им  обозначали  искусство  вести  беседу (именно  в таком значении  впервые его вводит  в оборот  древнегреческий философ Сократ), или один из приемов риторики, а то и собственно раздел риторики.  Такой нефилософский статус  за  термином  сохраняется вплоть до Нового времени. Но, несмотря на это, исторически первой формой диалектики считается именно античная диалектика, а ее главными признаками являются стихийность, фрагментарность и наивность. Диалектика  – это такой способ  понимания мира,  при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций в процессах изменения, развития.

Типология диалектики: 1. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА: - ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА (диалектика внешнего мира, живой и неживой природы, 

общества).     - СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА  (диалектика мыслительной деятельности человека, нематериальной сферы действительности). 

2. ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА: - ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА (диалектика  идеальной первоосновы мира, например,  Абсолютной Идеи).   -СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА (диалектика сознания человека, модусы которого определяют способы бытия человека в мире).

Диалектика  –  это  такой  способ  понимания мира,  при  котором  различные явления  рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций в процессах изменения, развития.

Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому знанию качественную определенность, системность и целостность.

1. ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ  ИИСТОРИЗМА: Движение  вечно,  покой   относителен.

В  мире  нет  ничего  постоянного, окончательно  завершенного,  все находится на пути к иному. Любой  объект  необходимо  изучать  в  его  развитии:  с  учетом  того,  как он возник, какие этапы  в своем развитии прошел, чем стал теперь, чем 

может стать в будущем.

2. ПРИНЦИП  ВСЕОБЩЕЙ  ВЗАИМОСВЯЗИ: Мир  представляет  собой  сложную  совокупность  явлений,  находящихся  в   самых  разнообразных  связях  и  отношениях  друг  с другом.  Любые  предметы  и  события   –  звенья  бесконечной   цепи,  объемлющей  все  существующее в мире в единое целое. Знание  об  объекте  всегда  носит  неполный, относительный характер, поскольку  в  процессе  его  изучения  человек  вынужден  абстрагироваться  от бесконечного  множества  отношений, которые  связывают  данный  объект  с другими объектами реальности. 

3. ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА: Утверждает  причинность  как  универсальный  вид  связи.  Причинность  –  это  генетическая  связь  явлений,  в  которой   одно 

при  определенных  условиях  порождает  другое.  Всякое  изменение  или  развитие  имеет  свою причину и следствие. Объективное  знание  целых  систем причинно-следственных  связей  явлений  самой  различной  природы позволяет  предвидеть  будущие  их состояния. Детерминизму  противостоит  индетерминизм и телеология.

Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные,  закономерные связи и отношения реальности, а также выражающие подвижность и противоречивость бытия.

Категории  диалектики  носят  чаще  парный  характер  (нередко  образуют триады), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов, подвижность, переходы и противоречивость  бытия.  Они  образуют  определенную  иерархию,  отражающую движение познания от простого к сложному.

Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме. Понятие законов диалектики является результатом совмещения диалектических принципов всеобщей взаимосвязи и развития,  а  также  результатом  связи и взаимодействия некоторых категорий диалектики.

1. ЗАКОН  ЕДИНСТВА  И БОРЬБЫ  ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ: Каждое  явление  и  тождественно  себе,  и  в  то же время  отличается от самого себя. Тождество   и  различие  представляют  собой  нечто  целое только  в своем единстве. Кроме того, любое явление внутренне раздвоено, содержит в себе  взаимоисключающие  стороны, моменты, тенденции. Противоположность –  это одна из взаимоисключающих  сторон  любого  объекта.

Они  не  только  взаимоисключают,  но  и  взаимополагают друг друга, а потому представляют  собой  стороны  единого  целого,  выступая при этом источником постоянного развития.

2. ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ   И ПЕРЕХОДА  КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ  В КАЧЕСТВЕННЫЕ: Изменение  качества  данной  вещи  совершается тогда,  когда  накопление  количественных  изменений достигает определенной.

Мера  выступает  как  интервал  количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет  свою качественную определенность границы.

3. ЗАКОН  ДВОЙНОГО  ОТРИЦАНИЯ: Развитие складывается из определенных циклов.

Способом перехода от одной ступени развития к другой  в  рамках  каждого  цикла  является  отрицание. Отрицание – это  этап развития, означающий превращение объекта  в нечто иное, определенным образом  связанное с отрицаемым объектом. Процесс же  такого превращения предполагает сохранение некоторых положительных элементов  отрицаемого  качества  и  подъем  на  новую, более высокую ступень.

 

 

 

35.  Понятие  природы. Специфика философского  подхода к изучению природы. 

Буквальное значение термина «природа» (в греческом – physis, в латинском – natura) – это быть рожденным или возникнуть. В истории философии под природой понимали, во-первых, первоначальную сущность (ядро) вещи; во-вторых, совокупность всех вещей, не тронутых человеком; в-третьих,  бытие  вообще,  все  сущее;  в-четвертых,  материю,  взятую  во всем многообразии ее форм; и, наконец, совокупность естественных условий существования человека, естественную среду его обитания.специфику философского подхода к изучению природы можно представить в трех аспектах:

1) изучение эволюции  философских представлений о  сущности природы; 

2) изучение природы  в ее противопоставлении культуре;

3) изучение природы  как естественной среды обитания  человека.

Основные  подходы  к  пониманию  сущности природы, имевшие место в истории философии:

АНТИЧНОСТЬ: Античный мир  – это мир космоса, гармонии, порядка, мир, пронизанный духовным началом, природа как часть этого мира выступает в качестве образца, идеала гармонии, которой человек должен  учиться  у нее, подражать  ей  в  своей повседневной жизни. Принцип тождества макро- и микрокосмоса.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: Все есть творение Бога и все совершается  по воле Бога. Высшим творением является человек, созданный «по образу и  подобию» божьему. Главное превосходство человека над всем природным заключается в наличии у него божественной

души. Природа лишается своей самоценности: она представляет интерес только в той мере, в  какой может служить человеку и быть полезными ему.

ВОЗРОЖДЕНИЕ: Культура Ренессанса  «реабилитировала» материю и материальное,  а  соответственно, и природу, поскольку  «взгляд по  вертикали»  (на Бога)  сменился  «взглядом по горизонтали» (на земной мир).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"