Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпоры_по_философии.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

НОВОЕ ВРЕМЯ: Утверждается абсолютная ценность человеческого  разума, а поскольку внечеловеческая природа им не обладает, то, соответственно, ее ценность несоизмеримо ниже. Конечной целью знания полагается господство человека над силами природы,  открытие и изобретение  технических  средств,  которые позволяли  бы  это господство обрести – «человек – царь природы». Природа не должна существовать и развиваться «просто так», она должна служить человеку.

ХХ ВЕК: Многочисленные попытки переосмысления отношения  человека к природе: от лозунга «Максимум  природных благ для большего числа  людей на более длительный период» до «универсальной этики», для которой в ценностном отношении нет разграничения между человеком и другими живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь человека. Утверждается идея, согласно которой, человек на основе разумной деятельности должен стать решающим фактором эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.  Природа  как  среда обитания человека. Экологические ценности современной  цивилизации. 

Человек всегда зависел от природы  и характер этой зависимости исторически  менялся. На  первом  этапе,  включающем  в  себя  первобытность,  античность  и средневековье, человек всецело  зависел  от природы  (от  климата, природных ритмов, сырья и т. п.). Эта зависимость была выражена в обожествлении природы сначала в мифологии, затем в религии. Поскольку же источники сырья совпадали с местами переработки и потребления, и, соответственно, негативного воздействия  человека на природу не отмечалось,  то  сложилось  стойкое убеждение, что на этом этапе человек находился в гармонии с природой.

На втором этапе, вызванным развитием капиталистического производства, а также бурным ростом научного знания, человек чувствует себя освобожденным  от  природной  зависимости.  Человек  научился  вырывать тайны из природы и сводить их к небольшой сумме формул, использовать силы и свойства природы себе во благо. Но, благодаря постоянно расширяющейся инфраструктуре и достижениям научно-технического прогресса, человек  превратился  в мощную  геологическую  силу,  что  способствовало возрастанию негативного воздействия на природу.

На  третьем  этапе  (ХХ  век)  взаимодействие  человека  с  природой уже носит общепланетарный  характер: от воздействия на природу на уровне  микромира до  изучения  космических просторов далеко  за  пределами околоземной орбиты.  Человек,  помимо  того,  что начинает  ощущать острую зависимость от природных ресурсов, он также начинает испытывать и последствия  своего  потребительского  отношения  к  природе,  своего  рода месть  природы,  вылившуюся  в  ситуацию  катастрофичности  существования человека как биологического вида. В конечном итоге, это привело человека  к осознанию необходимости переоценки  своего  отношения  к природе, что выразилось в целом ряде концепций, принципов и категорий, на первом  месте  среди  которых  идея  коэволюции  (согласования  стратегии деятельности человека со стратегией природы).

Термин  «экология»  впервые  предложен  в 1866  году  Э. Геккелем. Первоначально он означал науку об отношениях растительных и животных организмов  (и образуемых  ими сообществ)  между собой и окружающей средой. С 70-х годов XX века это понятие приобретает социальный аспект.

С этого времени экологию нередко определяют следующим образом:

– как системное понимание  окружающей среды;

– как науку о социальных механизмах взаимодействия общества с  окружающей средой;

– как науку, делающую акцент на человеке, представляющем собой  биологический вид, на который воздействует экологический фактор;

– как учение об охране окружающей среды;

– как прямое и побочное влияние производственной деятельности на состояние и свойства окружающей среды и т. п. 

Анализируя  приведенные  определения  экологии, можно выделить  два основных содержательных элемента: взаимодействие человека, общества с окружающей  средой и ее охрана. Следовательно, экологию можно определить как науку,  изучающую закономерности  взаимодействия  человека,  общества с окружающей средой, а также практические проблемы её охраны.

Под  экологическим  кризисом  обычно  понимают  ситуацию,  близкую к нарушению динамического  равновесия между живыми системами  и, прежде всего, общества, и их внешними условиями обитания.  Экологический  экстремизм человека уже привел к тому, что человек выступает в роли «переносчика атомов»: то, что в недрах природы накапливалось миллиардами лет, теперь успешно «разносится» по всей планете; создаются новые  концентрации  элементов  в новых  сочетаниях, используется  внебиосферная  источники  энергия  и  многое  другое.  Появилась  реальная  опасность, что активизированное человеком экологическое пространство нарушит и без  того  хрупкое  природное  равновесие. Демографическая проблема  также во многом обусловлена экологической проблемой.

 

37.  Понятие  сознания. Проблема сознания на протяжении всей истории философии всегда играла ключевую роль, а характер ее решения определял исходные мировоззренческие  и  методологические  установки  любого  философского  направления.  Ранее  уже  отмечалось,  что  основной философский вопрос об отношении сознания как бытия идеального к бытию материальному  условно разделил философов на идеалистов и материалистов.

Традиционно  считается,  что  заслуга  целостной  постановки  проблемы идеального принадлежит Платону. Он первым определил идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей, и тем самым положил начало объективному идеализму.

Классификация имевших  место в истории философии подходов к пониманию сущности сознания:

1.ТАФИЗИЧЕСКИЙ ПОДХОД:

а) СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ: Сознание  интерпретируется  как  сверхчеловеческая,  надличностная, трансцендентальная  идеальная  сущность  –  субстанция  (Логос  Гераклита,  мир  идей  Платона;  Нус Аристотеля,  абсолютная  идея  Гегеля; Бог), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание – это лишь частица, продукт или инобытие мирового разума. Ценность  человеческого разума  определяется  степенью  причастности  к этой идеальной сущности, началу миропорядка.

б) ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ: Формируется  в ХVIII веке на фоне достижений физиологии и медицины. Сознание  интерпретируется  в  качестве  особой  функции  мозга.  Отличие сознания от других функций мозга здесь усматривается в том, что благодаря  сознанию  человек  способен приобретать  знания  о  себе и природе. Но при этом подход базируется на принципе вульгарного материализма, отождествляющем сознание с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, поскольку мозг вырабатывает мысли и чувства также, как печень вырабатывает желчь и т. п.

в) ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ: С одной стороны, утверждается принципиальная несводимость сознания человека ни к  предметному миру, ни к социуму. Речь идет о чистом сознании как чистом смыслообразовании, фиксация которого возможна  только  при  условии  высвобождения  сознания  и  предметного мира из каких-либо связей между ними. С другой стороны, сознание рассматривается как способ бытия, а бытие  сознания  полагается  как  направленность  на  мир.  Сознание  есть

проектирование себя к своим возможностям, к своему будущему, оно есть самоопределение  по отношению к любому рода данности.

2. ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ  ПОДХОД: Сознание – высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная  с  речью,  заключающаяся  в  обобщенном  и  целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении  действий и предвидении их  результатов,  в  разумном  регулировании и самоконтролировании поведения человека. Рассматривает сознание как сложный, внутренне противоречивый феномен единства материального и идеального,  объективного  и субъективного, биологического и социального.

4 аспекта интерпретации сознания: Исторический аспект утверждает, что сознание – продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать. Онтологический аспект утверждает, что сознание – это функция высокоорганизованного  мозга,  а,  значит,  возникновению  и развитию  сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга.  Гносеологический  аспект  утверждает,  что сознание  – субъективный  образ объективной реальности. Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения. Праксиологический  аспект  утверждает,  что формирование и  развитие сознания  предполагает  с  необходимостью  включенность  человека  в социальную практику.

38.  Генезис   сознания:  основные предпосылки  его возникновения.

Сознание – это  высшая форма отражения. Отражение, являясь всеобщим свойством материи, есть ключ к решению проблемы возникновения  сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм  проявления  и  функций. Отражение  после  завершения  взаимодействия объектов продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток  отражаемого  явления. Это  отраженное многообразие  структур и  свойств взаимодействующих явлений получило название информации.

Информационное отражение, связанное со способностью материальных объектов использовать  следы  взаимодействия для  активной ориентации в действительности, явилось определяющим этапом эволюции материального  мира,  обусловившим  в  условиях  необходимости  приспособления живых организмов к постоянно изменяющейся внешней среде формирование тончайшего нервного аппарата – мозга.  Мозг – это орган сознания, а сознание – функция мозга.

Появлению сознания человека уже предшествовала:  1)  сложная  рассудочная  деятельность животных,  связанная  с функционированием ЦНС и головным мозгом; 

2)  зачатки  орудийной   деятельности,  инстинктивный   труд  человекоподобных предков; 

3) стадная форма обитания  животных;  4) звуковая сигнализация  для передачи информации.

Роль коллективного  труда в становлении и развитии человеческого сознания. 

Во-первых,  коллективный  труд  предполагал  сотрудничество  людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым  осмысление  связи  своих  действий  с  действиями  других  членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию.

Во-вторых, коллективный труд требовал и определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления  о нормах, начинает формироваться  воля.

В-третьих,  возникает  потребность  в  передаче  информации  о  предметах и действиях  с  ними последующим  поколениям,  что  реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка.

Сознание формируется  при условии включенности  индивида  в  систему  социальных отношений,  что  позволяет  ему  усваивать уже  готовый  социальный  опыт  (язык,  знания, умения и навыки). В противном случае возникает феномен «Маугли». Уровень  развития  основных  характеристик  сознания  определяется  уровнем развития  социума,  в  который  включен индивид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39  Человек как предмет философского анализа.

Человек – это продукт  и субъект исторического прогресса, развития материальной и духовной культуры.Человек  как  родовое  существо  конкретизируется  в  реальных индивидах.

Диалектическая  взаимосвязь биологического и социального  в человеке.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ: Биологическое  (телесность)  в  человеке первично.  Человек, как  часть  природы, подчинен  действию естественных  законов  природы. Морфофизиологические  признаки  организма  человека,  а также  его  темперамент,  задатки  передаются  по  наследству посредством  генетического механизма.Идет  естественный  отбор  (эпидемии,  генетические заболевания, стихийные бедствия )

СОЦИАЛЬНОЕ: Человек обретает свою человеческую сущность по законам общественного развития,  только в пределах общества. Вне социальных условий ни одна

природа  не  делает  человека  человеком.С  развитием  социальности  (науки, медицины,  образования)  появляется возможность  улучшения биологической  природы  человека,  например, возможность  корректировки  внешности,  пола.  Целенаправленное  выявление  природных  задатков,  их развитие  до  уровня  способностей возможно только в обществе. Культ здорового образа жизни, вмешательство в наследственный аппарат на генетическом  уровне,  вакцинация  населения  способствуют  увеличению продолжительности жизни, позволяют нейтрализовать  естественный  отбор. Развитые  технологии  делают  возможным  предвидение  тех  или  иных  стихийных бедствий и т. п., что способствует  значительному  снижению  жертв среди людей.

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО: Существуют  биологические  основы  социальности  человека,  например, большой период детства,  позволяющий  человеку научиться  стать  человеком. Человек изначально склонен  к  подражанию, любопытству,  проявлению эмоций.Природа  делает  вызов, человек  как  существо социальное отвечает на этот вызов.

Ущербность  биологии человека  является  стимулом  для  развития  соответствующего  уровня социальности. Чем выше уровень  социальности, тем  выше  биологический уровень.

 

41.  Понятие  познания

Познание можно определить как процесс отражения и воспроизведения  действительности  в  мышлении  субъекта,  результатом  которого  является новое знание о мире. Но при этом следует помнить, что, во-первых, познание не есть какой-то пассивный процесс отражения, поскольку с необходимостью предполагает  взаимодействие  человека  с  познаваемой  реальностью,  причем само взаимодействие, будучи ориентированным на удовлетворение жизненно необходимых потребностей, носит избирательный характер. Во-вторых, каждое  новое знание  как очередной итог  познавательного отношения человека к миру предполагает критическое переосмысление уже имеющегося «старого» знания,  заключающееся не  только  в  его  отрицании или  отбрасывании  всего, что опровергается новым  знанием, но и в  сохранении  в нем  того полезного, что потенциально может подлежать определенному развитию в рамках нового знания.  В-третьих,  познание  в  конечном  итоге  не  только  дает  приращение информации, т. е. увеличение ее в количественном отношении, но и усложнение в качественном. Отсюда следует более насыщенное по содержанию определение познания. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"